Современные представления о сознательной деятельности
Одна из наиболее распространенных и научно обоснованных гипотез о возникновении сознания исходит из признания всеобщего свойства материи – отражения. Предполагается, что каждому уровню материи (неорганический, органический, социальный) присуща специфическая форма отражения. Генетически исходной формой на органическом уровне (живая природа) является раздражимость – способность организма к реакциям на определенные раздражители. Затем возникает чувствительность – способность к ощущениям. Первая способность присуща и растениям, вторая – специфична для животного мира. Ощущения опосредствуют фактор внешней Среды и ориентируют организм на ответные действия, адекватные потребностям. В результате противоречивой совместной эволюции внешнего воздействия и внутренней активности возникает развитая психика, психическое отражение. Появление сознания (социальная форма отражения) связано с материальной производственной деятельностью и характеризуется идеальным отражением действительности через знаковую систему языка.
Трудность определения сознания заключается в том, что человек не в состоянии охватить весь состав мыслительной деятельности. Так, субъект не воспринимает непосредственно физиологические элементы сознания и у него создается впечатление, будто он имеет дело с процессом абсолютно свободным от какой-либо материальной основы. Далее. Мысль всегда сопутствует человеческой деятельности, направленной на объекты материальной или духовной деятельности, вплетена в различные проявления жизнедеятельности субъекта и поэтому выявление границ сознания связано с известными трудностями. Анализ представлений о духовной жизни человека при всем их различии выявляет и нечто общее, что может быть исходным пунктом согласия между рассмотренными взглядами на сознание от мистико-религиозных до естественнонаучных. Это общее заключается в том, что сознание признается оппосредствующим звеном между всеобщим, в какой бы форме оно не выступало (Космос, Бог, Идея и т.д.) и индивидом; отдельное человеческое сознание всегда наделено свойством отражать всеобщее, соизмерять себя с Абсолютом, т.е. истинным бытием. Принцип отражения обязательно присутствует в различных интерпретациях сознания как его главнейшее и существенное свойство. Универсальность сознания предопределило внимание к нему со стороны различных наук: психологии, социологии, психиатрии, биофизики, юриспруденции, информатики. Проблемы сознательной деятельности, духовности человека нашли свое отражение в культурных традициях, религиозной и общественной ориентации.
В современной философской литературе нашей страны одной из самых распространенных концепций сознания принадлежит А.Г. Спиркину. Под сознанием А.Г.Спиркин понимает идеальное (психическое) отражение действительности, превращение объективного содержания предметов в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. Воспроизведение объективной реальности сопровождается мысленной подготовкой к преобразующей практической деятельности (планирование, акт выбора, целеполагание). Сознание как высшая форма отражения осуществляется в речевой (символической) форме активного отражения и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании новых впечатлений с прежним опытом, выделении человека из окружающей среды и противопоставления себя ей как субъекта объекту. Возникновение сознания непосредственно связано с возникновением языка, членораздельной речи. Основными элементами речи является слово и предложение. Материальная сторона слова (написание, звучание) обозначает предмет и является чувственным или умственным образом. Предложение как материальная форма – носитель законченной мысли, суждения. Сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает мысли.
В процессе сознательной деятельности осуществляется эмоциональная оценка действительности, обеспечивается целеполагающая деятельность, мысленное построение разумных действий, осознание их последствий, способность личности к адекватной оценке происходящего как во внешнем материальном, так и внутреннем духовном мире. Исходя из изложенного, А.Г.Спиркин определяет сознание следующим образом: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».
Таким образом, сознание – это идеальная форма деятельности, направленная на отражение и преобразование действительности.
Другая, современная концепция сознания представлена А.В.Ивановым /Сознание и мышление. М., 1993/. Главное внимание здесь обращено на рассмотрение функциональной структуры психической деятельности. Содержательное «поле» сознания символически представлено в виде круга, разделенного крестообразно на четыре сектора, соответствующих различным функциям мышления. Подобный подход позволяет наглядно представить сложное взаимодействие различных функций мозга, асимметричность его структуры, несмотря, как подчеркивает автор, на известную условность предложенной схемы (см. схему 1).
Сектор (I) связан с такими способностями, как ощущения, восприятия, конкретные представления, которые обеспечивают человека первичной информацией о внешнем мире, собственном теле и его взаимоотношении с другими телами. Главной целью и регулятивом этого сектора является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.
СВЕРХСОЗНАНИЕ
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Схема 1
С сектором (II) связаны логико-понятийные компоненты сознания. Главной целью и регулятивом здесь является – истина. I и II сектор образуют «левую половинку» нашего сознания и образуют внешне-предметную составляющую нашего сознания. Личностные, ценностные и смысловые компоненты психического мира находятся как бы в латентном состоянии.
