Проблемы науки и техники
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. П.А.СОЛОВЬЕВА
Философские
проблемы науки и техники
Методические рекомендации и планы теоретических семинаров для магистров
Рыбинск
УДК 1.14
Философские проблемы науки и техники. Методические рекомендации и планы теоретических семинаров для магистров / Сост. И. М. Сидорова. – Рыбинск: РГАТУ, 2015. – 42 с.
Данные методические указания предназначены для подготовки магистров РГАТУ по дисциплине «Философские проблемы науки и техники». Они составлены таким образом, что ориентируют магистров на самостоятельную подготовку к теоретическим семинарам по всем разделам дисциплины. При написании методических рекомендаций и планов теоретических семинаров использованы материалы работ Лебедева С. А., Ильина В. В., Степина В. С., Горохова В.Г., Горюнова В. П., Гавришина В. Н. и др.
СОСТАВИТЕЛЬ
доктор философских наук, профессор И. М. Сидорова
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры Философии, социально-культурных технологий и туризма
РЕКОМЕНДОВАНО
Методическим Советом РГАТУ
история и философия науки. Обзор основных проблем
В XX в. в результате углубления представлений о функциях и социальных связях науки получили широкое распространение формулировки «наука – вид духовного производства» и «наука – социокультурный феномен». Первая из них делает акцент на социально-исторической обусловленности функций науки и форм научно-познавательной деятельности. Вторая подчеркивает включенность науки в систему ценностей, норм, идеалов, характерных для определенной цивилизации. Всеобщность интеллекта опосредуется конкретными способами его применения.
В философии науки нужно выделить гносеологический, социально-философский, философско-антропологический срезы понимания, взаимосвязанные, но не совпадающие друг с другом.
В философско-антропологическом плане наука может быть понята как средство и результат экспансии человека, концентрированное выражение претензий на овладение миром и его рациональное переустройство. Через формулу Ф. Бэкона «Знание – сила» осуществляется самовозвышение человека, в ней он находит обоснование и оправдание бытия в мире. Возникновение науки характеризует определенный уровень развития сущностных сил человека: наука возникает как сторона, элемент средств преобразования мира и собственного бытия, в ней выражено определенное отношение человека к природе и самому себе.
Социально-философский аспект рассмотрения науки выявляет ее общественную сущность. Наука возникает, развивается и функционирует лишь через взаимодействие отдельных субъектов. В отличие от обыденного познания, хотя и опирающегося на общественные средства (язык), но являющегося прежде всего личным достоянием человека, наука – это систематическое, целенаправленное и социально значимое использование и создание общественных интеллектуальных ресурсов. Она могла возникнуть только в рамках технической или техногенной цивилизации с ее особым отношением к природе, базовыми ценностями и соответствующим типом личности. Она является специфичным для этой цивилизации регулятором общественных отношений, и, в свою очередь, сама регулируется и контролируется характерными для техногенной цивилизации способами: наука включается в господствующую систему экономических, социально-политических и идеологических отношений, при этом цели, средства научно-познавательной деятельности и нормы взаимоотношений ее субъектов формируются в зависимости от потребностей социальных групп, институтов и общностей. Знание становится не просто силой, но силой социально-значимой, в частности, элементом производительных сил общества, а научное исследование – предварительным этапом производственной или управленческой деятельности. И здесь философия науки выступает частью философии техники, но техники, понимаемой уже не как атрибут человеческого бытия, а как атрибут социального мира. Ключевыми вопросами этого среза философии науки являются следующие проблемы: каковы возможности науки в обеспечении устойчивости техногенной цивилизации? Какова степень автономности науки в выборе целей познавательной деятельности, границы социальной ответственности ученого, вероятность негативных, разрушительных для общества результатов научных исследований? Как соотносятся идеалы и нормы научного познания с исторически конкретной системой отношений в обществе, его идеологией?
Наконец, гносеологический срез философии науки, наиболее разработанный в ходе исторического развития философии (ибо для гносеологии научное знание всегда было эталоном знания вообще и наиболее респектабельным предметом изучения), связан с выявлением природы научной истины. Речь идет об анализе тех особенностей субъектно-обьектных отношений, которые вытекают из специфики науки: оперирования на теоретическом уровне познания с идеальными объектами, создания и использования в науке специального языка, методов, приборов, средств систематизации и формализации знании и т. д. В первой половине XX в. гносеологическая проблематика науки была совершенно автономным направлением философии. Во второй половине века стала очевидна взаимосвязь всех предметных областей философии (гносеологии, аксиологии, т. е. учения о ценностях, социальной философии и философской антропологии) в осмыслении сущности, структуры и динамики науки.
