Государственная полярная академия
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
______________Радушинский Д.А.
«____» _____________ 2012 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ФИЛОСОФИИ
Б.1.Б.2. ФИЛОСОФИЯ
Направление подготовки 072500 Дизайн (Педагогическое образование)
Профиль: «Дизайн и компьютерная графика»»
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
ФОРМы обучения – очная, заочная
Санкт-Петербург
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Государственная полярная академия»
Факультет экономики и управления
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
______________Радушинский Д.А.
«____» _____________ 2012 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Б.1.Б.2. ФИЛОСОФИЯ
Направление подготовки 072500 Дизайн (Педагогическое образование)
Профиль: «Дизайн и компьютерная графика»»
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
ФОРМы обучения – очная, заочная
Санкт-Петербург
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500 Дизайн (Педагогическое образование)
Профиль: «Дизайн и компьютерная графика»»
Программа составлена: Резвицким И.И. – д.ф.н., проф. кафедры философии и социально-гуманитарных наук, Федоренко Н.В. - доцентом кафедры философии и социально-гуманитарных наук
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных наук
протокол от 15.11.12 г. № 4,
Заведующий кафедрой ________________А.М. Судариков
Программа одобрена на заседании УМК факультета экономики и управления
(название факультета)
протокол от __________ № _____
Председатель УМК факультета экономики и финансов
______________________Д.А. Радушинский (Ф.И.О., ученое звание, подпись)
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………………………
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата…………………………………….
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины………………………………………………..……
5. Образовательные технологии дисциплины…………………………………………...…..
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины……………………………………………………………….…………..
6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……………
6.2. Оценочные средства……………………………………………………………………...…
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………………
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………………....
Приложение 1. Аннотация рабочей программы…………………………………….………
Приложение 2. Технологии и формы преподавания……………………………….……….
Приложение 3. Технологии и формы обучения………………………………………..…….
Приложение 4. Оценочные средства и методики их применения…………………………
Приложение 5. Методика рейтингового контроля знаний студентов…………………….
9.Глоссарий…………………………………………………………..…………………………....
10. Краткий конспект лекций ………..…………………………………………………………
11. Методические указания по изучению дисциплины для ППС……………. ……………
12. Методические указания для студентов-бакалавров……………………………………..
13. Экзаменационные билеты ………………………………………………………………….
1. Цели и задачи освоения дисциплины (модуля)
Целью освоения дисциплины ФИЛОСОФИЯ является удовлетворение потребностей современного общества, запросов рынка труда и интересов самого специалиста в качественном образовании на основе философских знаний, необходимых для профессии бакалавра.
Задачами дисциплины является формирование нового специалиста на основе усвоения философского знания, сочетающего в себе высокий профессионализм с личностными компетенциями.
Предмет дисциплины – всеобщее, изучение всеобщих законов бытия: природы, общества и мышления.
Основная образовательная программа по философии предназначена для студентов 072500 Дизайн (Педагогическое образование)
Профиль: «Дизайн и компьютерная графика»» (квалификация (степень) «БАКАЛАВР») и составлена в соответствии с составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по гуманитарному, социальному и экономическому циклу (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. №780).
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Философская дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу. Она является частью гуманитарных и социальных дисциплин, читаемых кафедрой, направленных на формирование общекультурных, философских, этико-эстетических, логических и исторических компетенций.
В теоретическом и методическом плане философия опирается на знания, полученные при изучении следующих курсов: «Логика», «Этика», «Эстетика», «Культурология», «История России». Философия обеспечивает необходимый уровень мировоззренческих и научных знаний, составляющих необходимый фундамент для выработки основных профессиональных знаний, выпускаемых специалистов.
Студент должен обладать следующим набором компетенций, которые выражают собой основные положения дисциплины.
