Глобальные проблемы и будущее человечества

Осознание человечества как общепланетарного фактора происходит не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, но и через целый спектр негативных последствий техногенного пути развития. Глобальность этих проблем не позволяет их решать регионально, т.е. в плане одного или нескольких государств. В организационном плане решение глобальных проблем неизбежно потребует создания особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегию использования знаний для предотвращения глобальных катастроф.

При выяснении путей решения глобальных проблем следует определить стратегию их решения. Сегодня имеется множество попыток разработки путей решения глобальных проблем. И здесь особое место занимает Римский клуб, во главе которого долгое время находился Аурелио Печчеи. По инициативе этой неправительственной организации был осуществлен ряд крупных исследований, опубликованных в форме докладов. К их числу относятся: «Пределы роста», «Человечество у поворотного пункта», «Цели человечества» и др. В рамках этого направления осознается единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов.

Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию социального прогресса, заставили переоценить те ценности, которые закладывались на протяжении всей истории цивилизации в ее основание. Для многих становится очевидным то, на что полстолетия назад обратил внимание академик В.И. Вернадский, который писал, что человек впервые понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства, но и в планетарном аспекте. Такой обобщенный, общепланетарный взгляд на человека и его место в мире явился важным шагом к становлению глобального сознания на основе понимания человеком своей целостности. Следующий шаг состоит в нравственной переориентации людей, в осмыслении с этих позиций сложившейся ситуации и поиске практических путей выхода из нее.

Кризис современного общества в значительной мере обусловлен тотальным, глобальным отчуждением человека. Отсюда спасение человечества в усовершенствовании общества и в воспитании самого человека, а не только в научно-технических достижениях. Системная организация программ решения глобальных проблем предполагает использование глобального моделирования.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.

Глоссарий

Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля, обозначающая духовное начало, которое лежит в основе всех явлений природы и общественной жизни.

Агностицизм – учение, отрицающее возможность познания мира.

Антропосоциогенез –единый по своей природе процесс становления человека (антропогенез) и общества (социогенез).

Антропология философская – раздел философии, рассматривающий человека, его сущность, природу, существование.

Антропоцентризм – философская позиция, выделяющая в качестве центра философских размышлений проблему человека.

Априори – философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии И. Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально.

Аксиология – раздел философии, в котором исследуется природа, структура ценностей, их место в реальном мире, или отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Апологетика– защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.

Бессознательное– совокупность психических процессов, операций и состояний, в проявлении которых человек не дает себе отчета.

Бытие – философская категория, которая обозначает все то, что существует, единство объективной и субъективной реальности.

Волюнтаризм – концепция, признающая волю человека первоосновой всего существующего.

Гилозоизм– философское воззрение, рассматривающее мир как живое (одушевленное) целое.

Глобальные проблемы – комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его регионы или страны.

Гносеология – раздел философии, в котором исследуется природа познания, его границы, источники, его методы, формы.

Гуманизм– культурное движение эпохи Возрождения, выдвинувшее идею самоценности человеческой личности. В широком смысле – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, проявление всех его способностей

Деизм – концепция, согласно которой Бог существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия.

Диалектика – 1) искусство аргументации, искусство вести беседу с целью выяснения понятий (Сократ);

2) философский метод, основными принципами которого являются:

а) принцип всеобщей связи;

б) принцип развития.

Дуализм– философское учение, признающее равноправными два начала – материальное и духовное.

Духовная жизнь общества – все процессы, связанные с познанием природы и общества, воспитанием, образованием, художественным творчеством и т.п.

Западники – направление русской общественной мысли XIX века, связывающие социальные преобразования в России с усвоением опыта западноевропейской цивилизации.

Идеализм – направление в философии, представители которого считают первичным началом духовное, а вторичным материальное.

Иррационализм– течение в философии, определяющее интуицию, волю, любовь и т.п. как решающие источники познания и отказывающие в этом разуму.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, лишенный конкретных содержательных характеристик, или отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Истина– соответствие знаний субъекта действительному положению вещей.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Личность– относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Материализм – направление в философии, представители которого считают первичным материальное начало, а вторичным духовное, идеальное.

Материя – философская категория, которая обозначает объективную (независящую от человеческого сознания) реальность.

Метафизика – 1) философия как учение о всеобщем, о первоначалах всего сущего; 2) философский метод, противоположный диалектике.

Метод – путь, способ достижения цели; система принципов, правил и приемов теоретического или практического освоения действительности.

Мировоззрение – совокупность знаний, оценок, переживаний о мире и человеке в их целостности и единстве.

Монизм – учение о единственной субстанции (материальной или духовной) как первооснове мироздания.

Номинализм – течение в схоластической философии, считавшее, что общие понятия – это имена (номина) вещей, существующие лишь в мышлении, а реальным существованием обладают только единичные вещи.

Объект познания – сторона реальности, на познание которой направлено действие субъекта, выделенная им из окружающей среды с целью исследования.

Общественное бытие – материальная жизнь общества, материальные отношения людей в процессе производства.

Общественное сознание – качественно особая духовная система, представляющая собой совокупность идей, взглядов, настроений, идеалов людей в данную историческую эпоху.

Общественно-экономическая формация – тип общества на определенном этапе исторического развития, основанный на определенном способе производства. В марксизме выделялось 5 общественно-экономических формаций – первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Общество – продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов или договора.

Онтология – учение о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия.

Отражение – это философская категория, обозначающая всеобщее свойство материальных предметов и явлений воспроизводить особенности других, воздействующих на них объектов в своей собственной структуре.

Пантеизм – учение о том, что все есть Бог, обожествление природы, Вселенной.

Патристика – совокупность теолого-философских взглядов так называемых «отцов церкви», заложивших основы христианской философии.

Постмодернизм – это понятие для обозначения ситуации в культуре, возникшей после отхода от модернизма, связанного с универсалистским видением мира; основными чертами постмодернистской мысли являются фрагментация, неопределенность и неприятие всех универсальных дискурсов.

Наши рекомендации