Тема 14: Философия постмодернизма
Постмодернизм (от лат. post = после и франц. moderne = новый, современный) — понятие, применявшееся в 60–70-е годы XX века в теории литературы и архитектуры, а затем (особенно после появления работы Ж.‑Ф. Лиотара «Состояние постмодерна», 1979) вошедшее в философский лексикон. Это понятие обозначает новый образ мысли и деятельности, проявившийся в XX веке во всех областях человеческой культуры.
Постмодернизм признает игровое равноправие множества сосуществующих картин мира, провозглашает «закат метарассказов». Метарассказ — это повествование о мире, узаконивающее определенный образ мышления, знания, социальные институты.
Ведущие представители постмодернизма: Р. Барт, Ж. Батай, М. Бланшо, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ф. Джеймисон, П. Клоссовски, Ю. Кристева, Ж. Лиотар, М. Фуко, И. Хассан и др. Постмодернизм не представляет собой философскую школу или направление. Нередко философы, называемые «постмодернистами», скептически относятся к этому названию.
Если «модерном» вообще называют Новое время с его тенденцией теоретически и практически подчинять все многообразие жизни и мира какой-либо господствующей идее, парадигме, монологическому мышлению, научно-технической рациональности, то постмодернизм, напротив, приветствует возможность разнообразия образов мысли и жизни, культурных миров.При этом философско-метафизические традиции, в том числе рационалистические системы Нового времени с их претензиями на единственную истинность разоблачаются и ограничиваются как не универсальные, но обусловленные чьими-то потребностями и интересами, чьей-то «волей к власти».
Основным направлением мысли в постмодернизме явились не столько новые факты реальности, сколько уже существующие культурные «тексты», стандарты и стереотипы их объяснений. Постмодернистское мышление стремится избавить собственную мысль от ограничений, накладываемых на нее эпохой трансцендентально-метафизического понимания бытия или «онтотеологии», по терминологии Жака Деррида. В этих же целях, по-ницшеански, «деконструируются» такие составные компоненты прежнего мировоззрения, как Бог, «Я», цель, смысл, реальный мир, истина. Деконструкция сложившихся текстов бытия и «текстов о бытии», одновременно предлагала и осмысление открытой, бесконечно продолжающейся, незавершенной истины, как прямой противоположности прежних, «субстанциональных», трактовок сущего. Библейское «В Начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог», постмодернизм подвергает мировоззренческой ревизии.
Первое условие настоящего философствования для таких разнохарактерных мыслителей, как Умберто Эко, Мишель Фуко, Жак Деррида, Роллан Барт, Жиль Делёз, Жан Лиотар, - это вера в разум и отказ от двоичного исчисления мира, в системе «бинарных оппозиций» (рациональное - иррациональное, конечное - бесконечное, старое - новое, дух - материя, материализм - идеализм и т. д.). Второе условие связано с перестройкой мышления, приписывающего миру статус быть иррациональным. В постмодернизме знание о бытии не просто кумулятивно, но основано на все расширяющемся незнании. В нем не может быть речи о раз и навсегда данных истинах или о диалектике относительного и абсолютного.
Рождаясь, человек осваивает бытие не непосредственно сам, но с помощью языка, слов, текстов, которые достались ему по наследству. Мышление, не наученное мыслить самостоятельно, пользуется (готовым) словом, (преднайденными) текстами, ограничивая собственный спектр значений осваиваемых смыслов. Идя на поводу у средств массовой коммуникации, человек начинает жить в фантомном мире псевдомыслей, псевдочувств, псевдодействий. Задача же состоит в том, чтобы прорваться в зазеркалье языка, а точнее текстов, с целью постижения сокрытого «означаемого» (т.е. бытия). Постмодернистское мышление постоянно занимается двумя взаимоисключающими вещами. Оно осуществляет одновременную процедуру разборки традиционных культурных форм и их же реконструкцию, процедуру, связанную с отрицанием первосмыслов и одновременно сборку новых смыслов, необходимых для дальнейшей динамики культуры и самого человека. Один из центральных моментов концепции Жака Деррида - критика понятия «центра», или первоначала, субстанции, сущности, как некого организующего начала классической философии. Бытие, мир культуры и сам человек рассматриваются Деррида как бесконечный текст.
Деконструкция, по Деррида, является разблокированием процесса понимания, выяснением внутренней противоречивости текста, столкновения остаточных смыслов прошлого и современных смысловых стереотипов. Смысловая неисчерпаемость любого текста, невозможность окончательного синтеза требуют внимания к случайным смысловым совпадениям, которые, тем не менее, всегда что-то значат. Это позволяет разрушать антиномии истины-лжи, добра-зла. Однако постмодернизм не есть смешение всего и всех.Онживет не отрицанием всего предшествующего, но одновременностью неодновременного, практическим осуществлением всего продуктивного, добытого ранее. Цель постмодернистской исследовательской программы - это очеловечивание этого мира, ставшего обездушенным благодаря самому же человеку. Философия со всеми ее ответвлениями была до сих пор направлена на создание целостного зеркала культуры, глядясь в которое, человек познавал себя и получал ориентиры к самосовершенствованию. Сейчас ситуация характерна тем, что зеркало культуры разбито и валяется у ног человечества. Каждый, глядясь в осколки, видит нечто свое, все равноценно. Осколки зеркала отражают мир. Угол отражения у каждого осколка свой. Человек находит себя и в высоком, элитном, и в низком, массовом. Наступило освобождение частей, но упразднилось ли целое?
По Делёзу, корректнее различать по примеру Платона образцы (идеи) и копии. Еще более глубокое различие между копией и симулякром - фантазмом. Образец, разъясняет Делёз, тождествен сущности одинакового. Копия - это подобие подобного. Симукляр - то, что не имеет никаких оснований в мире реальности, это копия никогда не существовавшего оригинала. В современном мире господствуют не образцы и копии, а симукляры, видимости. Погруженный в мир симукляров человек уже не переживает ни Бога, ни собственной самотождественности. Для того, чтобы создавать хотя бы копии, а не симукляры, необходимо избавиться от иллюзий мышления и чувствования. Отбрасывание иллюзий помогает обнаружить мир разрозненности или различий, состоящий из уникальных элементов и связей, наделенных специфическим модусом проблематичности.
Мир, к которому надо прорваться, есть Ничто, небытие. Вводя это понятие, Делез сводит бытие к его конечным и начальным основаниям. Таковым является Хаосмос - внутреннее тождество сущего и хаоса. Пространство между идеями и Хаосмосом - своеобразная площадка для жизненного маневра, дающая возможность осуществления множества разнородных, но равноправных жизненных форм и явлений. Здесь совмещаются противоположности материального-идеального, детерминизма-индетерминизма, конечного-бесконечного, необходимости-случайности, которые есть искусственное изобретение ума. Но ведь философия становится сама собой, когда она позволяет рассуждать с позиции «нигде» и одновременно «здесь-сейчас».