С физико-механических позиций время:
· одномерно (описывается единственной координатой);
· анизотропно (т.е. однонаправленно «течет» из прошлого через настоящее в будущее;
· необратимо (прошлое неподвластно физическому «пересмотру» из настоящего и будущего)
· однородно (все «мгновения-кванты» времени абсолютно физически тождественны);
· бесконечно и безгранично (т.е. изначально и «навсегда в е ч н о»).
Время, как и пространство, меняет свои свойства на каждом новом эволюционном уровне самоорганизации мира, в границах той или иной из форм движения. В частности, время качественно усложняется в органическом мире. Здесь существенным признаком временных отношений оказывается «ритмичность» и «циклическая повторяемость» обменных процессов в биологических «субъектах» и экосистемах. В силу этого, для биологического времени характерна известная обратимость и неоднородность биологических состояний, вытекающие из различной психофизиологической, эмоциональной и адаптационной значимости отдельных временных периодов в борьбе всего живого за выживание. Налицо, уже обсуждавшаяся ранее, диалектика высших и низших форм движения. Правда, наложенная на «тему времени» и свидетельствующая о том, что «субстраты физического времени» (мгновения, секунды, часы, сутки, годы и т.п.) сущностно преобразуются биологическими контекстами «эволюционной ценности», превращаясь в «особые» фрагменты биологического существования.
Представление о времени культурно-исторически обусловлено наше привычкой к пространственной аналогии о движении стрелок на циферблате («по солнышку»). Однако, если время физической длительности есть своего рода время горизонтального распространения, то собственно человеческое время есть время развития, время человеческого становления. Время восхождения. Время «вертикального устремления». Время истории. Человеческое время имеет отношения к величине преодоления инерции. В социокультурных представлениях о времени, может сказываться особое место людей в составе социального целого, не только различие их духовного уровня, но и их особое имущественное и общественное положение, а потому и особое отношение к себе, к себе подобным и к обществу, к культуре, а через них и к самой реальности. Социальное время включает в себя:
· время индивидуального развития человека (аспекты биографии и Судьбы);
· время поколенческих эстафет, исторических эпох, цивилизационных разломов, смен общественно-экономических формаций, религиозных реформаций и революционных катаклизмов (аспекты метаистории и «философии истории»);
Эти составляющие социального времени, накладываясь друг на друга, создают причудливые конфигурации личностных и исторических «уникальностей», сложные культурно-исторические сочленения индивидуальных, классовых, национально-этнических, эсхатологических и символических начал. В этом плане, мерилом социального времени, его качественной полноты, выступает «событийная наполненность и смысловая насыщенность» человеческой жизни «судьбоносными» открытиями и откровениями, драматическими коллизиями и трагическими развязками, практическими свершениями и экзистенциальными вопрошаниями. Из этого также следует, что человеческое существование «во времени» лишь тогда есть нечто самоценное и значимое, когда оно воплощает собой личностное самоосуществление человека, реализацию им своей индивидуальной бытийной «миссии», живое творческое единство временного и Вечного.
Социальное время преображает уже «время живого», наделяя его символикой историчности и нравственного долженствования(например, «идеалы» как своеобразные культурно-исторические формы бытия того, что «еще не…» в том, что «уже теперь…»). Социальное время может быть понято только в единстве его качественных и количественных сторон. Социальное время фактически является активным бытием человека. Оно не только мера его жизни, оно - пространство его развития.
Философия времени и философские концепции времени. Обобщая естественнонаучные и социокультурные контексты рассмотрения времени, современная философия мировоззренчески осваивает следующие варианты анализа времени:
1.Субстанциональная концепция времени, рассматривающая его как особого рода «безобъектную сущность», существующую безотносительно к своему возможному «наполнению» предметами, процессами, состояниями или событиями и независимую от материи, движения и пространства. Скорее, следует считать, что именно Время оказывает порождающее влияние на «все существующее», придавая всему индивидуальность; учреждая порядок следования друг за другом и длительность существования всякой единичной временности. Являясь субстанцией всего и «отпуская себя во временность», Время, тем не менее, не растворяется в «дурной бесконечности» бесчисленных временностей. «Время первично» по отношению к миру в целом. Время (из)вечно, временность – относительна и смертна (обречена на «конечность»).«Время непрерывно» (континуально, безразрывно), а временность – бытийно прерывна, атомистична, монадна, существует в промежутке, между, «от и до».
2.Реляционная концепция временитрактует Время как «атрибут» взаимодействия сущего, как систему отношений между событиями, телами, состояниями и процессами, как их условие, следствие и «форму существования». Время – это взаимодействие временностей. Оно бытийствует только «в них и через них», а сами временности оказываются «носителями Времени», основаниями его существования. Время не есть какое-то особое «течение» или особая «длительность» сама по себе, лишь вмещающая в себя вещи (или события мира). Время – есть последовательность бытия самих вещей и событий, порядок их развития, их внутренней связи и их взаимного чередования.
