Общественное сознание, его сущность и структура
Понятие общественного сознания было выработано К. Марксом и Ф. Энгельсом в процессе материалистического объяснения истории и определяется ими в диалектической взаимосвязи с понятием общественного бытия. В «Немецкой идеологии» они анализируют происхождение и развитие общественного сознания, его взаимосвязь с важнейшими сторонами общественной жизни. Они отмечают, что сознание имеет общественное происхождение и выступает как осознание, с одной стороны, общественных отношений между людьми, а с другой – отношений людей к природе.
Развитие сознания происходит благодаря росту производительности и разделению труда, которое на определенной ступени становится разделением материальной и духовной деятельности. С этого момента общественное сознание приобретает относительную самостоятельность. Возникнув первоначально на основе общественного бытия, оно включается как духовное средство в трудовой процесс и во все другие стороны общественной жизни, становясь необходимым, существенным компонентом всей истории человечества. Сознание сопровождает всякую человеческую деятельность, являясь ее субъективным моментом. Маркс и Энгельс определяли общественное сознание через соотношение с общественным бытием, выделяя две стороны их взаимодействия: 1) общественное сознание отражает общественное бытие, 2) общественное бытие определяет общественное сознание.
Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов, теорий, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих общественное бытие. Оно существует в многообразных формах (политические и правовые взгляды, мораль, наука и философия, искусство и религия), является вторичным по отношению к нему и определяется им.
Марксизм впервые дал научное объяснение всей истории идей, показав, что любые изменения общественного сознания, в конечном счете, объясняются развитием материальной жизни общества. В этом проявляется закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, который носит всеобщий характер. Отражение общественного бытия – это сложный многократно опосредованный процесс. В нем выражается определяющая роль различных сторон общественного бытия: экономики, классовых отношений и т.д.
Однако в развитии общественного сознания, идеологии нет места прямой зависимости их от производительных сил, что пытались доказать А. Богданов и Н. Бухарин. Вульгарные социологи (Э. Дюркгейм, А. Лория) либо пытались вывести общественные идеи и теории непосредственно из уровня развития производительных сил, состояния техники, либо рассматривали сложные идейные образования по аналогии с организационными формами общественной жизни.
Общественное сознание – это сложное и многогранное образование. Его специфика и структура отличается от материальных систем и не может быть разделена на «части». Критериями, позволяющими разграничить явления общественного сознания, являются: 1) что отражается, 2) каким способом или в какой специфической форме происходит отражение, 3) каков уровень отражения или познания объекта. На основе этих критериев структура общественного сознания может быть рассмотрена в двух основных аспектах: гносеологическом и социологическом. Структура состоит из компонентов, каждый из которых представляет собой сложное явление.
В гносеологическом аспекте структурные компоненты общественного сознания различаются главным образом по уровням, формам и способам отражения общественного бытия. Такими компонентами являются: 1) обыденное сознание и теоретическое сознание, 2) формы познания: эмпирическое и теоретическое. В социологическом аспекте структурными компонентами общественного сознания являются: 1) общественная психология и идеология, 2) индивидуальное и общественное сознание, 3) формы общественного сознания. При конкретно-историческом подходе к общественному сознанию можно выделить следующие типы сознания: 1) сознание первобытного общества, 2) сознание классово-антагонистических обществ, 3) бесклассовое коммунистическое общество.
Обыденное сознание возникает и развивается как стихийно, в процессе повседневной практической деятельности, так и сознательно, в результате воспитательной работы.
Оно включает а) эмпирические знания и приобретенный на протяжении исторической жизни людей опыт, б) круг представлений, чувств, эмоций, мыслей, стремлений, побуждений, возникших в результате отражения в сознании людей условий их трудовой деятельности и бытовых условий, т.е. общественную психологию.
Теоретическое сознание включает: а) научные знания в виде определенных понятий, гипотез, аксиом, теорий, законов, отражающих природу и общественную жизнь, б) общественную идеологию, отражающую общественное бытие через призму классовых интересов.
Теоретическое сознание не игнорирует достижения житейского опыта людей, обыденного сознания, а черпает из его сокровищницы все то, что можно систематизировать и выразить языком теории.
Характерные черты двух уровней общественного сознания, их связи можно раскрыть в процессе рассмотрения их основных компонентов: общественной психологии и общественной идеологии.
