Кризис европейского человека. Критика христианства
Европа, по мнению Ницше, находится в состоянии декаданса. Европейский человек – человек декаданса. Скепсис и порча нравов, истощение и утрата силы сопротивления, преступность и алкоголизм, пессимизм и ослабление воли являются характерными признаками современной Европы. «Порок, душевные больные,…преступники, анархисты – все это не угнетенные классы, но отбросы всех классов бывшего до сих пор общества…» [1, с. 59]. Социалистические, как и анархические, теории являются лишним доказательством болезни современного общества. Идеи равенства, справедливости есть победа и проявление инстинкта толпы, чандалы (позакастовая социальная группа в Индии), направленного против аристократизма, исключительности. Соответственно и человек этого общества, человек декаданса характеризуется слабостью воли, утерей смысла жизни, веры в систему ценностей, утратой веры в прогресс, хотя с точки зрения самого Ницше идея прогресса является ложной идеей.
Причину нынешнего состояния Европы, по мысли Ницше, следует искать глубоко. В конечном счете, её следует искать у греков, и связана она с именем Сократа, его учением о человеке, заданной им системой ценностей. Сократ был первым, кто отвратил взгляд от природы и направил его на человека, выделил в человеке разум в качестве главного атрибутивного свойства человека, провозгласил знание, умеренность, добродетель, справедливость высшими ценностями и поставил их выше силы, мужества, исключительности, знатности. Сократ сам, по мнению Ницше, есть проявление декаданса Афин. Сократ создал уравнение: разум равен добродетели, равен счастью, которое в корне изменило представление о человеческих ценностях. И в доказательство своей правоты он создал диалектику, благодаря хитросплетениям которой он всегда оказывался правым в спорах, заставлял спорящего доказывать, что он не идиот, выставлял его в неприглядном свете. Знатность, сила не нуждаются в доказательствах, сам факт их наличия является таким доказательством. Диалектика есть орудие черни в её борьбе с аристократичностью, знатностью. Сократ сам есть представитель черни, по происхождению он принадлежал к низшим слоям афинского общества. Но это, пожалуй, не главное, хотя и важное обстоятельство. Главным является то, что Сократ есть порождение кризиса афинского общества, его декаданса. С помощью Сократа Афины пытаются справиться с кризисом, объявить войну низменным инстинктам, уничтожить их с помощью разума и диалектики, показать их несостоятельность и пагубность для человека, с чем в корне не согласен Ницше. «Быть вынужденным побеждать инстинкты – это формула для decadence: пока жизнь восходит, счастье равно инстинкту» [3, с. 567]. Конечно, данное положение Ницше не следует понимать в том смысле, что он выступает в поддержку всех человеческих инстинктов. Ведь и пьянство, и жадность, и донжуанство можно объявить проявлением инстинкта, но вряд ли Ницше следует рассматривать защитником и пропагандистом этих явлений. С его точки зрения они есть проявление декаданса, проявление кризиса и распада, болезни общества. Но Ницше, в принципе, против всемогущества разума, против сведения человека к разуму, против господства аполлонического начала в человеке над дионисическим.
Но главная причина декаданса не Сократ, а христианство. Именно с христианством Ницше связывает порчу европейского человека, потому что христианская религия провозглашает и культивирует систему ценностей, мораль, которая «объявляет смертельную войну… высшему типу человека». Ницше рассматривает христианство, как и другие религии через призму провозглашаемых ими систем ценностей, через призму морали, пропагандируемой этими религиями. В этом плане христианская религия, по мысли Ницше, является наихудшей религией по сравнению с исламом, буддизмом, потому что ценности, ею провозглашаемые, в наибольшей степени ложны, в наибольшей степени противоречат жизни, убивают её. Христианство с самого начала было направлено против инстинкта, против того, что усиливает, возвеличивает жизнь, способствует её росту. Одной из главных ценностей, провозглашаемых христианством, является сострадание, сострадание к слабому, выброшенному жизнью на обочину, сострадание к маленькому, неудачнику. Но тем самым поддерживается к жизни то, что должно быть отброшено, что подрывает основы жизни. Христианство, по мнению Ницше, есть бунт черни в морали. Христианство убило Рим. На место его ценностей, таких как сила, достоинство, знатность, воля к жизни, воля к власти, оно поставило ценности толпы, ценности чандалы, пропагандирующие смирение и покорность, слабость и послушание, незаметность, непротивление злу. Оно поддерживало и возвеличивало то, что не способствовало росту, накоплению силы, воли к власти, что подрывало инстинкт жизни. Сам мир христианство разделило на тот и этот, на истинный и неистинный, объявило этот мир неистинным, а жизнь в этом мире – имеющей ценность лишь в той степени, что она есть подготовка к жизни в истинном мире. И потому значимо и достойно в жизни лишь то, что есть подготовка к жизни той. А это, конечно же, не инстинкты, не плоть, а дух, чистый дух, устремленный к богу и умертвляющий плоть. Таковы ценности христианства по своей сути, но церковь еще более усилила их абсурдность, объявив священников высшим типом человека. В результате восторжествовали лицемерие и ложь, которые подорвали саму веру в Бога и в еще большей мере способствовали развитию декаданса, породили нигилизм, как характерную черту, проявление декаданса. Нигилизм отрицает все высшие ценности, подрывает веру человека в самого себя, отрицает саму ценность жизни, до крайности развивает пессимизм и неверие. Но нигилизм – это не просто отрицание. Ницше тоже отрицает христианские ценности – это активный нигилизм. Подлинный нигилизм – это отрицание без утверждения чего-то взамен, это пессимизм без какого-то проблеска надежды, это убеждение, что все в мире бессмысленно и напрасно и потому сам мир бессмыслен. Тем самым люди убили Бога, даже не заметив этого и сделав христианские ценности еще более лживыми, ибо теперь не было даже формального повода для их существования. Тем самым нигилизм был доведен до крайнего состояния, став определяющей чертой декаданса, его выражением.