Ландшафтное мышление в новоевропейской философии

1. ЛЕЙБНИЦ

Не вдаваясь в средневековую мысль, и перейдя в новоевропейскую историю, можно вести историю ландшафтного стиля мышления с Г.В. Лейбница, который в рамках кар­тезианской парадигмы философствования делал первые попытки возрожде­ния про­ти­воположной картезианству перипатетической традиции философствования. Естест­венно, что это возрождение в рамках чуждой картезианству парадигмы могло быть та­ким, каким оно и получилось – отрывчатым и неоформленным. Но, тем не ме­нее, раз­бросанные в множестве статей, неопубликованных во время его жизни работ мысли, послужили далее для формирования многообразных направлений, отходящих от карте­зианства. Прежде всего, можно от

Первым было стремление ввести эмпирический элемент в картезианский рационализм, это было достигнуто не лучшим образом путем введения закона достаточного основания.

Вторым было стремление перейти к квалитативизму Аристотеля.

Третьим было введение понятия разнообразия.

2. РУССО

Ж.-Ж. Руссо – типично ландшафтно мыслящий философ. Он, в противовес умозри­тельной науке, экзальтированным форма искусства противопоставляет мудрость самой природы и естественную красоту многообразий реального мира.

3. РОБИНЕ (1735-1820)

У И. Канта, корни философствования которого, как бы не утверждал он сам, лежат в лейбницевой философии, а точнее, по всей видимости, в «Новых опытах о человече­ском разуме», которые вышли как раз перед его поворотом к критицизму, а также в том, что он был не только философом, но и географом, как говорилось заданы исходные принципы ландшафтного мышления, а потому не удивительно, что они через А. Геттнера и Р. Хартшорна, крепко закрепились в теоретической географии.

4. ШЛЕГЕЛЬ

Фр. Шлегель (1772-1829). В свое время - во времена создания глобальных наукооб­раз­ных «спекуляций», он не считался философом, что естественно все были одурма­нены туманом «систем» Шеллинга и Гегеля, и его чистая и ясная мысль была задушена. Сам Фр. Шлегель себя считал не эстетиком и литератором, а именно философом. И он в своей оценке был прав, ибо его мысли напрямую выходят в современную мысль. Как правильно подчеркивал исследователь его творчества Й. Кёрнер в 1935 году: «Основные положения его мышления возродились в релятивизме Зиммеля, в интуитивизме Бергсона, в теории религии и любви Макса Шелера, в экзистенциальной философии Ясперса и Хайдеггера, в новой христианской философии русского Бердяева» (цит. по Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма (Фр. Шлегель, Новалис). М. 1978. С.30). Я бы добавил, что его по праву можно считать предтечей французской постмодернисткой философии. Но, к сожалению, этот фи­лософ именно в таком пони­мании в Европе и России недостаточно оценен. Современ­ное развитие оте­чествен­ной философии требует полного издания его философских произведений, а не фрагментар­ного, как это было сделано в 1983 году (Шлегель Фр. «Эстетика. Филосо­фия. Критика». Т.1-2).

Фр. Шлегель – ландшафтно мыслящий философ. Это проявляется, во-первых, в попу­лярной тогда парадигме «химизма», который представляет все не «количественно-фи­зически», а «минерально – кристально» - как взаимодействие естественных тел-качеств, т.е. химических соединений.

Его мысль «картографична». Вот что он писал: «Из несовершенства формы знания вытекает потребность в изображении; оно должно восстановить подвижность и полноту жизни, утраченную в сжатии целого, когда стремились только к знанию и по­ниманию. Изображение должно дополнить понятие. Оба противоположных направле­ния духа требуют друг друга и, следовательно, должны быть связаны. Изображение может быть истолковано не только как дополнение, но и как пробный камень понятия, как доказательство знания; развертывая понятия в бесконечное многообразие, в некий мир, оно показывает, что знание не является пустым мертвым призрачным знанием, нодействительно имеет своим предметом бесконечную полноту жизни, целый мир, что оно как бы лишь из нетерпения было сжато воедино, чтобы тем быстрее достичь цели» (Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т.2. М. 1983. С.165).

Можно отметить пантеистический романтизм Гёльдерлина, который взял за основу своего мировоззре­ния ландшафтный пантеизм И. В. Гете и ландшафтные интуиции Эмпедокла, посвятив последнему даже трагедию «Смерть Эмпедокла».

Известно, что и самый «теоретич­ный» романтик, идеолог романтизма – Шеллинг, по сути дает в своей философии не­мецкий (т.е. отдающий из­лишним схоластизмом) вари­ант Философии Ландшафта, при­ходя в поздний период своего творчества к первона­чальному фундаменту ландшафт­ного мышления – к мифо­логии

5. ГЕРДЕР

Основатель теории традиции Гердер является одним из ландшафтно мыслящих фило­софов

6. ГЕТЕ

Все мировоззрение И.В. Гете- знаковой фигуры немецкого просвещения,пропитано ландшафтными интуициями, чего стоит его знаменитый отрывок «Природа». Гете – «реалист-романтик»: он не приемлет абстрактного теоретизирования в рамках бесцветного ньютонова пространства, склонен к эмпирико-художественному восприятию мира, для него мир это цветовая мозаика разнообразий.

7. КИРКЕГОР

8. НИЦШЕ

9. ШПЕНГЛЕР

Наши рекомендации