Русская философия хх в
После революции 1905 г. в кругах либеральной интеллигенции произошло изменение ориентаций. Если во второй половине XIX в. эта интеллигенция ориентировалась на социальные вопросы, на дело революции, то в начале ХХ в. часть интеллигенции перешла от марксизма к идеализму, от идеализма – к православию, от эстетизма и декадентства – к мистике и религии. Сложилась мода на эротику, мистику, пренебрежительное отношение к морали. Ориентация на социальные вопросы сменилась ориентациями на внутреннюю жизнь человека; личность оказалась противопоставленной обществу.
Изменения в умонастроениях русской интеллигенции нашли свое отражение в деятельности основанного в 1901 г. в Петербурге Религиозно-философского общества, в сборниках «Проблемы идеализма» (1903) и «Вехи» (1901). Религиозно-философские общества открылись также в Москве и Киеве.
Веховство, названное по сборнику статей «Вехи» (1909), претендовало на «обновление» русской интеллигенции, ее духовное возрождение. Осуществление этой программы оно связывало с критикой народничества и марксизма. Веховство формировалось на принципах соловьевского всеединства, окончательно переводя богопознание из плоскости чистой веры в плоскость богоискательства.
В начале ХХ в. в России идет подлинный религиозный Ренессанс. Сложились религиозно-философские направления. В Европе и в мире стали популярными труды Н.А. Бердяева, Л.И. Шестова, П.А. Лоренского, П.А. Сорокина, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, Н.О. Лосского, Г.Г. Шпета, В.В. Зеньковского, Ф.А. Степуна, С.А. Аскольдова, Э.Л. Радлова,
П.И. Новгородцева, И.И. Лапшина, А.И. Введенского, И.А. Ильина,
Б.В. Яковенко и многих других.
Основная их идея заключалась в том, что эмпирический, пространственно-временной мир – относительное, условное бытие; оно не имеет самостоятельного значения. Это бытие кажется «рационализированным», закономерным, но его свойства не дают возможности открыть «истинное бытие». «Истинное бытие» - это душа человека и Бог в их мистическом единстве. «Истинное бытие» раскрывается в религиозном опыте – самое иррациональное и есть самое реальное. Главная задача – создание нового религиозного сознания.
Русская религиозная философия – не единая школа. Но в ее разнообразных учениях общим было противопоставление религиозной мысли рационализму. В русском богоискательстве возникло множество самых разнородных тенденций, главнейшими из которых были персонализм Н.А.Бердяева, интуитивизм Н.О. Лосского и иррационализм Л.И. Шестова.
После Октябрьской революции 1917 г. большая часть представителей религиозной философии добровольно или насильственно оказалась в эмиграции.
После В.С. Соловьева Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – самая крупная величина в философии «русского духовного ренессанса». Бердяев был всецело поглощен экзистенциальным интересом к человеку. Его волновала не столько трагедия челове-ческого существования, сколько свобода человеческого творчества, он вдохновлялся антроподицеей – оправданием человека в творчестве и через творчество. Одно из важнейших понятий в творчестве Бердяева – «русская идея». Корни русского коммунизма он видит в структуре русской души. Противоречивость русской души определяется столкновением в ней восточного и западного элементов, иррационального и рационального. Русская душа формировалась под влиянием природной, языческой, дионисиевской стихии, с одной стороны, и аскетически ориентированным православием – с другой. В России преобладает начало, связанное с культом Матери-Земли и культом Богородицы. Религиозный элемент русской души выработал устойчивые свойства – догматизм, аскетизм, способность выносить страдания и жертвы во имя своей веры, какова бы она ни была. В силу религиозного характера души русские всегда или ортодоксы, или еретики, раскольники и нигилисты.
Надежды народа на осуществление царства Божьего на Руси и жестокие методы подавления личности, унаследованные от полицейского государства, каким всегда была Россия, питали «русский коммунизм». Но революционные социальные катаклизмы только упрочивают зло в мире, а подлинная революция – это революция духа.
Бердяев – религиозный философ, для него Бог – предел бытия. Но, придя к Богу, Бердяев снова вернулся к человеку. Бога – Творца и Промыслителя он превратил в Бога – Совесть, Добро, Любовь, Истину, Красоту. Бердяев сделал Бога высшей ценностью человека, потеряв которую он перестает быть человеком. Все, что происходит с Богом, происходит с человеком. Поэтому не следует корить Бога за несовершенство мира, надо подумать о собственной ответственности за судьбу мира. Учение Бердяева отличается от исторического христианства тем, что он приписал человеку абсолютную свободу, даже от Бога. Свобода – вне и до любого бытия, даже бытия Бога. Человек осознает себя творцом, выполняя свое предназначение спасения мира. В творческом акте возвышается сам человек над собой и над окружающим миром. Становясь духовно богатым, человек творит мир. Постепенно преодолевается косность мира, природа приобретает смысл, свободу. Носителем этого процесса выступает человек, но не как природно-социальное существо, а как духовная ценность.
Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965) по своим воззрениям во многом близок Бердяеву. Лосский называл свою философскую систему интуитивизмом, исходные положения которого были сформулированы им в книге «Мир как органическое целое», опубликованной в канун Октябрьской революции. Лосский развивал тезис об интуиции как целостном знании, охватывающем и разум, и чувства, и волю, постигающем саму сущность жизни. Философ этизирует космос и космизирует мораль, для него бесконечная красота мира неотъемлема от красоты человеческого духа.
Вместе с Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Л.И. Шестовым,
С.Л. Франком и другими мыслителями Н.О. Лосский видел возможность возрождения России через православие, церковь, считая, что религиозность есть главная черта русской души.
Лев Исаакович Шестов (Шварцман) (1886-1938) в своем творчестве высветил как главную – тему трагической сущности человеческого бытия, постоянства человеческого страдания. Недаром Шестовым, как и Бердяевым заинтересовался позднее западный экзистенциализм. Он крайний иррационалист, приходил к выводу об абсурдности и иррациональности человеческого мышления, отвергал научные и философские теории, выступал против рациональных начал жизни, против силы разума во имя религиозной веры и сверхче-ловеческой свободы.
Начиная с XIX в., весьма популярным в России становится марксизм. В 1883 г. в Женеве сложилась группа «Освобождение труда» (Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, В.А. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов), которая открыто порвала с народничеством и присоединилась к марксизму и международному социал-демократическому движению.
Крупным теоретиком ортодоксального марксизма является Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), который уделял много внимания пропаганде марксистских взглядов в России, особенно материалистическому пониманию истории.
В дальнейшем роль ведущего идеолога переходит к Владимиру Ильичу Ленину (1870-1924). Опираясь на открытый народниками закон неравномерного развития капитализма, Ленин провозгласил вывод о победе социализма первоначально в одной или нескольких странах, в слабом звене капитализма, например, в России. В своей философской работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин рассматривает теорию познания, подвергая критике субъективный идеализм. В «Философских тетрадях» и других произведениях Ленин характеризует две концепции развития – диалектическую и метафизическую, законы, принципы и элементы диалектики, касается широкого круга вопросов – войны и мира, морали, искусства, религии и т.д.
В выступлениях философов-марксистов того времени делается акцент на идеологической сторону философского знания, на выражении в философии интересов определенных социальных групп и классов, подчеркивается «подлинно и единственно научный характер марксистско-ленинской философии», особый удар делается на преемственности идей материалистических школ в философии.
Видный теоретик марксизма Николай Иванович Бухарин показал своеобразие философских проблем, указав, что на нее оказывают существенное влияние чувства, интересы, умонастроения определенных классов, что философия партийна по своей сути. Условия ее существования связаны с состоянием развития производительных сил, с экономикой в целом, поскольку сами классы зависят от них.
В 20-ые годы развернулась острая дискуссия по вопросу о соотношении основных философских направлений (материализма и идеализма) с политикой. Философские направления стали однозначно трактоваться с политических и классовых позиций. Сторонники марксистского материализма устанавливали однозначную связь идеализма с защитой капиталистической эксплуатации, с политической реакционностью.
Во второй половине 20-ых годов утвердилась официальная точка зрения, что учение Ленина – новый этап в развитии марксизма. Началась догматизация взглядов Ленина. Молодые кадры из Института красной профессуры выступали за непосредственную связь философии с политикой, при этом они слабо разбирались в теории.
Репрессии 30-ых годов коснулись не только тех, кто когда-то был идеалистом, но и приверженцев социалистической революции и идей марксизма. Первые выпускники Института красной профессуры, готовившего кадры преподавателей общественных наук, почти полностью были уничтожены.
В 1938 г. была выпущена «История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс». Авторство приписывалось официальной пропагандой Иосифу Виссарионовичу Сталину. Содержащийся в ней философский параграф был объявлен вершиной философской мысли. После второй мировой войны, с 1946 г. по 1948 г. было принято четыре решения ЦК КПСС по идеологическим вопросам. В них говорилось о борьбе двух идеологий – капиталистической и социалистической, о том, что идеологическая борьба – это форма классовой борьбы, которая по мере продвижения к коммунизму должна усиливаться. Марксизм-ленинизм окончательно стал неприкосновенной святыней, отступление от него приравнивалось к измене Родине.
После смерти Сталина философская мысль постепенно начала выходить за узкие рамки «Краткого курса». Стали публиковаться работы по проблемам методологии научного познания, философской антропологии, истории мировой и русской философии, концепции деятельности в гносеологии и т.д.
Научная деятельность философских кадров страны, начиная
с 70-ых годов, координировалась Институтом философии АН СССР, проблемными советами по различным направлениям (при Министерстве высшего и среднего специального образования РСФСР); было создано Философское общество СССР.
Среди советских философов послевоенного периода выделяются В.Ф.Асмус, Э.В.Ильенков, А.Ф.Лосев, М.К.Мамардашвили и другие.
В условиях кризиса идеологии после распада СССР марксистская философия потеряла свой авторитет в глазах общественности. Началось внедрение в сознание людей религиозной идеологии. Стали издаваться многочисленные работы по идеалистической и религиозной философии, мистике, оккультизму и т.д.
Преимущество нового времени в России – возможность придерживаться любой философской системы, что способствует формированию в России новой самобытной философии.