Дедуктивные. В них рассуждение идет от общего к частному, т.е. из общего правила делается частный вывод, знание при этом сужается

Пример:

Все звезды излучают энергию. (общее правило)

Солнце – это звезда. (частный случай)

Солнце излучает энергию.

При достоверности посылок получаем истинный вывод.

Индуктивные. Мысль развивается от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. Из нескольких частных случаев выводится общее правило, знание расширяется. Чаще всего получаем вероятностный вывод.

Пример:

Азот при нагревании расширяется.

Кислород при нагревании расширяется.

Водород при нагревании расширяется.

Азот, кислород, водород – газы.

По-видимому, газы при нагревании расширяются.

По аналогии. – В них на основе сходства предметов по одним признакам делается вероятностный вывод об их сходстве по другим.

Пример:

Планета Земля расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера, вода, жизнь.

Планета Марс расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера и вода.

Вероятно, что на планете Марс есть жизнь.

Обратите внимание, что, умозаключая, мы опыт не проводили. Однако, для того, чтобы убедиться в достоверности вывода, он необходим (если, конечно, возможен).

Суждение и умозаключение – это формы движения понятий.Имеется в виду то, что с их помощью происходит дальнейшее развитие понятий от абстрактных, т.е. бедных содержанием, неполных, к конкретным (к полным и к более богатым содержанием). Иначе говоря, таким образом знание конкретизируется, наполняется новым смыслом, развивается. В итоге получаем новые понятия, теории, новые модели и концепции.

Вернемся к И. Канту, к его рассуждениям о разуме и рассудке. И. Кант выделил двенадцать категорий: категории по качеству (единство (единица меры), множество (величина), совокупность (целое)), категории по количеству (реальность, отрицание, ограничение), категории по отношению (субстанция, причинность, взаимность), категории по модальности (возможность, действительность, необходимость). Как эти категории сформировались, И. Кант не объясняет. Категории - это чистые априорные формы мышления, как и пространство и время. Рассудок с помощью категорий осуществляет переход от индивидуального чувственного восприятия к общезначимому, объективному. Разум, по И. Канту, руководит деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цепи. Разум направлен на упорядочение того, что уже упорядочено рассудком. Разум - это способность к самому высокому обобщению, синтезу. В отличие от И. Канта, Г.В.Ф. Гегель показывает историю появления и развития категорий, их взаимосвязь.

Итак, рациональное позволяет постичь внутреннее в вещах, их сущность. Но как нельзя абсолютизировать чувственное познание, так нельзя абсолютизировать познание рациональное. В теории познания существует такое направление как рационализм, суть которого - в том, что разум объявляется основой познания. Разум может рассматриваться как единственный и достоверный источник человеческих знаний. Примеры - Р. Декарт, Г. Гегель. Р. Декарт, хотя сам занимался опытами, считал, что только опыта для познания мало. Источником достоверного знания может быть только разум, или интеллект, хотя он может и должен обращаться за помощью к чувствам. В качестве достоверной опоры познания Р. Декарт выбрал мыслящее “я”, самосознание, суждение “я мыслю, следовательно, существую” (ego cogito, ergo, sum). Выбор этот во многом объяснялся и жизненным опытом ученого, и активным развитием математики, и влиянием христианства, и влиянием платонизма. Исходный пункт процесса познания - интеллектуальные интуиции (интуиции разума). Это существующие в человеческом уме абсолютные, всеобщие врожденные (от Бога) истины (идеи), аксиомы-суждения, от которых берет начало бесчисленное множество частных относительных истин. Высшая интеллектуальная интуиция - ego cogito (как врожденная способность мыслить). Интуиции достоверны, ведь разум воспринимает их четко и ясно. К врожденным идеям Р. Декарт относил идею Бога, чисел, фигур, цвета, субстанции, материального бытия, сомнения, длительности, телесности... К аксиомам-суждениям он относил суждения типа “две величины, равные третьей, равны между собой”, “у ничто не бывает свойств”, аксиомы математики. От достоверности интуиции Р. Декарт отталкивался, но ею не ограничивался, а предлагал свой метод познания итогом которого является цель следствий из этих истин и аксиом, каждое звено которой тоже достоверно.

Обе стороны (способности) познания необходимы и взаимосвязаны, взаимопроникают, дополняют друг друга. Именно практическая деятельность в первую очередь убеждает во взаимосвязи этих сторон познания. Иногда говорят не стороны, а “ступени”. Да, чувства поставляют первичный материал для логического мышления, являются источником наших знаний про действительность, но, приступая к чувственному познанию, мы уже имеем определенную рациональную позицию. Однако исторически верно, что способность к абстрактному мышлению появляется у древних людей не сразу, а любой психический здоровый ребенок повторяет путь человеческого вида в целом.