«Правая половинка» также состоит из двух секторов. Сектор (III) – эмоциональная составляющая сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу событий прошлого, настоящего или будущего. Сюда относятся, например, предчувствия, галлюцинации, стрессы, гнев, страх, восторг, любовь, ненависть, отвращение и т.д. Главным регулятором этого сектора является «принцип удовольствия».
Сектор (IV) представляет ценностно-смысловую компоненту единого «пространства» нашего сознания. Здесь сосредоточены духовные идеалы личности, высшие мотивы ее деятельности. Их формирование осуществляется через продуктивное воображение, фантазию, интуицию различных видов. Целью и регулятивом здесь выступают правда, добро (справедливость), красота. Здесь предметная действительность согласуется с нашими высшими представлениями о цели и смысле жизни. III и IV сектора образуют гуманитарную составляющую нашего сознания, где в качестве предмета познания выступает собственно «Я» и другие «Я», а также продукты их творческой самореализации в виде символических образований (искусство, религия, философия). Внешнепознавательная составляющая сознания подчинена «правой половинке».
А.В.Иванов отмечает, что при желании предложенную схему сознания можно соотнести с фактом межполушарной асимметрии мозга, где внешнепознавательной составляющей сознания будет соответствовать деятельность левого «языкового» полушария, а ценностно-эмоциональной компоненте сознания - интуитивная деятельность правого полушария.
Асимметрия мозга – кульминационное проявление действия закона нарушения симметрии «правого» и «левого» в природе – важнейшее условие становления социального человека (См. Т.А.Доброхотова, Н.Н.Брагина. Принцип симметрии – асимметрии в изучении сознания человека // Вопросы философии. 1986. №7.).
Конкретизируя предложенную схему сознания (круг), можно выделить два сегмента: нижний, которому будет соответствовать бессознательное и верхний – сверхсознание. Надсознательные способности создают возможность приобщения к информационно-смысловой реальности. В ряде религиозно – мистических доктрин утверждается, что высшее знание раскрывается в актах надсознательного озарения, «слияния» с космическим или божественным разумом. Отсюда идея божественного творческого экстаза, т.е. выход индивида за собственные телесные и духовные пределы. Восходя по горной вертикали сознания наша духовность, рождаясь из «тьмы и молчания бессознательного» (К.Г.Юнг), способна достигать уровня Мирового Разума.
Историческое развитие сознательной деятельности ведет к формированию ее высшей формы – самосознания, которое связано с процессом выделения самого себя из окружающего мира. Познавательная деятельность с необходимостью предполагает познание себя как субъекта познания. Осознание человеком себя в качестве деятельной личности и составляет основное содержание самосознания. В своем развитии самосознание проходит несколько этапов:
- самочувствие – элементарное осознание человеком своей вписанности в мир вещей и в мир людей (пространственно-временные характеристики). Личность живет, находится в сложной совокупности пространственно-временных структур, взаимодействующими друг с другом. В каждую эпоху вырабатывается вектор, определяющий свое время – пространство (метрическое, биологическое, социальное, историческое и др.);
- осознание своей принадлежности к определенным социальным группам (коллектив, нация, религия, гражданство и т.д.);
- возникновение осознания «Я», т.е. признание «Я» других людей, похожих на мое «Я», но тем не менее осознание своего «Я» как уникального и неповторимого. Осознание этой уникальности позволяет личности совершать абсолютно свободные (т.е. не зависящие от другого) поступки и нести за них ответственность. Чем ответственнее человек, тем более свободными являются его действия. Свобода выбора – необходимое условие нравственного поступка, который невозможен без самооценки, осознания «Я».
Психическая жизнь человека содержит наряду с сознанием и сферу бессознательного.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.
Примером этому являются сновидения, гипнотические состояния, невменяемость и т.д. К сфере бессознательного относятся инстинкты, порождающие подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попасть в фокус сознания.
Так называемые автоматизмы могут возникнуть сознательно, но затем погрузиться в сферу бессознательного. Так, например, игра на музыкальных инструментах, управление автомобилем, занятия спортом на первоначальном этапе контролируются сознанием, а затем приобретают характер автоматизма. Здесь хорошо видна охранительная роль подсознательного. Благодаря включению механизма автоматизма уменьшается нагрузка на сознание, увеличиваются творческие потенции человека.
Бессознательное и сознательное являются относительно самостоятельными частями единой психической реальности. Они противоречивы и между ними часты конфликты. Но они и взаимосвязаны, взаимодействуя между собой, способны достигать гармонии. В бессознательном заключены богатые возможности развития творческих возможностей субъекта. И хотя социальное поведение человека определяется сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих актов и остается место и для бессознательного. Сознание в значительной мере формирует бессознательное, способно в целом его контролировать.
Проблема идеального
Важнейшим свойством сознания, как индивидуального, так и общественного, является идеальность, обусловленная социальной природой человека. Сложность понимания идеального, его проявлений и функций обусловило наличие различных взглядов на его происхождение и сущность. В рамках всей философии в самом широком плане эти концептуальные различия выступают как противоположность материализма и идеализма.
