Практическое занятие №3
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел I. Контуры, генезис и уровни научного знания
Практическое занятие №1.
Тема: Эволюция взглядов на научное знание и его методологию
1. Отличительные особенности научного знания.
2. Философия науки как проблемная область изучения общих закономерностей научного познания в его историческом контексте.
3. Логико-эпистемологический подход к изучению науки.
4. Социологический и культурологический подходы к исследованию проблем развития науки.
5. Типологии методов научного познания.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Взаимоотношения научного познания с другими формами освоения действительности.
2. Историко-культурные основания взаимосвязи науки и философии.
3. Трансценденталистская концепция взаимосвязи философии и науки.
4. Антиинтеракционистская концепция взаимосвязи философии и науки.
5. Диалектическая концепция взаимоотношения философии и науки.
Литература:
1. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю.Бельская [и др.]; под ред. проф. Ю.В.Крянева, проф. Л.Е.Моториной. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. гл.1-5
2. Пивоев В.М. Философия и методология науки. Учебное пособие для магистров и аспирантов [Электронный ресурс]/ В.М.Пивоев. – Электрон. текстовые данные. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. – 320 с. – Режим доступа: http://www.pivoev/download/w059.pdf гл.1
3. Степин В.С. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ Степин В.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2014. – 424 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36347. гл.1-6
4. Торосян В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник/ Торосян В.Г. – Электрон. текстовые данные. – М.: Владос, 2012. – 368 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18483. гл.1-3
Дополнительная литература:
1. Багаутдинов А.А. Основы логики и культуры мышления. Учеб. пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения АГНИ/ А.А.Багаутдинов – Альметьевск: АГНИ, 2009. – 108 с.
2. Багаутдинов А.А. Социокультурные атрибуты личностной идентичности человека: Учеб. пособие по курсу «Философия», раздел «Философское учение о человеке, истории и обществе» для аспирантов и студентов всех направлений и форм обучения/ А.А.Багаутдинов – Альметьевск: АГНИ, 2015. – 20 с.
3. Ильин А.Н. Философия и методология науки. Курс лекций. Учеб. пособие по дисциплине «Философия и методология науки» для магистров всех направлений и всех форм обучения/ А.Н.Ильин. – Альметьевск: АГНИ, 2015. – 206 с. Лекция 1-2.
4. Корепанов К.И. История и методология наук о земле с древности до начала XX века. Учеб. пособие по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей аспирантуры/ К.И.Корепанов – Альметьевск: АГНИ, 2010. – 84 с. гл.1-3
5. Корепанов К.И., Смолькина Л.И. История и философия науки. Учеб. пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче кандидатского минимума по философии науки/ К.И.Корепанов, Л.И.Смолькина. – Альметьевск: АГНИ, 2010. – 288 с. Тема 1-2.
6. Радугин А.А., Радугина О.А.Философия науки: Учебное пособие для высших учебных заведений/ А.А.Радугин, О.А.Радугина. – М.: Библионика, 2006. – 320 с. Тема 1-7.
Практическое занятие №2.
Тема: Возникновение науки и основные стадии ее исторического развития
1. Раннегреческая натурфилософия, теоретические знания, изобретения античной культуры как основание рационально-теоретического осмысления мира.
2.Тео-логоцентризм, схоластический эмпиризм и концепция «двух истин» в развитии рационального и практического освоения мира.
3.Изобрететения Ренессанса и становления классического естествознания.
4. Новоеропейская проблема суперметода и механика И.Ньютона
5. Институализация и дифференциация наук.
6. Становление квантовой физики, «антропологический поворот» и их влияние на развитие науки.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Протонаука Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая.
2. Роль институализации христианской культуры в становлении умозрительного постижения мира.
3. Экспериментальная практика средневековой культуры как основоположение новоевропейской науки.
4. Исследования в эпоху Возрождения как начало новоевропейской науки.
5. Роль реформации в становлении рациональной культуры мышления.
6. Классическая научная картина мира.
Литература:
1. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю.Бельская [и др.]; под ред. проф. Ю.В.Крянева, проф. Л.Е.Моториной. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. гл.1, 3.
2. Пивоев В.М. Философия и методология науки. Учебное пособие для магистров и аспирантов [Электронный ресурс]/ В.М.Пивоев. – Электрон. текстовые данные. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. – 320 с. – Режим доступа: http://www.pivoev/download/w059.pdf гл.1-2
3. Степин В.С. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ Степин В.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, 2014. – 424 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36347. гл.1, 2, 3, 5, 8.
4. Торосян В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник/ Торосян В.Г. – Электрон. текстовые данные. – М.: Владос, 2012. – 368 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18483. гл.4-11.
Дополнительная литература:
1. Багаутдинов А.А. Основы логики и культуры мышления. Учеб. пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения АГНИ/ А.А.Багаутдинов – Альметьевск: АГНИ, 2009. – 108 с.
2. Ильин А.Н. Философия и методология науки. Курс лекций. Учеб. пособие по дисциплине «Философия и методология науки» для магистров всех направлений и всех форм обучения/ А.Н.Ильин. – Альметьевск: АГНИ, 2015. – 206 с. Лекция 2.
3. Корепанов К.И. История и методология наук о земле с древности до начала XX века. Учеб. пособие по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей аспирантуры/ К.И.Корепанов – Альметьевск: АГНИ, 2010. – 84 с. гл.1-5
4. Корепанов К.И., Смолькина Л.И. История и философия науки. Учеб. пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче кандидатского минимума по философии науки/ К.И.Корепанов, Л.И.Смолькина. – Альметьевск: АГНИ, 2010. – 288 с. Тема 3.
5. Радугин А.А., Радугина О.А.Философия науки: Учебное пособие для высших учебных заведений/ А.А.Радугин, О.А.Радугина. – М.: Библионика, 2006. – 320 с. Тема 5.
Практическое занятие №3.