Неклассическая философия хiх века
Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии.В развитии европейской философии могут быть выделены две эпохи: классическая и неклассическая. Классическая философия – это европейская философская традиция от античности до середины XIX в., ориентированная на разум как основу мира и способ его познания. Для нее характерно:
– представление о том, что мир устойчив, един, в нем господствует естественный порядок, его можно познать и преобразовать;
– основными средствами познания являются разум, логика, наука;
– человек понимается как родовое существо, то есть, как представитель человеческого рода с общими для всего рода проблемами;
– большое внимание уделяется общественному благу, совершенствованию общества, социальному прогрессу;
– мыслители пытаются создать всеобъемлющие философские системы, которые описывают мир в его целостности.
Экономические и социальные потрясения XVIII – XIX вв. заставили усомниться в идеях Просвещения и историческом прогрессе. В обществе появляются разочарование и пессимизм. Это нашло отражение в философии. Неклассическая философия – этап развития европейской философии, который начался в середине XIX в., и критически переосмысливал наследие классической философии. На этом этапе:
– отвергается идея единства мира, он разорван на отдельные фрагменты, в нем господствует случайность и нет логики;
– средствами познания являются интуиция, воля, слепая вера, эмоции, а не разум;
– философию интересует живой конкретный человек в его повседневной жизни, а не безликий представитель рода;
– общественное развитие осмысливается критически, особенно идея прогресса, она дополняется проблемами развития культуры, языка, духовного мира человека;
– начали развиваться отдельные философские направления, потому что универсальную философскую систему построить невозможно.
Становление иррациональной традиции в неклассической философии (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше).Теоретическая оппозиция классике ярко проявляется в иррационализме – философии, которая ограничивает или отрицает возможности разума в познании действительности. Он делает ставку на бессознательные процессы проявления воли, интуиции, воображения, которые не поддаются рациональному познанию.
Датский философ Серен Кьеркегор (1813-1855) утверждал, что философия должна погрузиться в мир единичного и уникального. Главное понятие в его учении – экзистенция (существование). Мыслители за общими понятиями не видят живого человека. Кьеркегор призывает к тому, чтобы вглядываться и вчувствоваться в реальную человеческую жизнь. Самые глубокие истины – любовь, надежда, отчаяние, страх – переживаются, а не познаются логикой. Они-то и составляют мир экзистенции. Главная заслуга Кьеркегора заключается в постановке проблемы собственной человеческой жизни, он является предшественником экзистенциализма.
Основателем такого течения, как «философия жизни» был Артур Шопенгауэр(1788-1860). Он объявил всеобщим началом не разум, а мировую волю. Вот почему его философию называют еще волюнтаризмом. Шопенгауэр был философом-пессимистом. Он утверждал, что в мире господствует зло, поскольку мировая воля – злая, разрушительная в своей основе. Человек является рабом воли, она заставляет его жить, хотя бытие человека полно страданий. Единственный способ уйти от них – погасить слепой инстинкт жизни.
Продолжателем идей Шопенгауэра в «философии жизни» был Фридрих Ницше (1844-1900). Цель философии, по Ницше, – помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе, человеческой жизни и окружающей природы лежит воля к власти. Все живое стремится к власти, силе, могуществу. Воля и власть определяют все поступки человека. В этой борьбе побеждает сильнейший. Разум должен подчиняться воле и работать как орудие власти. Нужно пересмотреть всю прежнюю культурную традицию, поскольку она устарела и разрушается. Он это выразил словами «Бог умер». Истории нужны новые ценности, основанные на культе силы, носителем которых будет сверхчеловек.
Переосмысление классического наследия в философии К. Маркса и Ф. Энгельса.Философия, созданная Карлом Марксом (1818-1883) при участии Фридриха Энгельса (1820-1895), явилась составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включал в себя экономическую и социально-политическую проблематику. Главный труд Маркса «Капитал» посвящен исследованию политической экономии. У Энгельса есть две относительно крупные работы: «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы», в которых он в систематическом виде излагает философию марксизма, экономическое учение и теорию научного социализма.
У своих идейных предшественников философия марксизма усвоила философский рационализм, диалектический метод, установку деятельностного подхода к решению философских проблем. В марксизме по-новому было осознано предназначение философии: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).
В основу своего философского учения (диалектического материализма) классиками марксизма была положена диалектика Г. Гегеля, но на совершенно иных, материалистических принципах. Единственной первоосновой мира считается материя, которая развивается по законам диалектики. Энгельс представил их как выводимые из истории природы и общества, а не навязываемые свыше как законы мышления Абсолютной идеи. В целом же Энгельс определил диалектику как науку «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».
На самом деле Гегель нигде не говорил о законах диалектики. Концепция законов диалектики – это упрощенное понимание идей Гегеля. Когда утверждается мысль, что все регулируется законами, то происходит крен в сторону порядка, закономерности. На самом деле, в мире и человеческом обществе хватает всего: и порядка, и беспорядка. Иными словами, существует очень сложная диалектика порядка и хаоса, необходимости и случайности. В марксизме все сдвигалось в сторону порядка, казарменного общественного механизма.
Принципиальная новизна философии марксизма проявилась в разработке концепции общественно-исторической практики. Практика была осмыслена марксизмом как специфически человеческое отношение к миру, как основа деятельности человека, изменяющего природу и самого себя. Таким образом, Маркс вводит в философию сферу практически-преобразовательной деятельности людей, которой философы раньше не интересовались (напомним, что под практической философией ранее понималась философия морали). Более того, эта практическая деятельность (например, переработка природных ресурсов для производства нужных для жизни людей материальных благ, или революционная борьба ради изменения самого общества) и есть, по Марксу, самый важный вид деятельности, от которого, так или иначе, зависят все остальные, в том числе и духовная деятельность.
Характерной чертой философии марксизма стал социоцентризм. Прежде философы делили мир на две сферы: дух и природу. Маркс первый обращает внимание на третью область – человеческое общество и сосредоточивает внимание на анализе общественных отношений.
Основной методологический принцип этого анализа – исторический материализм. Согласно ему, совокупность производственных отношений образует экономический базис общества, на котором вырастает соответствующая социально-политическая и духовная надстройка. В истории сменяются пять основных форм базисных отношений (формаций): первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Политическая теория марксизма основывалась на представлении об исчерпанности ко второй половине XIX века исторических возможностей развития капитализма и связывала переход к коммунистическому строю с мировой революцией пролетариата. Надо заметить, что в ранних работах Маркс предостерегал от опасности преждевременного революционного переворота, считая, что в этом случае правящим классом станет бюрократия, а государство может стать более худшим эксплуататором, чем капиталисты. Многое из философских находок марксизма в том или ином виде было воспринято и использовано в последующем развитии социальных наук.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы особенности неклассической философии?
2. Раскройте содержание понятия «иррационализм».
3. Что такое волюнтаризм?
4. Какие общественно-экономические формации выделяются марксизмом в истории человечества?