Наука направлена на выявление объективных законов – внутренних, существенных, устойчивых, необходимых и связей и отношений. В этих целях используются специально разрабатываемые приборы, методы и приемы познания, средства систематизации знания, особый язык, предъявляются специальные требования к оформлению результата познания. Каков гносеологический статус знания, возникающего на этом противоречивом и зигзагообразном пути к объективности? Какие черты характеризуют научность знания?
Наиболее важными характеристиками современного научного знания считаются рациональность и интерсубъективность.
Рациональность характеризует научное знание как продукт сугубо интеллектуальной деятельности, очищенной от эмоций, настроений и др. внерациональных мотивов познающего субъекта – с одной стороны, и от конкретных обстоятельств, в которых проявляются изучаемые свойства предметов – с другой. В основе науки лежит убеждение в том, что только разум, правильно и строго контролируемый, способен отразить объективную сущность.
Рациональность не сводится к упорядоченности и систематизации знания. Она предполагает обоснованность и доказательность любых научных утверждений, включает критицизм как средство преодоления заблуждений, требует определенности и конкретности высказываний. Рациональность придает научному знанию выводной характер – следствие выводится с математической и логической необходимостью из ограниченного числа посылок. Донаучное знание не только фрагментарно и пронизано внерациональными (напр., эмоциональными и магическими элементами, как средневековая алхимия), но организовано принципиально иным образом. Так, вавилонская и древнеегипетская математика, послужившие материалом для формирования в Древней Греции математики как науки были организованы рецептурно: как набор правил и приемов вычислений, не базирующийся на аксиоматике и не выводящийся из нее.
Именно рациональность придает научному знанию универсальный характер и позволяет ему воплощаться в технике. Но при этом рациональность реализуется в конструировании особого умопостигаемого мира, в котором реальные объекты заменяются их идеализациями (математическая точка, прямая, идеальный газ и т. д.), создаваемыми и полностью контролируемыми интеллектом. Это порождает гносеологические и методологические проблемы, связанные с необходимостью переноса знаний о свойствах идеальных конструкций на реальные объекты с учетом их существенных различий.
Интерсубъективность. В известной мере научное знание является результатом конвенции (соглашения) между субъектами познания. Изучая любую научную дисциплину, человек «вступает» в эту конвенцию – принимает базовые постулаты, правила интерпретации показаний приборов, осваивает язык науки. В этом смысле научное знание, в отличие от обыденного, становится надындивидуальным, лишается какой бы то ни было личностной окраски. Это необходимая ступень в достижении объективности, однако ее гносеологическое значение противоречиво.
Являясь интерсубъективным достоянием, научное знание приобретает статус независимости от отдельного ученого и необходимости по отношению к нему. Однако интерсубъективность не тождественна объективности: интерсубъективное знание зависит от особенностей коллективного субъекта, предрассудков научного сообщества и культуры в целом. Конвенционализм абсолютизировал этот момент научного знания, трактуя все его содержание как результат более или менее произвольных конвенций, лишенных объективного основания.
Проблема структуры научного знания. Целостность науки обеспечивается не только очевидными структурными связями между фактами, проблемами, теориями, методами, приборами и др. элементами научного знания и научной деятельности. Структура (под-структура) науки – это связи, пронизывающие все предметные области и уровни научного познания, создающие саму возможность существования знания в форме науки, придающие единство и определенность научной деятельности. К ним относятся основания науки, стиль научного мышления, внутринаучная рефлексия.
«Основания науки» включают: 1) идеалы и нормы исследовательской деятельности, регулирующие отношение ученого к объекту познания, регламентирующие применение средств познания (идеалы и нормы (правила) объяснения и описания объектов, доказательности и обоснования знания, его построения и организации); 2) научную картину мира (общенаучную или специальную, характерную для данной дисциплины), в которой зафиксирован современный уровень представлений о системных свойствах изучаемой реальности. Научная картина мира составляет фундаментальный каркас для построения любых теорий, претендующих на научность; 3) философские основания науки, т.е. идеи и принципы, вненаучные по своему происхождению, которые используются для обоснования как научной картины мира, так и тех идеалов и норм познавательной деятельности, которых придерживается исследователь. Важно иметь в виду, что речь идет не об идеях, которые философ специально создает для науки и навязывает ей, а о тех элементах массива философского знания, которые выделяет и привносит в качестве обоснования своей деятельности и ее результатов сам исследователь. В ситуации, когда в готовом виде этих идей не существует, возникает необходимость в «философствующем ученом», образцом которого являлись И. Ньютон, А. Эйнштейн, Н. Бор, И. Пригожий и др.