Общественная психология – это совокупность чувств, эмоций, мыслей, побуждений, привычек, стихийно возникающих у людей на основе непосредственного, практического взаимодействия с обществом (эмпирического мышления и практического житейского опыта). Общественная психология – это также и сложный эмоциональный комплекс различных групп общества. Это психология различных социальных групп (пенсионеров, студенчества, интеллигента, рабочего, крестьянина), профессий и наций, являясь отражением в головах людей материальных условий жизни общества (экономических отношений, социальных условий). Она возникает стихийно, неосознанно и, в основном, охватывает лишь внешнюю связь общественных явлений, отражает в себе главным образом ближайшие, непосредственные потребности и интересы различных социальных групп. Она не способна подняться до понимания долговременных, стратегических потребностей и коренных интересов и целей. Общественная психология исторически и практически предшествует общественной идеологии. Это как бы первый, относительно элементарный уровень отражения общественного бытия в общественном сознании человека.
Не ограничиваясь общественной психологией (обыденным сознанием), которое складывается непосредственно в процессе повседневной жизнедеятельности, люди стремятся к систематизированным, обобщенным знаниям, к познанию сущности общественных отношений и т.д.
Эту задачу выполняет общественная идеология. Общественная идеология – это систематизированное и обобщенное выражение экономических, политических, правовых, нравственных, художественных, философских и других взглядов и принципов людей, которые складываются под влиянием общественного бытия. Короче говоря – идеология – это система взглядов, идей и принципов, которая выражает интересы определенных социальных групп или общества в целом. Она возникает на базе усложнения общественных отношений, с развитием абстрактного мышления, позже обыденного сознания (обобщенной психологии). Она возникает не стихийно, а как продукт сознательной деятельности идеологов.
Общественное сознание это не «сумма сознаний» отдельных личностей, а есть, как уже говорилось, особая духовная система, порожденная и обусловленная в конечном счете общественным бытием. Она живет своей относительно самостоятельной жизнью и оказывает могучее влияние на общество и человека. Но индивидуальное сознание каждого человека по природе своей есть общественное сознание. Поэтому отношение общественного и индивидуального сознания – есть отношение общего и единичного. Общее существует лишь в отдельном и через отдельное, а отдельное неполно входит в общее. Итак, общественное и индивидуальное сознание не тождественны. Общественное сознание – это отражение общественной жизни, общественных отношений во всех их разнообразных специфических проявлениях. Оно управляется социальными законами. Его история с необходимостью следует за историей общественного бытия. Эволюционные и революционные изменения в нем определяются в конечном счете соответствующими изменениями общественного бытия.
Индивидуальное сознание – это духовный мир личности, его взгляды, представления, настроения. Оно может быть зрелым, правильным или ложным. Индивидуальное сознание есть, прежде всего, отражение индивидуального бытия, т.е. реального процесса жизни отдельного человека. Оно отражает и выражает неповторимые черты его жизненного пути, особенности воспитания, разные политические и идеологические влияния. Т.о. общественное и индивидуальное сознание находятся в диалектическом взаимодействии и взаимосвязи.
Будучи отражением общественного бытия, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью. Существуют два противоположных подхода к решению проблемы относительной самостоятельности общественного сознания. Представители вульгарного, так называемого «экономического материализма», отрицают относительную самостоятельность общественного сознания, считая, что идея является пассивной, автоматически следующей за изменениями экономики. Такой взгляд ведет к отрицанию активной, творческой роли сознания. С другой стороны, идеализм абсолютизирует самостоятельность идей, провозглашая полную независимость общественного сознания от общественного бытия. Так, развитие общественного сознания сводится к филиации (преемственной связи) идей, их простой передаче от одного мыслителя к другому, от одной эпохи к другой. Здесь идеи, взгляды , идеалы людей отрываются от их экономических условий, от классовой и национальной почвы.
Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в многообразных формах, среди которых можно выделить следующие: 1) преемственность и непрерывность духовного развития общества. 2) отставание общественного сознания от общественного бытия, 3) опережение в прогрессивных теориях существующей действительности, 4) обратное воздействие идеологической надстройки на экономику и весь ход общественного развития.
Сила и действенность общественных идей зависит от степени распространения их в массах. Для того чтобы воплотиться в действительность, идеи должны захватить массы, возбудить их, побудить к действию.
Любая форма общественного сознания отражает общественное бытие под углом зрения определенных классов. В связи с этим принцип «надклассовости», «беспартийности» является формой проявления классового интереса. Причем классовая позиция философа, ученого, писателя не может полностью зависеть от его социального происхождения и положения. Представители ассоциации пролетарских писателей утверждали, что пролетарским писателем может быть лишь рабочий от «станка». Однако жизнь показывает, что выходец из одного класса может перейти на позиции другого класса и защищать его интересы. Таким образом, классовые и общечеловеческие элементы в общественном сознании диалектически переплетаются.