По направлению подготовки 072500 Дизайн (Педагогическое образование)
Профиль: «Дизайн и компьютерная графика»»
№ п/п | Наименование компетенции | Предшествующие дисциплины | Последующие дисциплины (группы дисциплин) |
Общекультурные компетенции | |||
ОК-1 | История | нет | |
ОК-2 | История | нет | |
ОК-6 | История | нет | |
ОК-7 | История | нет | |
ОК-8 | История | нет | |
ОК-12 | История | нет |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Общекультурные компетенции
Индекс | Пояснение |
ОК-1 | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения |
ОК-2 | Умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь |
ОК-6 | Стремиться к самосовершенствованию, повышению своей квалификации и мастерства |
ОК-7 | Умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства самосовершенствования |
ОК-8 | Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивац лжъей к выполнению профессиональной деятельности |
ОК-12 | осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу и другим людям и самому себе |
В процессе изучения дисциплины студент должен ознакомиться с историей возникновения и развития основных философских идей и понятий, необходимых для усвоения теоретического курса философии.
Семинарские занятия по философии имеют целью углубление основных философских положений, содержащихся в учебной программе. На семинарских занятиях должны применяться современные научные методы, углубляющие студентами знания первоисточников по философии, а так же современных философских работ.
В результате изучения философии студент должен:
Знать:основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления, научные картины мира.
Уметь:самостоятельно мыслить, применять понятийно-философский аппарат в собственном мышлении и в профессиональной деятельности, применять философские методы и средства познания для повышения интеллектуальных способностей и профессиональной компетентности личности.
Владеть:
- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на мир, на потребности общества;
- навыками выражения своих мыслей и мнений в межличностном отношении, способностью к самообразованию и личностному саморазвитию.
4. Структура и содержание дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Общая трудоемкость дисциплины для очной и заочной формы обучения по направлению подготовки: 072500 Дизайн (Педагогическое образование)
Профиль: «Дизайн и компьютерная графика»»
составляет 2 зачетных единицы (72 часа, из них 38 ч. – самост.работа, 17 ч. – лекции, 17 ч.- семинары)
4.1.Структура преподавания дисциплины
№ п/п | Наименование модулей, разделов, (тем) (для двух- и многосеместровых дисциплин – разбиение по семестрам) (для ООП) | Семестр | Неделя семестра | Аудиторные занятия | СРС | Общая трудоемкость с учетом зачета и экзамена (ч/ кредит) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||
Лекции | Практические, семинары | Лаб. раб | СРС с преподавателем | Всего | ||||||||
часы | ||||||||||||
История философии | 1-9 | 9*2 | 9*2 | - | - | 18*4 | 38 *4 | 1)устный опрос на семинарах 2)проверочная работа по терминам | ||||
Теория философии | 10-19 | *2 | *2 | - | - | 16*4 | 34*4 | 1)устный опрос на семинарах 2)тестирование | ||||
Итого: | 17*4 | *4 | - | - | *10 | |||||||
* - объем часов, отводимых на аудиторные занятия для студентов заочного отделения.
Всего: 10 часов аудиторных занятий:
лекции - 4 часа,
семинары – 4 часа.