Основания науки в форме явного или неявного знания присутствуют в любом акте познавательной деятельности. Они опосредуют формулировку цели исследования, процесс взаимодействия эмпирического и теоретического знания, выдвижение, обоснование и выбор научных гипотез. Тем самым порождается еще одна подсистема опосредования, внеэмпирическая (а зачастую и вненаучная по происхождению) и ценностная, а не позитивно-научная по своей природе.
Стиль мышления – это стереотипы интеллектуальной деятельности, способы, которыми анализируется и обобщается материал познания, ставится и решается познавательная задача. В стиле научного мышления выражен как уровень развития самой науки, так и уровень философской методологии конкретного исторического периода. Для стиля мышления классической науки, опиравшегося на философскую методологию ХVIII в., были характерны: 1) редукционизм (мысленный прием сведения сложного к простому, более известному и кажущемуся более фундаментальным – например, объяснение физических и химических процессов механическим перемещением в пространстве); 2) элементаризм (стремление разложить предмет на составные части, «кирпичики», через свойства которых объяснить свойства целого); 3) жесткий (лапласовский) детерминизм (представление об однозначности причинно-следственных отношений и отрицание объективной основы случайности). Стиль мышления современной науки опирается на: 1) идею многокачественности (несводимостъ и взаимопревращение свойств объекта), 2) принцип системности и 3) вероятностное видение мира.
Обобщенной характеристикой инфраструктуры научного знания является трактовка самой научной рациональности как результата внутринаучной рефлексии: что считать научным и к какому познавательному идеалу необходимо стремиться?
Вопрос о демаркации, т. е. разграничении научного и ненаучного, спекулятивного в познании, который позитивизм считал главным вопросом философии науки, в действительности не может быть поставлен и разрешен вне конкретно-исторического контекста. Разные науки (математические, естественные, технические, гуманитарные) опираются на собственные стандарты научности. В историческом развитии науки эти стандарты могут пересматриваться и дополняться. Изменение этих стандартов и составляет предмет гносеологии, аксиологии и социологии науки.
В современной философии науки принято различать классический тип научной рациональности, соответствующий научным идеалам XVII-XIX вв., неклассический (конец ХIХ – середина ХХ вв.), современный – постнеклассический. Если классическая наука стремилась при теоретическом описании объекта устранить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности, видя в этом залог объективного и истинного познания, то неклассический тип научной рациональности требует учета в самом описании объекта характера используемых средств и операций деятельности субъекта, а постнеклассический – соотнесенности знаний с ценностно-целевыми структурами (как внутринаучными, так и внешними, социально-культурными ценностями и целями).
Проблема механизмов развития науки. До середины XX в. развитие науки трактовалось как кумуляция (накопление) проверенных на опыте, и, соответственно, истинных объяснительных схем. Кумулятивная или традиционная модель развития науки полагала, что опытный факт является основой теории, абсолютно независим от нее, а стало быть, является ее верховным судьей – может однозначно подтвердить или опровергнуть гипотезу. Содержание науки – это массив подтвержденных, «верифицированных» гипотез.
К. Поппер (австрийский философ, с конца 30-х гг. вынужденный работать в Англии) показал, что опровергающая и подтверждающая способность факта неравноценны («асимметричны»). Самая вздорная гипотеза может мнимо «подтверждаться» за счет своеобразной интерпретации фактов, внесения несущественных изменений в ткань гипотезы и т. д. Поэтому подтверждение не означает не только истинности, но даже научности гипотез. Подлинная значимость факта в возможности опровергнуть выводы из гипотезы. Признак научности не в подтверждаемости («верификация»), а в принципиальной опровергаемости («фальсификация»). Весь массив подлинно научного знания состоит из опровергнутых гипотез, доказавших свою научность (и, одновременно, неистинность!), и гипотез, пока не опровергнутых, но четко обозначивших, какие именно факты будут считаться опровергающими. Истинность и объективность знания в этой концепции отсутствуют вовсе: гипотеза, «ускользающая» от опровержения, не является истинной – она просто ненаучна (например, идея существования Бога).
