Взаимопереходы политеизма и монотеизма
Ø Монотеизм не был древнейшей формой религии; люди в доисторические первобытные времена не могли иметь представления о едином Боге. Обоснованный при помощи рассуждений теизм не мог быть первоначальной религией человечества.
Ø Политеизм — «первобытная религии невежественного человечества».
«...Если мы рассмотрим, – рассуждает Юм, – развитие человеческого общества от грубых (его) начал до более совершенного состояния, то окажется, что политеизм, или идолопоклонство, был и необходимо должен был быть первоначальной и наиболее древней религией человечества»
v Подтверждая первичность политеизма, Юм ссылается на ход «естественного развития человеческой мысли».
Наш ум постепенно восходит от низшего к высшему: отвлекаясь от того, что несовершенно, он образует идею совершенства; начиная различать более благородные стороны своей собственной организации от более грубых, он научается переносить на божество только первые, к тому же придавая им большую возвышенность и утонченность.
v Разнообразие и противоречивость событий человеческой жизни неизбежно приводили к ней, влияние аффектов, расположенность к антропоморфизму. Человек следит за неизвестными причинами, управляющими естественными событиями – этот смутный образ является объектом человеческих надежд и страхов. Постепенно деятельное воображение людей начинает придавать представлениям об объектах большую определенность и воплощать их в образы чувствующих и разумных существ. Отсюда берет начало религия, пишет Юм, и отсюда же проистекает политеизм.
v У какого-то народа на определенном этапе истории, среди нескольких ограниченных богов, выделялось одно божество, которое становилось объектом особого почитания и поклонения.
v Постепенно в идею божеств вкладывается все более возвышенный смысл, и, наконец, люди создают атрибуты единства и бесконечности, простоты и духовности.
v Люди могли предположить, что при распределении власти и территории между божествами их народ был подчинен юрисдикции именно данного частного божества. А рассуждения о небесных объектах по земному образцу могли привести к представлению о верховенстве над остальными богами одного Бога. Обладая одинаковой природой с остальными, он тем не менее имеет над ними власть, подобную той, которой пользуется земной владыка над своими вассалами. Постепенно ограниченное божество, считавшееся творцом лишь отдельных благ и зол в жизни, признается верховным творцом и преобразователем Вселенной.
v Говоря о политеизме, Юм не исключает и причин морального порядка: «обман поэтов и жрецов», а также жажда мести.
v «Мнимая религиозность политеистов» представляет собой род суеверного атеизма, поскольку они не признают никакой сущности, которая соответствовала бы нашей идее божества: ни духа или мысли в качестве первоначала, ни высшей власти и управления, ни божественных предначертаний или божественной целесообразности во Вселенной. В политеизме каждая стихия подчинена отдельной невидимой силе, сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других. Идолопоклонники (политеисты), разделив сферы деятельности своих божеств, обращаются к тому невидимому агенту, который ведает данной сферой.
Ø Человеческий дух является до такой степени шатким и неустойчивым, что даже теперь не удается «выгравировать» на нем богословские принципы на сколько-нибудь продолжительное время. Власть всякой религиозной веры над умом человека неустойчива и непостоянна, подчинена колебанию настроения и зависит от разных событий, поражающих воображение.
Ø Принципы религии, утверждал Юм, имеют в человеческом духе свойства приливов и отливов: «у людей наблюдается природная склонность подниматься от идолопоклонства к теизму и от теизма снова опускаться до идолопоклонства».
v Достигнув представления о верховном божестве, имеющем атрибуты единства и бесконечности, простоты и духовности, простой народ не может остаться на уровне этого представления. Постепенно деятельное воображение, не довольствуясь отвлеченным представлением объектов поклонения, начинает придавать последним большую определенность и воплощать их в образы, более соответствующие свойственному людям способу мышления.
Утонченные идеи в силу несоответствия обычному пониманию недолго сохраняют свою первоначальную чистоту. Начинается отлив от теизма (монотеизма), создаются представления о промежуточных существах, занимающих более низкое положение, чем единый и бесконечный Бог, или о подчиненных агентах, которые становятся между человечеством и его высшим божеством. Эти полубоги, или промежуточные существа, более близки человеческой природе и потому становятся главными объектами поклонения. Тем самым происходит возврат к политеизму.
Ø Достоинства и недостатки монотеизма и политеизма
v Недостатки политеизма
- узаконивает любой обычай, любое мнение, какими бы варварскими или извращенными они ни были, предоставляет простор для использования мошенниками легковерия.
v Преимущества
- ограничивая силы и функции своих божеств, оно отдает должную дань богам других сект, других народов, а также признает совместное существование различных божеств, обрядов, обычаев и преданий.
- Идолопоклонникам присущ дух терпимости.
v Достоинства монотеизма
- предполагает существование одного-единственного Бога и должен был бы изгнать из религиозного культа все легкомысленное, неразумное и бесчеловечное и показать пример справедливости и благожелательности. Но это преимущество ослабляется неудобствами, проистекающими из пороков и предубеждений человечества.
v Недостатки
- нетерпимость к другим религиям
единство объекта требует единства веры и религиозных обрядов и дает ловким людям предлог изображать своих противников нечестивыми, заслуживающими как божеского, так и человеческого наказания, т.е. возникает вражда между различными сектами.
- изображает Божество бесконечно превосходящим людей, такое Божество в связи с суеверными страхами способно повергнуть дух человека в состояние самой крайней угнетенности и приниженности.