D) Примеры великих философских языков (Аристотель, язык «Отцов церкви», И. Кант, К. Маркс, Л. Витгинштейн)
История философии знает целый спектр выдающихся философов которые оставляли после себя образцы философской прозы. Каждый из них обладал своим уникальным философским языком, который часто становился языком целой философской эпохи.
Аристотель. Философ систематизировал язык античной философии придав ему строгость, ясность и сухость. Подвергнув тщательному анализу словестность Аристотель выявил классические определения для понятий и категорий. В своих трактатах об этике, политике, метафизике, животных, растениях, истории, душе, неизменно следовал принципам сжатость и одномерности. Тоесть одно слово должно было нести один смысл. Лаконичность и логичность текстов Аристотеля впечатляют. Каждое слово, каждое предложение цепко и вязко вплетено в структуру книжки. Предмет исследования подвергается анализу с разных сторон, при этом смена методик не мешает держать читателю в голове главную мысль автора. Анристотель четко работает с доказадтельной базой. Ни одного голословного утверждения. Все имеет либо практическое подтверждение, либо обосновывается здравым смыслом, либо подвергается расширеной теоретической аргументации. Никогда язык Арнистотеля не заостряется на мелочных вопросиках и пунктиах. Любая мелкая мысль Аристотель это часть большого интеллектуального полотна. Как отдельная смальта большой мозаики. Аристотель гармоничен в доказательствах и выводах, сбалансирован в ссылках на авторитетов прошлого и высказыванием личной точки зрения. Его кредо: объективность превыше всего. Особенно яркий прием Аристотеля поиск взаимоотношений между формой и содержанием, идеей и материей. Характерен пример со скульптурой. Когда Арпистотель анализирует как образ статуи в голове у скульптора оформляется в материальное воплощение совершенной статуи. Поиск причины живучести материи и форм овеществления идеального – его основная «философская забава». Тот же прием применяется и для выявление особенностей политики, общества, души… Данный подход требовал системы клоассификаций материальных проявлений и иерархий идеальных представлений. Масштабная результаты полученные Аристотелем на этом поприще прославили его имя в веках.
«Отцы церкви». Это первые христианские философы творившие на заре Средних веков.Особенностью их языка было уникальное сочетание философских классических терминов и того смысла которое несло в себе Евангиле. Их язык изобилует как сложными категориалтными конструкциями так и пламенными, искриними свидетельствами об истине. Ключевых тем в их размышлениях всего две: Бог и спасение Человека. Сочетание «сердечнгости» и «разумности», веры и жесткой логики очевидное достижение отцов церкви. Произведения патристики не являются хололным и равнодушным анализом истины. Они пронизаны глубоко личным отношением к теме, большой авторской индивидуальностью. Редко когда отцы церкви придумывают новые понятия или категории. Скорее они творят образы и системы смыслов: яркие , красочные, запоминающиеся.
И. Кант. Тексты кантовских работ невероятно сложны и громоздки. По сути он создал свой особенный язык для анализа всеобщих явлений мира. Там встречаются такие ввергающие студента в ужас термины как «трансцедентальное», «апостеори», «категорический императив» и др. Но Имануил Кант не брал категории, что говорится «с потолка», он тщательно изучал реальность, а последняя подсказывала необходимость ее фиксации в особом языке. По сути классы его категорий это гигантская, строго логическая и элегантная система которая классифицирует как процесс познания мира, так и жизнь в этом мире. Читать канта с листа – не получится. Есть необходимость учить его язык, как это нужно делать с языком английским или турецким. Но осознав внутреннюю логику кантовского философского языка можно научится очень легко переводить его в образы и живые картинки. Философский язык Канта пример совершенного философского языка созданного для решения строго очерченного круга творческих задач.
К. Маркс. К. Маркс работал в той философской сфере, которая ориентирована не просто на практику, а на изменение мира. Отсюжа своебразный язык философа. Его отличает резкость, язвительность, четкость формулировок, обилие афоризмов, сравнений. К. Маркс нечасто использовал сложные философские категории. Сложные в том смысле, что созданы они были синтетически из корней разных слов, или разных языков. Предпочитая обычную, простую лексику литературного немецкого языка. При этом будучи профессиональным журналистом, владел он этой лексикой виртуозно. Для чтения Маркса нет надобности изучать язык Маркса, но есть настоятельная необходимость покорятся мыслям Маркса. Маркс никогда не излагает свои идеи, он яростно их утверждает, аргументирует, доказывает. Либо ты соглашаешься с ними и читаешь дальше, либо вступаешь в регулярные споры, которые изматывают твою волю и лишают возможности читать текст дальше. Талант языка маркса также в том что он может рассуждать на высоком философском уровне о таких мелочах как акциз на землю, но может простым бытовым языком рассказать о недостатках великой философской идеи. У Маркса стоити поучится ясности, последовательности и неизмеримых возможностей литературного языка.
Л. Витгенштейн. Цель данного философа в построении «идеального языка». А сама философия это критика языка. Его тексты очень любопытны и неординарны. Так в своем центральном произведении «Логико-философский трактат» Людвиг создает сложную структуру текста. Его философское произведение состоит из семи ярких и простых афоризмов. Каждый из афоризмов поясняется сетью предложений которые интерпретируют и уточняют центральный афоризм. Графически это выглядит как семь концетрических кругов связанных между собой более чем 70-ью линиями. Логика языка Витгенштейна в том что наши слова зачастую не обозначают то, что они должны обозначать. Ибо значение слов зависит от их употребления. Например: «Караван идет из Москвы в Пекин. Верблюды идут и стоят, идут и стоят. Но и когда верблюды идут и когда верблюды стоят считается что караван идет». Где СУТЬ? Студент который обладает бытовым языком прямодушно отвечает: «Где верблюды стоят, там они и …». Философ ответит: «В примере с караваном отображен принцип диалектики: единства и борьбы противоположностей. Когда покой каравана и его перемещение объеденяется в движении». Понятие СУТЬ его смысл зависит от его употребления а не простой лингвистической формы. Очень похоже на игру. И витгенштейн создает свой язык пго принципам игры, забавляясь со словами их сочетаниями, смыслами. Ввергая читателей в шок введением бытовых слов в «высокую» философию: усики, ростки и т.д. Витгенштейн подтверждает свои выкладки примерами. Он, не уведомляя читателей, фантазирует вводя племена которые могут считать только до 159, создает иллюзорные государства и социальные отношения. Но он не врет. Он конструирует реальность которая МОЖЕТ быть, не ДЕЙСТВИТЕЛЬНО есть. Всю критику отметает, ибо заявляет критиковать Вимтгенштейна можно с позиций Витгенштейна, а не с точки зрения языка Аристотеля.