В таком понимании главным механизмом развития науки является критицизм – заинтересованность ученых в скорейшем опровержении теоретического знания. Сильным моментом этого подхода является стремление найти логический критерий различия научных и «спекулятивных» гипотез. Однако слабые стороны подхода явно перевешивают: 1) сама опровергающая способность факта относительна – факт зафиксирован на определенном языке, получен с помощью приборов, интерпретирован с помощью теоретических средств. Что именно опровергается в случае рассогласования факта и гипотезы – гипотеза или нестрогая интерпретация самого факта – это еще вопрос. 2) модель Поппера имеет мало общего с реальным поведением ученых в истории науки.
Т. Кун (американский историк науки) в сенсационной работе «Структура научных революций» (1963 г.) предложил принципиально новую модель механизмов функционирования и развития науки. Центральным понятием этой модели является «парадигма» – набор теоретических положений, методологических принципов и эталонов исследования, которые составляют фундамент данной научной дисциплины. Парадигма, как правило, разделяется всеми исследователями, работающими в какой-либо области, она направляет и организует их деятельность. «Нормальная наука», в терминологии Куна, отличается от до-науки или не-науки наличием устойчивой и не подвергающейся сомнению парадигмы. Деятельность ученых, работающих в ее рамках, понимается как «решение головоломок», т. е. рациональное согласование теоретического знания, опирающегося на парадигму, с напором фактического материала. «Опровергающие факты» ученые либо интерпретируют особым образом, либо просто «не замечают».
Научная революция (предмет специального интереса Куна) заключается в смене парадигмы. Этот процесс связан не столько с количеством неудобных фактов, сколько с появлением новой парадигмы, дающей принципиально иной взгляд на реальность («теоретический раскол») и психологическим предпочтением этой парадигмы новым поколением ученых. «Наука нелогична, а психологична», «парадигмы несовместимы» (т. е. не существует никакого «критического эксперимента», позволяющего опровергнуть какую-либо из них: просто старое поколение ученых вымирает, а для нового привычно работать в рамках новой парадигмы).
Сильные стороны этого подхода можно свести к следующему: 1) Впервые объектом изучения стали метатеоретические и инфраструктурные компоненты научного знания (основания науки, картина мира, нормы и идеалы познания и т. п.). 2) Впервые предметом специального исследования стала роль научного сообщества в развитии науки. 3) В объяснении механизмов развития научного знания обращается внимание на реальную картину научной деятельности, а не на ее умозрительную схему.
Очевидны и слабые моменты концепции: в куновской модели проблема объективности научного знания уходит на задний план, а научная деятельность лишается какого бы то ни было рационального компонента.
Определенную попытку преодолеть слабые стороны как попперовской, так и куновской модели развития науки предпринял И. Лакатос (английский философ, ученик Поппера). В его понимании, в истории науки конкурируют друг с другом не отдельные гипотезы, а исследовательские программы. Они и составляют основные структурные единицы теоретического знания. Исследовательская программа состоит из «твердого ядра» (в известной мере сходного с куновской парадигмой), положительной и отрицательной эвристики и пояса «защитительных гипотез», генетически связанных с «твердым ядром» программы, но достаточно широко варьирующихся. Как и парадигма, твердое ядро программы не сталкивается непосредственно с фактическим материалом – его опровергающие возможности «гасятся» за счет изменения защитительных гипотез и использования средств интерпретации фактов. Однако смысл концепции противоположен куновскому. И «ядро» и программа в целом не просто способ координации научной деятельности. Исследовательская программа, как следует из смысла самого термина, направлена на приращение знаний, претендует на предсказание новых фактов. Имея вполне определенное гносеологическое и логико-методологическое содержание, программы могут сравниваться не на уровне психологических предпочтений, а по критериям методологического характера. Лакатос различает «прогрессивный сдвиг программы» (этап, когда она предсказывает и открывает новые факты) и «дегенеративный сдвиг», когда усилия ученых тратятся на защиту программы, согласование ее с фактами, не предсказанными ею.