4.2.Содержание дисциплины
Лекции
№ п/п | Номер раздела дисциплины | Трудоемкость (часов) | Тема лекции |
2*0,5 | Философия, ее предмет и место в культуре человечества | ||
Философия Древнего мира | |||
1*0,5 | Античная философия | ||
Средневековая философия | |||
Философия эпохи Возрождения | |||
2*0,5 | Философия Нового времени (ХVII-ХVIII вв) | ||
2*0,5 | Классический этап философии Нового времени | ||
2*0,5 | Современная западная философия | ||
2* | Русская философия | ||
2*0,5 | Учение о бытии (онтология) | ||
2*0,5 | Учение о развитии | ||
2*0,5 | Природа человека и смысл его существования | ||
2*0,5 | Учение об обществе (социальная философия) | ||
Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология) | |||
2*0,5 | Проблема сознания | ||
2*0,5 | Познание (гносеология) | ||
2*0,5 | Научное познание | ||
Философские проблемы науки и техники | |||
Будущее человечества (философский аспект) | |||
Итого: | 17*4 |
Практические занятия
№ п/п | Номер раздела дисциплины | Трудоемкость (часов) | Тема практического занятия |
1*0,5 | Философия, ее предмет и место в культуре человечества | ||
0,5 | Философия Древнего мира | ||
1*0,5 | Античная философия | ||
0,5 | Средневековая философия | ||
0,5 | Философия эпохи Возрождения | ||
Философия Нового времени (ХVII-ХVIII вв) | |||
1*0,5 | Классический этап философии Нового времени | ||
Современная западная философия | |||
0,5 | Русская философия | ||
1*0,5 | Учение о бытии (онтология) | ||
Учение о развитии | |||
Природа человека и смысл его существования | |||
1*0,5 | Учение об обществе (социальная философия) | ||
Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология) | |||
1*0,5 | Проблема сознания | ||
1*0,5 | Познание (гносеология) | ||
1*0,5 | Научное познание | ||
Философские проблемы науки и техники | |||
Будущее человечества (философский аспект) | |||
Итого: | 17 *4 |
Лабораторные работы не предусмотрены учебным планом
Самостоятельная работа студента
Раздел дисциплины | № п/п | Вид СРС | Трудоемкость (часов) |
Модуль 1 | Подготовка конспектов лекций и ответов на вопросы к семинару | ||
Подготовка докладов к семинару | |||
Чтение первоисточников | |||
Подготовка к тестированию | |||
Модуль2 | Подготовка конспектов лекций и ответов на вопросы к семинару | ||
Подготовка докладов к семинару | |||
Чтение первоисточников | |||
Подготовка рефератов | |||
Подготовка к экзамену | |||
Итого: |
Интерактивные формы занятий (на семинарах):
Раздел дисциплины | № п/п | Формы | Трудоемкость (часов) |
Модуль 1 | Групповые дискуссии: Обсуждение отдельными командами различных философских концепций | ||
Мозговой штурм - форма дискуссии, позволяющая быстро включить в работу всех членов учебной группы для генерации разнообразных идей, их отбора и критической оценки | |||
Просмотр и дальнейшее обсуждение видеофильмов, видео-слайдов по темам «Античная философия», «Средневековая философия», «Философия эпохи Возрождения» | |||
Модуль 2 | Групповые дискуссии: Обсуждение отдельными командами различных философских концепций | ||
Мозговой штурм - форма дискуссии, позволяющая быстро включить в работу всех членов учебной группы для генерации разнообразных идей, их отбора и критической оценки | |||
Итого: |
5. Образовательные технологии дисциплины
Реализация курса философии осуществляется с учетом специфики личности студентов Государственной полярной академии, этнических особенностей их сознания и их будущей профессиональной деятельности в районах Севера. В соответствии с этим особое внимание обращено на применение активных форм и методов обучения, формирующих научное мировоззрение, способность диалектически мыслить:
- технологии моделирования групповой работы (проблемный метод чтения, диалогической формы изложения учебного материала, семинар-дискуссия, семинар-диспут),
- мозговой штурм - форма дискуссии, позволяющая быстро включить в работу всех членов учебной группы для генерации разнообразных идей, их отбора и критической оценки,
- междисциплинарное обучение – использование знаний из области «Отечественной истории» при изучении русской философии,
- проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний по философии на занятиях по философии,
- технологии самообразовательной деятельности (конспектирование первоисточников, научных статей, докладов и рефератов),
- компьютерные (информационные) технологи (видео-презентации, показ кинофильмов, слайдов).
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
6.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1.1. Домашние задания, типовые расчеты и т.п.
Планы семинарских занятий
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя вопросы к семинарским занятиям.
Модуль 1. История философии
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества.
1. Понятие мировоззрения и его исторические типы: Мифология, религия, философия. Философия как специфическая форма мировоззрения. Мировоззрение и картины мира. Мировоззрение общества и мировоззрение индивида.
2. Философия как наука. Предмет философии. Особенности философского познания мира. Взаимосвязь философии и других наук.
3. Структура философии. Основные компоненты философского знания. Функции философии. Философия как теория и методология культуры.
