Философия Возрождения и Нового времени. Эмпиризм и рационализм о проблеме метода

Основные идеи философии эпохи Возрождения.

1. Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание философов направлено на человека. Мыс­лителей интересуют уже не столько проблемы религии, сколько человек, его природа, самостоятельность, творчество, самоутверждение, красота. Са­мим ходом истории выявилась особая роль творчества и активности человека.

2. Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Воз­рождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи - жи­вописец и изобретатель, Микеланджело - живописец и поэт, оба к тому же талантливые фи­лософы.

3. Эстетическое - доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была ши­роко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-при­родному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились по­дозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

4. Гуманизм - воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Шел принципиальный спор: о новом мировоззрен­ческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схола­стика, то есть оторванное от жизни умствование.

Основные идеи философии Нового времени.

Основателем фи­лософии Нового времени считается французский философ Рене Декарт. Суть его учения сводится к следующему.

Философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его следует обосновы­вать, причем настолько убедительно, чтобы оно было приемлемым для всякого критика и скептика. Оно должно быть ясным, очевидным. Исходная точка философии Нового времени - мыслящий субъект, человек разумный

1. Начало: им должны быть самые простые, очевидные идеи, присущие мышлению человека. С таких очевидных идей начинаются науки. Откуда берутся эти идеи? Из сознания, благо­даря интуиции. Слово "интуиция" произошло от латинского глагола "всматриваться". По Де­карту, ясные идеи человек обнаруживает, пристально всматриваясь в свое сознание, они из­начально присущи сознанию.

2. Середина: исходя из ясных, простых идей, следует по законам дедукции выводить более сложные идеи. Дедукция означает выведение частного знания из общего. Частное знание уже содержится в общем, человек в процессе дедукции лишь вычленяет его из общего. Дедукция ясна и очевидна, она не может обмануть. Конец: полученное опытом, с результатами эксперимента.

Эпоха Возрождения долгое время не считалась оригинальной в развитии философии и, следовательно, достойной выделения в качестве са­мостоятельного этапа философской мысли.

Что же касается эпохи Нового времени, то очень трудно сделать вывод в окончательной правоте какой-либо из описанных концепций познания - полное отрицание значения опыта одной школой и отрицание организующего начала в качестве более сложной системы (со­ставной частью которого является и наш трехмерный мир) другой школой не позволяет нам сделать этого.

Рационализм

Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий истины усматривающая в разуме. Рационализм восходит к платоновской концепции познания как припоминания и теории «врожденных идей».

В философии Нового времени рационализм представлен в философии Р.Декарта (1596–1650), французского философа и математика. Основные идеи изложены им в трактатах «Рассуждение о методе» и «Начала философии».

Р. Декарт разработал следующие правила своего метода.

Первое правило – правило интеллектуальной интуиции. За основу познания надо взять только те истины, которые представляются разуму предельно ясными, очевидными, не требующими доказательств. Единственная истина, в которой, как оказалось, человеческий разум не может усомниться, это факт самого сомнения. Достоверность своего существования, таким образом, человек обнаруживает не через свое тело, не через внешний мир, а через акт мышления: «Я мыслю, следовательно, существую». Человек существует прежде всего как субъект мышления. Из приведенной истины Р. Декарт, применяя следующие три правила метода, выводит существование Бога, бессмертной души человека и природного мира.

Второе правило – правило анализа: разделять сложные проблемы на простые.

Третье правило – правило дедукции: располагать свои мысли в порядке, начиная с простейших, абстрактных, и доходить до наиболее сложных, конкретных.

Четвертое правило – правило полноты и последовательности выводов: в процессе мышления не пропускать никаких логических ступеней, делать все выводы, которые только можно получить.

Эмпиризм

Данная философская концепция основу познания и критерий истины усматривает в опыте. Родоначальником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – английский философ, политик и писатель. Основные принципы нового метода были изложены им в трактате «Новый Органон» – второй части большого, но неосуществлённого до конца замысла, названного Ф. Бэконом «Великое восстановление наук». Ф. Бэкон критикует предшествующую философию за бесплодность и многословие. Рост практического могущества человека – свидетельство обладания им подлинным знанием. Выступая за тесную связь науки с практикой, Ф. Бэкон выдвигает свой знаменитый тезис «Знание – сила».

Эмпиризм не исключает важности чувственного восприятия для процесса познания, но настаивает на тесном союзе чувств и разума.


Наши рекомендации