Сильные стороны концепции очевидны. Однако, конвенционализм не преодолен. Стремление расширить контекст объяснения оказывается недостаточным, коль скоро выявляемые факторы научного прогресса рассматриваются безотносительно к проблеме объективной истины. Рассмотренные модели развития науки принято объединять общим термином «постпозитивизм». От предшествующих этапов позитивизма их отличает общее основание – открытие так называемой «теоретической нагруженности факта», его зависимости от методов получения, целевых установок, средств интерпретации. Возникает опасность замкнутого круга: теория формирует факты, а затем использует их для своего подтверждения – такие ситуации особенно часты в УФОлогии (учении о неопознанных летающих объектах) и других сходных паранаучных дисциплинах. Респектабельность придает науке не сама по себе «опора на факты», а попытка прорвать возникающий круг. Этот прорыв идет по двум направлениям: во-первых, через создание техники, что самым убедительным образом подтверждает наличие объективного содержания научного знания, во-вторых, через соотнесение знания эмпирико-теоретического характера с фундаментальными (ценностными по природе и практическими, социально-историческими по происхождению) основаниями культуры.
Последний момент также может быть неправомерно абсолютизирован. Американский философ П. Фейерабенд рассматривает науку как воплощение определенного типа культуры, не имеющее никаких методологических канонов. В его концепции, называемой «методологическим анархизмом», развитие науки определяется принципом «пролиферации идей» (т. е. требованием выдвижения возможно большего числа объяснительных гипотез) и «принципом упорства», т. е. стремлением ученого защищать и развивать свою гипотезу, даже если она сталкивается с трудностями. Наука, по его мнению, ничем не отличается от любых других культурных феноменов – просто в одних культурах для решения стоящих перед обществом проблем проводятся исследования, а в других – исполняется танец дождя. Никаким особым гносеологическим статусом и приоритетом наука не обладает. Такая позиция в настоящее время используется антисциентизмом для дискредитации науки как способа отношения человека к миру.
Развитие науки – результат сложного переплетения разнообразных факторов как собственно гносеологических и логико-методологических, так и связанных с особенностями организации научного сообщества, ценностными ориентациями ученых, развитием социальной функции науки и характером требований, предъявляемых к науке обществом.
Социокультурные проблемы развития науки. Субъектом науки является не столько отдельный ученый, неизбежно ограниченный в своих возможностях, сколько вся совокупность когда-либо живших исследователей – научное сообщество. Вместе с тем, очевидно, что любой научный факт, формула, закон имеют вполне определенного автора: они открыты (созданы) конкретным исследователем или научным коллективом.
В связке «ученый – научное сообщество» последнее выполняет ряд важных функций. Во-первых, оно придает всеобщий характер исследовательскому результату. Факт, идея, гипотеза, возникшие в ходе индивидуального познания, становятся элементами науки только через их принятие и развитие научным сообществом. Только в таком виде они вплетаются в ткань науки и влияют на ее развитие. Во-вторых, научное сообщество играет роль гносеологического фильтра, обеспечивающего тенденцию к повышению истинности научного знания. Оно является творцом и хранителем познавательных идеалов и норм. В-третьих, по отношению к отдельному исследователю или научному коллективу оно выполняет функцию регулятора деятельности, порождает и поддерживает соответствующую мотивацию. Ученый становится таковым лишь через «вхождение» в научное сообщество – освоение знаний, методов, средств, норм познавательной деятельности, принятие ценностей и идеалов, транслирующихся из поколения в поколение.
Научное сообщество – это целостный организм, который воспроизводит себя через систему образования и внутринаучного общения. В нем можно выявить устойчивые структурные единицы: национальное научное сообщество, существующее и действующее в пределах того или иного государства, дисциплинарное сообщество, ограниченное рамками соответствующей области знаний, «невидимые колледжи» и научные школы, объединенные интересом к определенной проблематике или являющиеся носителями особой парадигмы. Научное сообщество структурировано и «вертикально» – в нем можно выделить иерархию научных авторитетов, «центр» и «периферию». Для любой структурной единицы научного сообщества характерны свои особенности истолкования идеалов и норм познания. Каждый ученый одновременно является членом нескольких подсистем научного сообщества: в случае несовпадения их нормативно-ценностных структур он оказывается перед лицом весьма непростого выбора, зачастую драматичного и разрушительного для личности.