Тема 2. Философия Древнего мира.
1. Зарождение философской мысли в странах Древнего мира – в Индии и Китае. Особенности восточного и западного стилей философствования.
2. Древнеиндейская философия, ее основные принципы (космизм, экологизм, альтруизм) и направления – ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм).
3. Характерные черты древнекитайской философии (натурализм, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет) и основные школы (даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен).
Тема 3. Античная философия.
1. Поиски первоосновы мира (милетцы, элеаты, атомисты). Диалектика Гераклита.
2. Софисты – новое представление о философии.
3. Платон – открытие идеальной реальности.
4. Энциклопедическая философия Аристотеля.
Тема 4. Средневековая философия.
1. Теоцентризм – основополагающий принцип философии Средневековья.
2. Основные этапы средневековой философии: патристика (Августин) и схоластика (Боэций, Абеляр). Классическая философия Средневековья (Ф. Аквинский).
3. Основные проблемы средневековой философии:
Учение о бытии (принцип индивидуализации). Познание (соотношение веры и разума). Спор номинализма и реализма о природе общих понятий.
Тема 5. Философия эпохи Возрождения.
1. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
2. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский, Ф.Петрарка).
3. Натурфилософия. Пантеизм (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей).
4. Диалектические идеи (Николай Казанский).
Тема 6. Философия Нового времени (ХVII-ХVIII вв).
1. Проблема научного метода в философии.
Эмпиризм (Ф.Бэкон, Дж.Локк) и рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза) в познании.
2. Обоснование новой картины мира (Г.В.Лейбниц).
3. Учение о природе, человеке и обществе во французском материализме.
4. Субъективная философия Дж. Беркли и Д.Юма.
Тема 7. Классический этап философии Нового времени.
1. Философия И.Канта. Априоризм как основа разработки новой теории познания. Учение о морали.
2. Идеалистическая система и диалектический метод Гегеля. Создание учения о развитии.
3. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Критика религии и идеализма. Учение о морали.
4. Марксистская философия. Новая концепция человека и общества. Разработка материалистической диалектики.
Тема 8. Современная западная философия.
1. Позитивизм и неопозитивизм о проблемах научного знания.
2. Иррационалистический антропологизм (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон).
3. Экзистенциализм – философия существования.
4. Современная философская антропология о сущности человека.
5. Герменевтика и структурализм как методы познания.
6. Теория психоанализа.
Тема 9. Русская философия (Х1Х-ХХ в.в.).
1. Возникновение и особенности русской философии.
2. Русская идея: славянофилы и западники о путях развития России.
3. Основные идеи и понятия русской религиозно-идеалистической философии (соборность, всеединство, софия, космизм) и их значение в осмыслении проблем общественной жизни России.
Тема 10. Учение о бытии (онтология)
1. Понятие бытия. Бытие, небытие, ничто. Монистические и плюралистические концепции бытия. Виды бытия. Бытие материальное и идеальное.
2. Понятие материи, исторические этапы его развития. Материя как объективная реальность, ее структура и свойства.
3. Движение, пространство и время и их связь с материей.
4. Многообразие бытия и проблема единства мира.
Тема 11. Учение о развитии.
1. Понятие развития и подходы к его толкованию.
2. Диалектика и метафизика – две концепции развития.
3. Диалектика, эклектика, софистика, схоластика.
4. Законы, принципы и категории диалектики.
Тема 12. Природа человека и смысл его существования.
1. Проблема человека в истории философии.
2. Природа человека: социальное и биологическое в человеке.
3. Многогранность человека. Понятия: индивид, личность, индивидуальность.
4. Личность и свобода. Смысл жизни и человеческая судьба.
Тема 13. Учение об обществе (социальная философия).
1. Проблема построения теоретической модели общества. Понятие общества и его признаки. Общество как система.
2. Структура общества. Экономическая, социальная и политическая системы общества. Классы и социальные слои. Государство и гражданское общество.
3. Культура и цивилизация, их структура.