3.Статическая концепция времени исходит из реального («одновременного») сосуществования во Времени прошлого, настоящего и будущего. В бытии ничего не происходит. В нем всё «раз и навсегда» дано и предзадано, т.е. «всегда уже есть» - таково мировоззренческое кредо этой концепции. Она постулирует необходимость смотреть на время не «из времени», а с позиций «божественного наблюдателя»: как бы «из Вечности», где прошлое, настоящее и будущее только «кажутся» разновременными, качественно своеобразными и самостоятельными образованиями. Однако это не так. Мир подобен киноленте, каждый кадр которой фиксирует нечто уже существующее еще до того, как увеличенным и искусственно выхваченным оно попадет на «экран» человеческого сознания и будет «провозглашено» в качестве чего-то наделенного характеристиками «ранее», «теперь» или «потом». Все существующее существует не во временном «сейчас», а в «вечном Настоящем».
4. Динамическая концепция времениутверждает,что бытие есть становление, непрерывное обновление всего и вся. Поэтому единственно реальным временем, временем как таковым, оказывается тот «миг-мгновение-момент» встречи прошлого, настоящего и будущего, в котором они «точечно» сходятся, совпадают и сливаются до неразличимости. События прошлого, в рамках данного воззрения, «уже не существуют», а события будущего «еще не существуют», хотя и те и другие оказывают «возмущающее» воздействие на каждое бытийное «сейчас и теперь», неустранимы из них. Время извечно слагается из наползающих друг на друга «квантов настоящего», подвижных «сейчасностей». Вопрос лишь в том, какова бытийная «длительность» этих уникальных «свиданий». В этой связи, в отдельных философских ответвлениях динамической концепции времени, вводится понятие «возраста сейчас», который «исчисляется» не на основе физико-механической «календарности», а через призму представлений о «качественной самотождественности» того или иного объекта, события или процесса в чреде бытийных изменений.
Для субстанциональной и статической концепций все существующее существует «во Времени вечности», которая их сущностно объемлет и характеризует как «одновременные и совечные», «не становящиеся, но ставшие». Для реляционной и динамической концепций, время есть вечная производная качественно определенных состояний и событий, производная их становления, взаимодействия и саморазвития, феномен постоянного «перехода» из возможности в действительность, «место» этого перехода. Вместе с тем, философские концепции времени мировоззренчески взаимодополнительны. Субстанциональная и статическая концепции акцентируют внимание на «идеальном», абстрактно возможном времени, а реляционная и динамическая концепции говорят о «реальном», действительном времени.
Таким образом, время как элемент физического описания реальности, как одна из координат некоторой движущейся точки, как параметр измерения длительности физических событий и время как общее условие человеческого бытия — не одно и то же время. Реальность одного и другого — не однаи та же реальность. Если величина первого есть, прежде всего, величина измерения, то величина второго есть, в самой своей основе величина изменений. Время человеческого бытия есть нечто несопоставимо большее, чем «момент положения стрелок» и «интервал между этими положениями», чем то, что может быть усмотрено на циферблате часов или путем наблюдения светил на небосклоне.
Время таково, каково то движение, характеристикой и мерой которого оно является. Время есть мера измеримого. Время есть порядок последовательности в бытии вещей. Есть мера этого бытия. Мера движения и жизни. Но не само это движение и жизнь. Субстанцией времени является «временное» – движущаяся объективная реальность: все то, что существует и движется, претерпевает процесс бытия и осуществляет бытие; переходит и становится; образует реальные последовательности и длительности, что начинает одни последовательности и прекращает другие; наполняет бытие и опустошает его.
Итак, содержанием категорий пространства и времени является совокупность фундаментальных признаков (протяженность, рядоположенность, длительность, последовательность, непрерывность, прерывность, устойчивость, изменчивость, конечность, бесконечность, однородность, неоднородность, граница, окрестность, расстояние, размерность, место, необратимость и др.).
Опредмечивание категорий пространства и времени в материальном процессе и результатах человеческой жизнедеятельностиесть одна из форм освоения человеком объективных пространственно-временных отношений бытия. Степень этой освоенности проявляется:
· в организованности социально-предметного пространства и времени, его широте, насыщенности, динамичности, в разнообразии и сложности созданных в «предметном теле» культуры пространственных и временных форм, конфигураций и ритмов;
· в развитости технического базиса, характере орудий труда, в которых в снятом виде заложена способность преобразования пространственно-временных аспектов мира;
· в технологическом строе культуры, приемах, рецептах, операциях, образцах деятельности, в которых запечатлена степень овладения человеком пространства и времени;
· в деятельности людей, как субъектов общественно-исторического процесса, в ходе которого овеществленный, опредмеченный труд прошлых поколений распредмечивается последующими поколениями, выступает для них как объективное условие их деятельности;
· в социальных ритуалах, церемониях и стереотипах.
Сегодня создается парадоксальная ситуация. С одной стороны социальное пространство как бы сокращается, так как благодаря развитию средств сообщения и связи далекое становится близким, а с другой – те же самые физические километры в настоящее время вмещают в себя значительно большее количество общественных отношений и явлений, чем раньше, т.е. социальное пространство неуклонно растет, расширяется не только в смысле захвата новых ареалов, но и в смысле все возрастающего уплотнения одних и тех же физических пространств социальными процессами. Одновременно, современная техника и технологии «ценят секунду», наполняют ее емким содержанием, располагают соответствующими точными хронометрическими приборами для улавливания мгновений временной длительности. Таким образом, социальное пространство и время выступают как сложнейшее многомерное поле жизнедеятельности человека как субъекта деятельности, в котором кристаллизуются его сущностные силы, знания, навыки и умения.