Научный этос – это совокупность базовых идеалов, ценностей, обеспечивающих мотивацию деятельности, представления о ее целях, нормы взаимоотношений между субъектами деятельности, особый настрой личности. Очевидно, что в иерархии ценностей научного сообщества доминирует ориентация на истинность, новизну и доброкачественность научного результата (которые в свою очередь требуют точности измерений, надежности логического и математического аппарата обобщения, однозначности и строгости средств описания, научного языка). Вторым доминирующим идеалом является свобода исследования и равноправие всех членов научного сообщества.
При этом более конкретные нормы деятельности ученых имеют принципиально противоречивый, «амбивалентный» характер. Как показал Р. Мертон (США), научное сообщество предъявляет ученому противоположные требования: скорейшая публикация результатов исследования и, одновременно, тщательная, скрупулезная их проверка; восприимчивость к новым идеям и избегание научной моды; широта знаний и самостоятельность мышления. Р. Мертон выделил 9 пар противоречащих друг другу требований, в рамках которых осуществляется выбор исследователя. Сам процесс выбора зависит от личной интерпретации ученым этих неписаных норм. На него накладывают отпечаток и особенности формирования (принадлежность к определенной эпохе, социаль-ной и научной общности, личная биография), и психологический склад личности данного индивида.
В исследовательской деятельности происходит самореализация личности ученого. Научное сообщество, мотивируя и регламентируя этот процесс, не только влияет на ученого извне в виде контроля и санкций (например, изгнание плагиаторов и недобросовестных ученых), но и вплетается в ткань индивидуальной исследовательской работы. Механизмом такой детерминации личности научным сообществом является внутренний диалог исследователя, в котором он совмещает основные функции исследовательской деятельности (эрудиция – генерация идей – критика) и осуществляет личностный выбор в рамках научного этоса.
В связи с развитием институализации науки, превращением научной деятельности впрофессиональную, возникновением формализованных научных коллективов, современной системы связей науки с производством, т.е. возникновением так называемой «большой науки», возникают новые коллизии и проблемы. Наибольшую остроту приобретает вопрос о социальной ответственности ученого, входящей в противоречие с традиционной для науки ориентацией на свободу исследовательской деятельности. Научный этос постепенно адаптируется к новым условиям существования и новым функциям науки.
Отношения общества как совокупности социальных групп, общностей и институтов с институализированной наукой описываются через понятия «социальный заказ» и «социальный контроль». Социальный заказ – это некоторая более или менее созревшая общественная потребность, для удовлетворения которой нет соответствующей технической базы, но которая могла бы быть создана на основе научного изучения. Степень конкретности социального заказа, его сформулированности может быть различна: от объявления конкурса грантов на лучшее решение определенной задачи до неопределенного представления о том, что стоило бы найти новые источники энергии, повысить эффективность общественного производства и т. д. Аналогичным образом и социальный контроль, как регулирование и регламентация научной деятельности, может осуществляться в явной и осознанной форме, но чаще носит характер стихийной, неосознаваемой корреляции целей и нормативов научной деятельности с доминирующими в обществе ценностями, настроениями, модой и т. п. Неявные и не вполне определенные формы социального заказа и социального контроля зачастую оказываются более значимыми и более эффективными, нежели непосредственное стимулирование, ибо оставляют сравнительно большую свободу в выборе тематики исследования и альтернативных ориентаций в рамках научного этоса. В этой неявной детерминации науки важная роль принадлежит ее социокультурной среде.
Социокультурная среда науки – это целостная система, отражающая уровень развития самой науки, степень зрелости данного общества, наконец, историю взаимоотношений науки с другими социальными институтами. Ее главными компонентами являются:
1. интеллектуальный уровень общества, наукоемкость всех сторон общественной жизни;
2. образ науки, складывающийся в общественном сознании и концентри-рующий социальные ожидания и претензии, отражающий престиж науки в данном обществе;
3. интересы ведущих социальных групп и приоритеты государственного управления;
4. организационные формы связи науки с экономикой, политикой, бытом;
5. систему общего и специального образования.