4. Историческое развитие общества. Общественный прогресс и его критерий.
Тема 14. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология).
1. Ценности, их природа и классификация. Аксиология как теория ценностей. Основные ее направления.
2. Моральные и эстетические ценности. Иерархия нравственных ценностей. Ценностный смысл добра и зла.
3. Эстетические ценности и их специфика. Ценностная характеристика эстетических понятий. Понятие красоты и ее ценностный аспект. Роль искусства в формировании эстетических ценностей.
4. Религиозные ценности. Специфика религиозного сознания и его ценностный смысл. Ценность религии в духовных поисках человека.
Тема 15. Проблема сознания.
1. Сознание как свойство человеческой психики и как отражение бытия.
2. Проблема происхождения сознания. Роль труда и языка в возникновении сознания.
3. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в сознании. Общественное сознание и его структура.
4. Функции сознания. Познание и преобразование бытия, отражение и творчество. Самопознание и саморегуляция.
Тема 16. Познание (гносеология).
1. Познание как взаимодействие субъекта и объекта. Роль веры и разума в познании. Понимание и объяснение.
2. Чувственное и рациональное познание и их формы. Роль интуиции в познании.
3. Проблема истины в философии. Формы истины и ее критерий.
4. Научное и вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, паранаучное.
Тема 17. Научное познание.
1. Особенности научного познания. Критерий научности знания. Системность как отличительный признак научного знания.
2. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы и формы научного познания.
3. Научные революции и рост научного знания. Роль личности ученого в получении нового знания.
Тема 18. Философские проблемы науки и техники.
1. Понятие науки и проблема ее классификации.
2. Основные модели развития современной науки.
3. Техника и ее роль в жизни человека и общества.
Проблема технократического детерминизма.
4. Понятие информационного общества и его перспективы.
Тема 19. Будущее человечества (философский аспект).
1. Современная цивилизация, ее особенности.
2. Глобальные проблемы современной цивилизации и пути их решения.
3. Новые «сценарии» будущего общества. Информационное общество и его перспективы.
4. Взаимодействие различных цивилизаций на основе общих культурных ценностей – путь к единому человечеству.
6.1.2. Контрольные вопросы по темам
К теме 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
1. Уступает ли философия науке в рациональности?
2. Уступает ли философия искусству в образности?
3. Уступает ли философия религии в нравственном отношении?
4. Обладает ли философия практической действенностью?
5. В каком отношении философия превосходит науку, искусство и религию?
К теме 2. Философия Древнего мира
6. Каковы характерные черты индийской философии?
7. Каковы характерные черты китайской философии?
8. В каком смысле происходит интеграция философии Запада и Востока?
К теме 3. Античная философия
9. Вопреки мнению натурфилософов все существующее не состоит из первовещества. Между тем в утверждениях натурфилософов содержатся элементы гениальных прозрений. Каковы они?
10. В чем состоит основное достижение школы Пифагора?
11. Свидетельствуют ли апории Зенона о том, что элеаты глубже других понимали природу вещества, пространства и времени?
12. Чьим детищем является атомарная гипотеза — философов или физиков? Чем отличается древний атомизм от современного?
13. В споре софистов и сократиков на чьей стороне находятся ваши симпатии и почему?
14. Гениален ли Платон как философ? Если да, то в чем?
15. По мнению К.Поппера, философия Платона вредна для демократического общества. Справедливо ли это мнение?
16. Аристотель видел источник движения в форме, эйдосе. Согласны ли
вы с ним?
17. Достоин ли Аристотель Нобелевской премии? Если да, то в силу каких оснований?
18. Античные стоицизм, эпикуреизм, скептицизм — какое учение вам
более симпатично? Почему?
19. В чем состоит жизненность неоплатонизма?
К теме 4. Средневековая философия
20. Каковы философские истоки геоцентризма?
21. Каковы философские истоки монотеизма?
22. Имеет ли креационизм научное обоснование?
23. Каковы достоинства средневекового символизма?
24. Почему и поныне не утихает спор между номиналистами и реалистами?