В отечественной философии существуют несколько точек зрения на проблему идеального. Одна из них принадлежит Э.В.Ильенкову /См. Идеальное// Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1960-1970. Т.2 С.219-227; Философия и культура. М., 1991/, который рассматривает процесс возникновения и развития идеального через парную категорию «распредмечивания – опредмечивания». Сущность концепции заключается в следующем.
Процесс мышления – это прежде всего процесс распредмечивания мира. Что это такое? Мысль – это существование предмета, но совершенно в ином качестве. Мысль разрушает предмет, разлагает его, лишает его природной целостности. Мысль как бы воспаряет над предметами, потому что она нечто большее, нежели предметы, она знает о них больше того, чем они представляются взгляду. Мысль разрушает мир по своей природе и эту сущностную мощь мышления впервые понял Платон, усмотревший мир идей, бесконечно совершенного и могущественного по отношению к природному миру, миру вещей. М.Хайдеггера поразила разрушающая сила разума у Парменида. «В его поэме разорвалась атомная бомба». Но это бескровное разрушение. Оно заметно только титанам мысли, которые уже поняли будущее противостояние человека и природы не только в мысли, но и в материи.
Распредмечивание – это только одна сторона процесса мысли. Мысль, воплотившаяся в языковые формы через деятельность человека, воплощается в предметы. Круг замкнут? Нет. Разрушительная миссия мысли не прошла бесследно. Появившийся предмет – это уже мысль, воплощенная в другом, в материи, в веществе. Поэтому все предметы, созданные человеческой мыслью, в отличие от природных, содержат в себе смысл. Смысл – материализованная мысль, т.е. мысль опредмеченная. Но опредмеченная мысль несет с собой противостояние бессмысленной природе. Человеческий мир идей и мир вещей может быть создан только разумом. Это противостояние мысли предмету начинает проявляться в том, что «вторая природа» развивается по маловероятному сценарию развития самой материи.
Таким образом, идеальное образуется и существует в поле действия двух взаимосвязанных и разнонаправленных процессов (опредмечивания – распредмечивания):
1. ВЕЩЬ – ДЕЛО – СЛОВО;
2. СЛОВО – ДЕЛО – ВЕЩЬ.
В общем виде можно выразить как
ВЕЩЬ – ДЕЛО – СЛОВО – ДЕЛО – ВЕЩЬ.
В процессе реализации идеального сознание и речь едины, но это внутренне противоречивое единство различных явлений. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает мысли. Облекаясь в речевую форму, мысли и идеи не теряют своеобразия. С помощью речи чувства, представления, мысли из личного достояния становятся достоянием других людей, всего общества, являются средством межиндивиндуальной связи. Благодаря речи сознание формируется как общественное явление, как продукт культуры, как основа связи между поколениями и эпохами. Вне человека и помимо человека никакого «идеального» принципиально существовать не может. Причем, человек понимается не как изолированный индивид с его мозгом, а как личность, т.е. «совокупность всех общественных отношений» по поводу процесса общественного производства его жизни. Идеальное существует «внутри» человека, понимаемого таким образом.
Существуют и другие точки зрения на проблему идеального. Так, Д.И.Дубровский считает неверным положение о том, что идеальное есть принципиально внеиндивидуальное и надындивидуальное отношение, реализуемое не в человеческой голове, а в самой социальной реальности. По его мнению идеальное не существует само по себе, а связано с материальными мозговыми процессами. Идеальное выступает как способность человека иметь информацию в «чистом» виде.
В настоящее время проблема идеального широко обсуждается с точки зрения ее космической, вселенской значимости. Еще Тейяр де Шарден, французский философ и теолог, развивал идеи о неразрывной связи человеческого разума с природой. В своем труде «Феномен человека» он обосновывал вывод о том, что начиная с определенного момента разум становится определяющей силой как в развитии Человека, так и Природы. К этому же выводу пришел и наш великий соотечественник – В.И.Вернадский. Оба они используют понятие «ноосфера» (греч. ноос – разум), но подходы разные. Первый исходит из эволюционного процесса, который постепенно сглаживает противоречия между людьми, между природой и обществом. В конечном счете возникает некая финальная ситуация – сверхжизнь. Все эволюционные процессы завершаются и человечество «сливается» в единое целое с природой и Богом.
У В.И.Вернадского же ноосфера означает распространение сознательной деятельности людей на взаимодействие с природой, биосферой. Основанием этих отношений должен стать разумный подход как главнейшее условие выживания человека. Сохранить сферу своего бытия – дело разумной, целенаправленной человеческой деятельности, результатом которой должен стать переход биосферы в новое качество – ноосферу.
Традиционные идеи философов прошлого активно используются для более глубокого понимания функций и возможностей Разума (как индивидуального, так и коллективного) в универсальном развитии Вселенной, в противоречивой коэволюции Человека и Природы.