Четыре первоначала, высшие причины бытия: (как сущ вещи, их структура)
1) Материя - то, из чего состоит вещь
2) Форма - структура вещи, определяющая качественную определенность вещи
3) Действующая причина - то,что заставляет вещь возникать
4) Цель - то, ради чего создается и сущ-ет вещь.
Критика Платона:идеи не сущ отдельно от вещей. Аристотель: сущность вещи неотделима от вещи, она в ней самой (не в мире идей как у Платона). зная сущность - знаем научное знание.
2 интерпретации идеи: 1) это мысли, имеют объективный характер. 2) идеи сущ наряду с материальными предметами как сомостоятельные единичности (неоплатонизм).
Сущность (=эйдос Платона) - онтологическая/бытийная (то, что делает предмет таковым) и гносеологическая/познавательная (знание об общем, о мысли)
15. Учение о душе, этика и политика Аристотеля.
Идея души. Душа - энтелехия тела (результат осущ цели). Душа не может существовать без тела. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем - душа. Душа есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. У Души мыслящая часть - ум.
Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках». Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.
Способности души: растительная - питание, рост, упадок; способность ощущения; стремления; пространственного движения; размышления- у ума нет тела и нет физических качеств.
Три вида души -растительная, животная, разумная.
Душа относится к телу, как форма к материи. Аристотель допускал существование разума, называя его формою форм.
Этика.Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика».
Этические добродетели - являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.
Справедливость - то,что соответствует законам, кто несоблюдает законы, то несправедливый.
Политика - наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве. Это искусство и умение государственного управления. Цель политики - справедливое (общее) благо. Задачей политики является воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам.
Ряд положительных форм государства, заботящихся о благе общего: монархия (правление одного), аристократия (правление лучших), полития (власть народа). Ряд отрицательных форм правления (общее подчиняется частным интересам): тирания, олигархия, демократия. Под последней он понимал власть необразованной черни вопреки разуму, разрушающей общее благо ради своих вожделений.
Объединяющая цель этики и политики - стремление к благу; индивидуальное благо должно быть подчинено общему, то есть политика стоит выше этики. Благо раскрывается в разумной деятельности, при помощи которой он достигает совершенства. Добродетель также подразумевает сознательность действий. Порок же всегда произволен и не осознан.
16. Мышление мышления. Анализ 12 книги «Метафизики» Аристотеля.Метафизика (Аристотель) - наука о «причинах и началах», о «сущем как таковом».
Логика Аристотеля - это “мышление о мышлении”
Аристотелевская логика изучает:1) основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия иопределения;2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются всуждении;3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти отистины известной к истине неизвестной. Мышление - это суть логики. не конструирование или создание умом некой новой сущности, но скорее уподобление в акте мышления чему-то, находящемуся вовне. Понятие есть отождествление ума с каким-то видом бытия, а суждение – выражение соединения таких видов бытия в действительности.17. Скептицизм
(4 в. до н.э) учение о недоступности знания, противостоит догматизму (уверенность).
Представители: Анахсар, Тимон и Пиррон, Секст Эмпирик (2 в. н.э).
Скептики исходили из принципа:«не знаю, а потому живу, как живется; воздержусь от суждении, следуя обычаю или здравому смыслу, благоразумию или жизненному пути».
Вопросы: что такое мир, кот. нас окружает; как мы должны к нему относиться; что мы получим из такого отношения к миру.
Ответы: всякая вещь есть это, не в большей степени чем то; мы должны воздерживаться от суждении о мире. Эпохе - состояние ума, при кот. мы ничего не утверждаем, не отрицаем; невозмутимость души. Атараксия - безразличие к окр. миру.
Скептики учили человека жизни без догм. Скепсис – рассматривание, разглядывание.
Пиррон считал,что чел всегда должен сохранять спокойствие и стремится к счастью. Для этого необходимо воздерживаться от суждении, т.к невозможно достичь истину, т.е познать суть вещей.
18. Эпикуризм
Эпикур(341-270), школа Сад Эпикура.Учение Эпикураможно назвать отрицательным гедонизмом, т.к понимает счастье, как атараксию(отсутствие душевных страданий и телесных тревог). Счастье человека - в получении удовольствий, удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевного умиротворения чел-ка, для равновесного состояния духа.