25. В чем состоит философский смысл заповедей Христа?
26. Действительно ли в средние века философия была служанкой богословия?
27. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность?
К теме 5. Философия Эпохи Возрождения
28. Почему доминирующим аспектом возрожденческой философии является эстетическое?
29. Действительно ли главным принципом возрожденческой философии
является антропоцентризм?
30. Каковы философские истоки ренессансного гуманизма?
31. Кузанский объединял религиозные и математические прозрения. Состоятельно ли такое объединение?
32. Каковы сильные стороны философии Дж.Бруно?
К теме 6.Философия Нового времени (XVII-XVIIII вв)
33. Каковы общие черты философии Бэкона и Декарта?
34. Каково философское значение открытий Галилея и Ньютона?
35. Каковы философские основания юридического мировоззрения Нового времени?
36. В чем состоит главный принцип трансцендентального идеализма Канта?
К теме 7. Классический этап философии Нового времени
37. В чем вы видите основные достоинства идеализма Гегеля?
38. В чем вы видите основные достоинства философии Маркса?
39. В какой степени состоятельна диалектика?
К теме 8. Современная западная философия
40. Каковы достоинства философии жизни?
41. Преодолел ли экзистенциализм психологизм философии жизни?
42. Каков механизм феноменологического метода?
43. Что является для феноменологов более значимым — мир переживаний или язык и практика?
44. Чем отличается герменевтика бытия от герменевтики сознания?
45. В чем заключается новаторство герменевтиков?
46. Каковы основания логического поворота в философии XX в.?
47. Проверяем ли принцип верификации?
48. Является ли принцип фальсификации более философски значимым,
чем принцип верификации?
49. Каковы основания лингвистического поворота в философии XX в.?
50. Какие отношения (структуры) характерны для студенческой группы, к которой вы принадлежите?
51. Почему именно естественный язык рассматривается философами в качестве образцовой знаковой системы?
52. Прав ли Фуко, настаивая на том, что становление и рассеяние социальных упорядоченностей происходит в дискурсивных практиках?
53. Какой потенциал доминирует в методе деконструирования Деррида — созидательный или разрушительный?
54. Какие культурные явления нашли свое выражение в философии постмодернизма?
К теме 9. Русская философия
55. Каковы общие черты философии славянофилов и западников?
56. Сохранила ли свою актуальность философия всеединства?
57. Кто из русских философов внес максимальный вклад в мировую философию?
58. Каковы характерные черты русской философии?
К теме 10. Учение о бытии
59. Как выясняют, что именно существует?
60. Что такое время?
61. Какие закономерности важнее, динамические или статические?
К теме11. Учение о развитии
62. Что такое развитие?
63. Что такое диалектика и метафизика?
64. В чем заключается принцип системности?
65. Каковы законы и категории диалектики?
К теме 12. Природа человека и смысл его существования
66. Чем является психическое: нематериальным, идеальным или символическим?
67. Каковы концепции человека?
68. Что такое индивид, индивидуальность и личность?
69. Что такое свобода и необходимость?
70. В чем смысл жизни человека?
К теме 13. Учение об обществе (социальная философия)
71. Каковы теоретические модели общества?
72. Какова структура общества и его система?
73. Каковы критерии типологии культуры и цивилизации?
74. Какие концепции общественного развития вы знаете?
75. В чем заключается роль личности и масс в истории?
К теме 14. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
76. В чем состоит тайна красоты?
77. Что есть добро?
78. Образуют ли истина, красота и добро единство?
79. Какова природа религиозных ценностей?
К теме 15. Проблема сознания
80. Что такое идеально и материальное?
81. Что такое, мозг, психика, интеллект, сознание?
82. В чем состоит проблема искусственного интеллекта?
83. Что такое самосознание? Какова его структура?
К теме 16. Познание (гносеология)
84. Какова природа понятия?
85. Чем отличается метаязык от объектного языка?
86. Каковы особенности когерентной концепции истины?
87. Каковы особенности прагматической концепции истины?
88. В свете роста научного знания существует ли абсолютная истина?