3. Непосредственной цепью познания является получение истины. Нет возможности подробно раскрыть вопрос о понимании истины в истории философии (см. литературу по истории философии). Приведу лишь пару высказываний. Платон писал: “Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит иначе, лжет” [Платон. Соч. в 3-х т. Т.1. - М., 1968. - С.417]. Аристотель в “Метафизике” утверждал, что истина - это соответствие наших знаний действительности. И это – очень широко распространенная точка зрения. Однако, определение истины как знания, соответствующего объекту, является слишком неконкретным, расплывчатым. В диалектическом материализме есть понятие объективной истины, которая, вместе с тем, в определенном смысле, конкретна, абсолютна и относительна. Объективная истина есть соответствие наших знаний объективной реальности.Она объективна и в том смысле, что знание, которое мы уже можем назвать истиной, начинает существовать объективно, жить своей, самостоятельной, уже отдельной от ее создателя и независимой от нашего сознания, жизнью. Мы можем в дальнейшем поставить ее под сомнение, можем обнаружить ее исторически обусловленную ограниченность и т.д., однако и тогда мы будем воспринимать ее как нечто существующее объективно. Кроме того, при получении истины ученый опирался на объективно существующий познавательный опыт. Конкретность истины можно понимать и в смысле ее полноты и адекватного отражения объекта (это всестороннее, исчерпывающее о нем знание), и в смысле вписанности данного знания об объекте в систему уже существующих знаний о мире, и в смысле практическипреобразующей нацеленности знания, и в смысле соответствия, соотнесенности с данной исторической эпохой и ее социокультурными особенностями, а также особенностями познающего субъекта. Абсолютная истина – это знание совершенно полное, исчерпывающее, всестороннее. Относительная истина – это знание в принципе верное, однако неполное, не исчерпывающее. Считаю, что понимать под абсолютной истиной сумму относительных неверно, недиалектично. Любая истина и относительна, и абсолютна одновременно. Как полученная в данный конкретно-исторический момент времени данным конкретно-историческим субъектом-профессионалом, имеющим вполне определенный уровень духовного развития вообще и подготовки к познанию в частности, пользующимся определенными методиками, приборами и т.п. и стремящимся добросовестно выполнить свою познавательную задачу, истина является абсолютной. Однако с точки зрения бесконечно развивающегося характера процесса познания любая объективная истина является относительной.Как справедливо замечает В.М. Рагозин, реально относительность истины обнаруживается в ходе развития производства, общества, людей с их способностями. Абсолютизация момента относительности ведет к агностицизму и скептицизму, а абсолютизация момента абсолютности – к догматизму.

Под критерием истины понимают средство, с помощью которого устанавливается соответствие или несоответствие знания объекту. В качестве основных критериев истины, как правило, называют практику, логический и познавательный критерии. Под практикой можно понимать человеческую деятельность по преобразованию природы, общества и самого человека. Прежде всего, к практике относят материальное производство, однако к практической деятельности можно отнести и революционную деятельность, и педагогическую, и художественную, и административную.С помощью практики можно непосредственно сопоставить полученное знание с объектом. Практика вообще играет очень большую роль в познании, особенно научном: развитие наук вызвано, в конечном счете, потребностями практики, которая к тому же снабжает процесс познания приборами, необходимыми материалами. Познавательный критерий предполагает контроль за всем ходом процесса познания: постоянную поверку приборов, проверку методик проведения эксперимента или наблюдения и методик обработки их результатов и т.п. Логический критерий заключается в строгом следовании законам и правилам формальной логики, в строгой непротиворечивости мышления. Взятые сами по себе, по отдельности, эти критерии ограничены, поэтому они должны использоваться в единстве.Иногда в качестве критериев выдвигают экономичность, удобность полезность, общезначимость, простоту, красоту, изящество теории. Но эти критерии сами оказываются производными от истинности теории. Когда теория полезна и удобна, общезначима, а заодно и экономична? Когда она, прежде всего, истинна. Кроме того, ученому далеко не всегда заранее известно, будет ли новая теория полезной. Потом, то, что полезно для одного, может быть бесполезным для другого. Приверженцы идеалистической позиции пытались искать критерий истины, не выходя за пределы разума (идеи, сознания), домарксовский материализм – по сути, не выходя за пределы восприятия.

Наши рекомендации