Непритязательность истины

Принцип относительности истин сделал их непритязательными, то есть ограничил их достоверность пределами того опыта жизни, в котором они возникли или которым приняты за истины. Прежде в истине присутствовало нечто священное или стоящее над отдельным человеком. Уже одно то, что истина была чем-то всеобщим, общепринятым, обладающим надличным авторитетом, возвышало ее над индивидуальным сознанием. Если же нечто составляет истину для меня, и я руководствуюсь ею в своей жизни, из этого вовсе не следует, что ею может руководствоваться еще кто-либо. И тем более нет оснований утверждать общезначимость такой истины. Релятивизм, обосновывая правомерность истины по отношению к одной индивидуальности, тем же самым ставит преграду для превращения этой истины в безусловную. Он приходит к возможности многих истин, каждая из которых оправдана в известных пределах и для определенных лиц.

ПРИМЕР ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ИСТИНЫ

К каким парадоксам может привести принцип относительности истины, наглядно свидетельствует случай с учеником Протагора Еватлом. Знаменитый софист заключил с ним договор, по которому ученик расплатится с учителем за учебу, как только выиграет первый судебный процесс. Однако тот не торопился в суд и тогда сам Протагор решил взыскать с него деньги в судебном порядке. "Теперь ты мне заплатишь в любом случае, – заявил софист. – Если я выиграю дело, ты мне заплатишь, так как выиграл я. А если выиграешь ты, то все равно заплатишь, ибо таков был наш уговор". Еватл, однако, отпарировал: "Я не заплачу в любом случае. Ведь если я проиграю, то по нашему уговору платить не должен; а если выиграю, то право не платить тебе даст мне решение суда".

СТЫД И ПРАВДА (ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗВАНИЕ РИТОРИКИ)

Однако было бы ошибкой на основании подобных примеров считать, что софистика не признает общезначимостей, растворяя и анигилируя их в словесных ухищрениях. Высоким призванием риторики является поддержание порядка и согласия общей жизни. С ее помощью рассеиваются все мнимости и обнаруживаются достоверности; она служит голосом Правды и Справедливости, на основе которых только и возможна совместная жизнь людей.

Этот принцип образно выражен в Протагоровом мифе о возникновении человечества, известном из соименного платоновского диалога. Когда богами были сотворены живые существа, то наделявший их различными свойствами титан Эпиметей упустил из виду людей, на которых никаких свойств уже не осталось. Человек оказался наг, бос, ничем не защищен и не приспособлен к жизни. Тогда брат Эпиметея Прометей даровал людям искусство ремесла и обработки природных вещей, похищенные им вместе с огнем. Так люди получили средство поддерживать свое существование, но еще не умели жить обществом. Между ними царили раздор и несогласие, для избегания вражды и стычек они рассеивались по земле и, не получая помощи друг от друга, погибали в одиночку. Тогда Зевс, испугавшись, что так погибнет весь род людской, дал людям Правду и Стыд (Справедливость), благодаря которым стала возможной человеческая общность и солидарность. Для поддержания и укрепления этих качеств в людях существует софистика – искусство воспитания добродетели; этому же служит и риторика, основа политического искусства. В ней люди находят средство выразить и обосновать свой интерес, найти компромисс, прийти к согласию, разрешая возможные противоречия и предупреждая конфликты. Таким образом, благодаря риторике сохраняется и протекает совместная человеческая жизнь, подчиненная началам правды и справедливости.

Но если есть такое особое сущее – человек – занимающее исключительное положение меры бытия (а не просто одной из частей существующего), то чем отличается собственное бытие человека, каков его способ существования? Наиболее развернутый ответ на этот вопрос мы находим уже не у Протагора, а у софиста Антифонта и состоит он в радикальном различении природного и человеческого – "фюсиса" и "номоса".

АНТИФОНТ (V в. до Р.Х.)

ВЕЛИКИЙ УТЕШИТЕЛЬ

Антифонт прославился как утешитель людей в их горестях. Философию он определял как искусство беспечальной жизни и говорил: "Люди страдают больше, когда можно было бы меньше страдать, и испытывают меньше удовольствий, когда можно было бы больше наслаждаться, и чувствуют себя несчастными, когда можно не быть таковыми". Целые дни философ проводил на городской площади, готовый ободрить каждого, кто впал в отчаяние, угнетен горем и несчастьем. Никто не уходит от него без утешения: каждому он умел внушить присутствие духа. Наградой ему стало прозвище "Учитель радости".

Примечательно, что свое утешение Антифонт строит, исходя из нового представления о бытии, в котором разведены и противопоставлены природная и человеческая реальность. Все беды и горести людей проистекают от того, что они смотрят на происходящее глазами человеческих условностей, а не природы. Если же отправляться от истин последней, вещи предстают в ином свете. И многое, что удручало нас, уже не выглядит столь печально.

Наши рекомендации