К теме 17. Научное познание
89. В чем специфика науки как духовного производства?
90. Каковы идеалы, нормы и критерии научного познания?
91. Что такое научная революция?
92. Каковы этапы и уровни научного познания?
93. В чем заключается научное предвидение?
94. В чем заключается социальная ответственность ученого?
К теме 18. Философские проблемы науки и техники
95. Каковы основные ценности науки?
96. Нагружено ли эмпирическое знание теоретическим?
97. Каковы основные этапы процесса измерения?
98. В чем состоит смысл идеализации?
99. Каковы характерные черты аксиоматического метода?
100. Каковы характерные черты гипотетико-дедуктивного метода?
101. Каковы характерные черты прагматического метода?
102. Каковы идеалы науки?
103. Стоит ли наука вне этики?
104. Каково соотношене техники и науки?
105. Как проводится оценка техники?
106. Каковы основные этические принципы инженерного отношения к миру?
107. Каковы основные черты информационного общества?
К теме 19. Будущее человечества (философский аспект)
108. Каковы философские истоки экологических бед человечества?
109. В какой степени предсказуемо будущее в свете синергетических представлений?
110.Какие императивы вы считаете актуальными в свете проблематики глобальных идей?
111.Каковы, в вашем понимании, идеалы будущего?
112. К какому философскому направлению принадлежите вы?
113. Каковы пути преодоления кризисных черт философии?
114. Спасет ли философия мир?
6.1.3. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
К теме 1:
1. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
2. Исторические типы мировоззрения.
3.Философия как наука.
4. Методологическая функция философии.
К теме 2:
1. Древнеиндийская философия.
2. Философские аспекты буддизма.
3. Философия Древнего Китая.
4. Философские идеи Конфуция.
К теме 3:
1. Философия Милетской школы.
2. Идеальный мир Платона.
3. Энциклопедическая философия Аристотеля.
4. Идеальный мир Платона.
5. Атомизм и его современное значение.
К теме 4:
1. Средневековая философия: патристика и схоластика.
2. Схоластическое учение Ф.Аквинского.
3. Номинализм и реализм о природе общих понятий.
4. Аргументы доказательства бытия Бога.
К теме 5:
1. 1. Проблема человека в философии Возрождения.
2. Гуманизм философии эпохи Возрождения.
3. Натурфилософия эпохи Возрождения.
К теме 6:
1. Проблема научного метода в философии Нового времени.
2. Теория познания Р.Декарта.
3. Эмпирическое направление в философии познания Нового времени.
К теме 7:
1. Критическая философия Им. Канта.
2. Диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.
3. Материализм Л.Фейербаха.
К теме 8:
1. Неопозитивизм о проблемах научного познания.
2. Экзистенциализм – учение о существовании человека.
3. Философский смысл теории психоанализа.
К теме 9:
1. Философско-исторические идеи П.Я.Чаадаева.
2. Славянофилы и западники о путях развития России.
3. Философия В.Соловьева.
К теме 10:
- Понятие материи и ее философское значение.
- Социальное пространство и социальное время.
- Научная картина мира и ее мировоззренческое значение.
К теме 11:
1. Диалектические законы Г.В.Ф. Гегеля.
2. Диалектика и метафизика.
3. Исторические формы диалектики.
4. Детерминизм и его разновидности.
К теме 12:
1. Природа человека.
2. Личность человека и его характеристики.
3. Смысл жизни.
4. Свобода человека.
К теме 13:
1. Общество и его структура.
2. Государство и его функции.
3. Цивилизация и ее типы.
4. Роль личности в истории.
5. Формы общественного сознания.
К теме 14:
1. Ценности и их роль в жизни людей.
2. Моральные ценности.
3. Религия как духовная ценность.
К теме 15:
1. Сознание как субъективная реальность.
2. Язык и его роль в мышлении.
3. Проблема искусственного интеллекта.
К теме 16:
1. Познание и его структура.
2. Истина и ее роль в познании.
3. Познание и интуиция.
К теме 17: