Философия эллинизма: кинизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм
Утверждено
На заседании кафедры истории философии
Протокол № 2 от 28.10.2015
Программа для государственного экзамена по направлению подготовки
Философия (магистерская программа «История философии и искусства»)
История философии как наука.
Предмет истории философии. История философии и история культуры. Темы искусства, поэтики, эстетики, философии искусства в истории философии. Основные этапы развития философского знания.
2.Космологические модели в натурфилософии досократиков:
Эмпедокл, Гераклит, Демокрит.
Проблема первоначала у Эмпедокла. Учение о стихиях. Вражда и Любовь как принцип изменений в природе. Космологический цикл Эмпедокла.
Диалектика Гераклита. Критика мифологии и новый образ мудрости в учении Гераклита. Учение о Природе. Логос космоса и логос души. Огонь как первообраз Логоса. Диалектика изменений и идея Единого. Идея «борьбы» противоположностей.
Трактовки причинности и случайности в философии Левкиппа-Демокрита. Проблемы детерминизма и мышления бесконечности и вечности мира. Атомистическое учение о душе.
Философия Сократа и Платона.
Характеристика жизни и философии Сократа. Метод Сократа: «ирония» и «майевтика». Экзистенциальный смысл метода Сократа. Критерии истины. Этика Сократа. Разум и нравственность. «Демон» Сократа: открытие внутреннего чувства. Божественные законы и совесть. Проблема «греха» или преступления в этике Сократа. «Апология Сократа» Платона. Образ философа и образ философии. Отношение к смерти. Жизнь как мышление. Экзистенциальный смысл философии Сократа.
Жизнь и драма Платона. Характеристика платоновского учения об идеях. Теория эйдоса жизни и бессмертия души в Диалогах «Федон» и «Пир». Гипостазирование общего как основа объективного идеализма Платона. Идея как порождающая модель. Характеристика А.Ф. Лосевым идеализма Платона как диалектического трансцендентализма. Критика чувственного познания и проблема метода в философии Платона. Диалоги «Теэтет» и «Федр». Гипостазирование постоянства эйдосов и критика сенсуализма софистов. Определение природы знания. Рациональная диалектика Платона как метод познания. Критика Платоном дуализма идей и вещей. Проблема мышления единого. Диалоги «Парменид», «Филеб». Смысловая структура сущего. Диалектика единого и многого. Онтологическая структура космоса: Единое-Ум-Душа. Характеристика А.Ф. Лосевым идеи как высшего принципа мышления. Космология Платона. Диалог «Тимей». Понятие материи у Платона. Природа прекрасного в диалоге Платона «Пир»
Философия Аристотеля.
Жизнь и сочинения Аристотеля. Критика учения Платона об идеях. Учение о форме и материи в «Метафизике» Аристотеля. Сущность как единство формы и материи. Материя как «лишенность» и возможность формы. Форма как действительность вещи. Понятия «первой» и «последней» материи. Учение Аристотеля о причинах. Понятие энтелехии сущего. Проблема мышления мира. Учение о перводвигателе. Бог как мышление. Общая характеристика онтологии Аристотеля. Учение Аристотеля о категориях. Трактат «Категории». Понятие первой сущности. Общая схематика категорий. Теория познания Аристотеля. Предмет знания и знание предмета. Специфика научного познания и его отличие от искусства, мнения и опыта. Учение о «родах» и «видах» бытия. Метод научного познания по Аристотелю. Роль диалектики в структуре научного познания. Силлогистика Аристотеля и учение о предпосылках истинного знания. Космология, психология, этика и прочие сочинения. Идея души как формы тела. Проблема бессмертия души. Этика Аристотеля. Учение о «золотой середине». «Мимесис» и «катарсис» в поэтике Аристотеля. Значение философии Аристотеля.
Философия эллинизма: кинизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм
Кинизм. Образ жизни киников. Этика аскезы и «опрощения». Представители: Антисфеном, Диоген Синопский (ок. 412 — 323 гг. до н. э.), Кратет из Фив ( расцвет творчества падает на 328 — 325 гг. до н. э.), Керекид из Мегалополя (ок. 290 — 220 гг. до н. э.), Дион Хрисостом (ок. 40 — 120 гг. н. э.).
Философия стоицизма. Римский стоицизм. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Логика и теория познания стоиков. Предмет логики: риторика, диалектика, грамматика. Учение о «лектон». Происхождение чувственного познания. Каталептические представления. Учение о сущем: субстанция, качество, принадлежность, отношения. Физика стоиков. Телесность мира. Учение о сперматическом Логосе и пневме. Божество в системе космологии стоиков. Мировая Душа и мировое Тело. Учение о космической необходимости. Психология стоиков: учение о бессмертии души. Стоический идеал мудреца и основной принцип этики стоиков. «Эвпатия» как цель жизни.
Античный скептицизм. Понятие философского скептицизма. Особенности античного скептицизма. «Эпохе» как принцип теории познания. «Атараксия» как нравственный идеал. «Пирронизм» и «академический» скепсис. Учение Пиррона. Принцип благоразумия Аркесилая и ограничение скептицизма Карнеадом из Кирены. Позднейший пирронизм. Учение Энесидема: 10 тропов о познании. Учение Агриппы. Творчество Секста Эмпирика.
Философия Эпикура и эпикурейцев. Общая характеристика атомизма Эпикура. Теория познания Эпикура. Учение о предвосхищениях. Отличие объяснения чувственного познания Эпикура от Демокрита. Физика Эпикура. Атомизм Эпикура. Причинность и признание самодвижения сущего. Метафизический смысл признания спонтанного движения атомов. Этика Эпикура. Учение о счастье и разумная жизнь. Учение о Богах и критика теории предопределения. Свобода воли и учение о случайности. Критика учения Демокрита о необходимости. Учение Эпикура об атараксии. Тезисы Эпикура о смертности души. Влияние философии Эпикура. Римские эпикурейцы.