Социокультурная среда придает определенную форму общественному интеллекту, обеспечивает воспроизводство научных кадров, формируя не только знания и навыки, но, прежде всего, мотивацию субъекта научной деятельности. Она влияет на целевые установки, нормы и идеалы научной деятельности, в том числе и критерии научности. Отношение науки и ее социокультурной среды носят характер диалога, в результате которого каждое общество получает такую науку, которой заслуживает. В Советском Союзе социокультурная среда науки носила весьма противоречивый характер, что отражало противоречивость общественного организма в целом. Довольно высокий уровень образования и престиж науки сочетались со слабой восприимчивостью экономики к инновациям и отсутствием серьезной заинтересованности властных структур в научном знании, широкая сеть научных учреждений и массовость научных кадров обесценивались неадекватными способами управления их деятельностью, формализмом в оценке научных результатов. Это создавало возможность имитации научной деятельности в многолетнем бесплодном функционировании ряда исследовательских структур. Современные экономические и социально-политические реформы разрушили этот тип социокультурной среды, одновременно сокрушая и здание коррелировавшей с ней отечественной науки. Складывание же нового типа отношений между обществом и наукой, степень благоприятности этой социокультурной среды для развития российской науки будут зависеть от той конкретной модели экономического и социально-политического развития России в целом, которая стихийно или сознательно будет реализовываться в нашей стране.
Нужно иметь в виду, что современному этапу развития техногенной цивилизации присущи негативные тенденции и противоречия, характерные и для вполне благополучных в экономическом отношении стран. Парадоксальным образом сочетаются две противоположные тенденции: «онаучивание» всех сфер жизни общества, постоянное повышение роли науки, ее сращивание с производством и системой управления обществом сопровождается нарастанием отчуждения рядового обывателя от науки, недоверия к ее плодам и сомнений в ценности науки.
В оценке современной науки имеются две позиции: сциентизм и антисциентизм. Сциентизм считает науку высшей формой духовной деятельности человека, стержнем культуры, эталоном знания, способом решения всех социальных проблем. Сциентизм строит некий миф о науке, уходящий корнями в эпоху Просвещения с ее культом разума и верой в совпадение гуманизма и рациональности.
Антисциентизм склонен винить науку во всех грехах современной цивилизации, в отрыве от действительных проблем, стоящих перед человеком. В наиболее последовательной форме антисциентизм отрицает всякую ценность науки для культуры человека, вболее «мягких» вариантах отрицается ее приоритетная роль по сравнению с религией, магией и др. видами вненаучного знания.
Каковы основания роста антисциентистских настроений вобщественном сознании?
Во-первых, развитие социальных функций науки приводит к тому, что наука перестает быть только средством решения проблем и достижения социально-значимых целей. Ученые привлекаются в качестве экспертов и консультантов к самому процессу формирования целей экономической и политической деятельности. Участвуя в формировании стратегии и тактики управления обществом, наука берет на себя известную долю ответственности за последствия управленческих решений.
Во-вторых, вторгаясь в наиболее тонкие структуры мироздания (физика микромира, генетический код организма, нейрофизиологические процессы и т. п.), создавая технические средства эффективного манипулирования этими структурами, исследователь порождает новые, прежде неведомые опасности для человечества. В этой связи показательной является постановка вопроса о моратории на определенные направления исследования, зачастую исходящая от самих ученых. Неконтролируемость воздействия на предмет исследования, непредсказуемость его результата, имевшие прежде чисто гносеологическую значимость, на современном уровне экспериментальной научной деятельности могут стать не менее разрушительными, чем сознательная разработка новых видов оружия.
В-третьих, реальные результаты науки оказались значительно скромнее возлагавшихся на нее надежд. Она не избавила человечество от голода, страданий, вражды, не превратила человека в существо автотрофное (выражение В. И. Вернадского), т. е. не зависящее в своем существовании от ресурсов биосферы, не сделала человека более гуманным, моральным и духовным. Сциентистские утопии, ведущие отсчет от «Новой Атлантиды» Ф. Бэкона, и достигшие апогея в проекте «Общего дела» русского мыслителя Н. Ф. Федорова так и остались красивыми мечтами: научная рациональность не является синонимом добра.
В-четвертых, как уже отмечалось, потребность в знании объективных законов не является единственной и даже главной компонентой в поиске человеком смысла своего существования, обретения опоры и надежды.
В-пятых, усложнение предмета и средств исследования, высокая степень специализации в науке приводит к тому, что результат исследования является непонятным не только для рядового обывателя, но и для представителя другой научной дисциплины. Массовое сознание воспринимает этот результат лишь в популяризированной, а точнее, вульгаризированной и сенсационной форме. При этом стирается разница между возможным и действительным, гипотетическим и доказанным, содержанием факта и его популярной интерпретацией.
Показательным для понимания современного состояния социокультурной среды науки является расцвет так называемой «паранауки» – областей знания, не укладывающихся в рамки научной рационал