Философия средних веков

Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).

Философия Возрождения

Философия эпохи Возрождения возникает в 14-17 веках. И характеризуется антицерковной, антисхоластической направленностью, устремленностью к человеку, верой в его физический и духовный потенциал. В период Возрождения формируются 2 новые философские направления: пантеизм и деизм. Пантеизм - религиозное и философскоеучение, объединяющее, и иногда отождествляющееБога и мир. Деизм - религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся:-антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство.Возникает интерес ко всему античному.

Эмпиризм и рационализм : Бэкон,Декарт

ЭМПИРИ́ЗМ Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов и явлений.

РАЦИОНАЛИ́Зм-Философское направление, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее единственным источником познания разум

Первым философом, который сознательно решил разработать новый метод науки, был Френсис Бэкон (1561-1626). Главный труд его — «Новый органон» («Органон» — свод логических трудов Аристотеля).Согласно учению Ф. Бэкона чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Такой взгляд называется сенсуализмом. научные знания нам дает разум. А разум делает ошибки. Бэкон убежден в возможности получения достоверного знания. Для этого нужно усовершенствовать метод познания. Он предлагает метод индукции.очищение разума от заблуждений. Таких заблуждений у него четыре — четыре вида «идолов».

1. «Идолы рода» 2. «Идолы пещеры» 3. «Идолы рынка» 4. «Идолы театра» По Бэкону, задача познания — исследование причин предметов. Человек должен открывать законы природы, которые Бог скрыл от него. Природа и Писание — дело рук Божьих. Они не противоречат друг другу, а согласуются. Познание нужно не для самого познания, а для пользы человека. Знание — сила.

Декарт : Главное для Декарта — найти метод достоверного познания. Таким методом у него является дедукция (выводы от общего к частному). Строгая дедукция из ясных, четких положений обязательно даст истину. Но начальные положения должны быть лишены ошибок и сомнительных утверждений, поэтому начинать познание надо с сомнения. Декарт сформулировал правила исследования и установления достоверных истин. Их четыре:

  1. «тщательно избегать поспешности и принимать в свои суждения только то, что предоставляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения»;
  2. «разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения»;
  3. «мыслить по порядку, начиная с предметов, наиболее простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступенькам, до познания наиболее сложных…»;
  4. «составлять повсюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».

В данном случае в познании, раз оно строится по законам дедукции, главную роль играют не чувства, а разум. Поэтому Декарт считается родоначальником рационализма — учения, утверждающего первенство разума.

Философия эпохи просвещения

XVIII в. принято называть эпохой Просвещения. Просвещение началось в Англии, затем во Франции, Германии и России. Лозунг : Знание-сила. Английское просвещение (искусство,знания) Локк. Французское просвещение (политика,соц.устройство) Пропагандировала знания и образование,принцип общ.договора в политике,формирование гражданского общества.

Философы эпохи просвещения - Вольтер, Дидро, Руссо, Локк, Ломоносов и другие считали, что нужно лишь «найти» те естественные законы, на которых зиждется человеческое общество и сделать их обязательными для выполнения. Они провозглашали естественным правом человека свободу веры, совести и выбора рода занятий, человеческое достоинство, равенство сословий

Немецкое просвещение (нравственность) Кант.

Философия Канта

Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант (1724-1804).Теория познания.утверждая в своей работе «Критика чистого разума», что не наши представления сообразуются с познаваемыми вещами, миром, а мир сообразуется с нашими представлениями. Это означает, что человек всегда смотрит на мир сквозь призму своих субъективных состояний и законов мышления. разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа. Первым идет этап чувственного познания.(способность человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени. Таким путем образуется предмет чувственности, мир явлений). Вторая ступень – это область рассудка. (выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия). Третья ступень – разум, обладающий, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум в отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе». Однако разум здесь бессилен. Как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него».

Наши рекомендации