Русская философия х1х-хх вв
1.Специфика формирования, особенности и стержневые идеи русской философии.
2. Русская историософия. Зарождения и специфика русской философии истории. Мессианизм. П.Я.Чаадаев. Философия истории «серебряного века». Н. Бердяев. Смысл истории. Оценка феномена «гуманизм». Философия культуры Н.Бердяева. Смысл творчества. Философия «серебряного века» о смысле русской революции. Размышление о судьбе России.
3. Философия всеединства и русский «космизм». Философия всеединства В.Соловьева. Софиология. Метафизика всеединства. Истоки мирового зла. Любовь и идея андрогина. Русский «космизм». Н.Ф.Федоров. В.Вернадский. К.Э. Циолковский. А.Л. Чижевский.
4. Философия имяславия. Специфика русской философии языка. Философия языка П.Флоренского. «Энергийные» характеристики слова и проблема синергии. Имена собственные и имена нарицательные. Хрия имени.
В качестве специфической для русской философии и русской культуры можно отметить особенность, которую выделяет Н.Бердяев: отсутствие срединной культуры. Идеал Европы – честность. Русский идеал – святость (то есть более высокий, нежели честность). Но поскольку все не могут быть святыми, то для русского человека уже не важно, будет ли он мошенником или честным человеком. Так, по выражению Н.Бердяева, русский человек «качается от ангельского лика к скотскому, мимо человеческого». Аналогичным образом, русская философия, задается предельными вопросами, - такими, как вопрос о всеобщем спасении. При этом русская философия остается более или менее безразличной к «срединным» философским проблемам: логики, теории познания и т.д., которые долгое время импортировались с Запада. Оригинальной русская философская мысль, с точки зрения Бердяева, становится лишь в Х1Х в. И оригинальная русская философская мысль рождается как мысль историософическая (Чаадаев). Русская историософия неразрывно связана с темой мессианизма.
В качестве уникальных и не имеющих аналогов в философии Запада следует рассмотреть такие направления русской философии, как: историософия (религиозно-философский анализ истории); философия всеединства и космизм; имяславие (русская философия языка).
Специфику русской философии истории целесообразно рассмотреть на примере родоначальника этого направления П.Я.Чаадаева. Далее подробнее остановиться на философии истории Н.Бердяева.
Философия всеединства (В.Соловьев) и космизм – это чисто русская утопия. Оригинальность этой утопии, по сравнению с утопическим сознанием Запада, заключается в том, что эта утопия рождена на почве православия. Русский космизм претендовал на статус философской расшифровки православия. Здесь нужно подробнее остановиться на специфике православия, отличающей его от других христианских конфессий. Мессианизм, выросший на почве православия, ведет речь не только о спасении души, но и о преображении плоти + о преображении не только человека, но и всего животного царства + о преображении всего космоса. Такова стержневая идея ряда философских учений, получивших общее название «русский космизм» (Вернадский, Циолковский, Чижевский).
Рассматривая специфику русской философии языка, - традицию имяславия, (Флоренский, Булгаков, Лосев), - следует подчеркнуть, что она резко отличается от западной философии языка, так как рассматривает энергийный пласт языковой реальности.
Русская философия занимает достойное место в системе мировой философской культуры. Характерной особенностью русской философской классики является цельность в восприятии мира. Ее основы заложены в период зарождения первых религиозно-философских учений, которые складывались на основе христианского сознания – православия. Русская философия от XI вплоть до XVIII века не выделялась в особую форму интеллектуального творчества, а была вплетена в ткань религиозного мировосприятия и существовала в виде мудрости, «софии».
Стимулирующее воздействие на развитие русской философии оказала духовная и философская культура античности и Византии. Святоотеческая традиция, аскетика и христианская мистика составили своеобразие русской православной мысли. В отличие от латинской патристики, для которой было характерно углубление в проблематику соотношения веры и знания, уточнение онтологических понятий, греко-восточная была сориентирована на христологическую тему, в рамках которой решалась, прежде всего, антропологическая проблема. Специфика национальной философии органично связана с книжностью Киевской Руси, с учениями митрополита Иллариона, Феодосия Печерского, Нила Сорского, Максима Грека.
В XIX века русская философия развивалась в контексте полемики между западниками и славянофилами. Участников этих споров волновала судьба отечества, его политическое, экономическое и духовное развитие в ближайшем и отдаленном будущем. Специфика понимания национального призвания и постановки национальных задач обусловила противоборство этих двух философских направлений. Так же значительную роль на содержание русской философии оказалиидея всеединства, понимаемого как объединяющее, организующее начало человеческой жизни, общественный идеал и концепции, созданные в рамках направления, известного под названием «космизм».
Отличает русскую философию ряд свойств:
- тесная связь с художественной литературой, что избавляло от формальной абстрактности, оторванности от эмоционально-чувственной стороны жизни человека, подчиняло «знания примату переживания», поэтической интуиции.
- историософичность, то есть выдвижение исторических и социальных проблем в качестве важнейших; в метафизически-пророческой размерности осмысливается сущность исторического процесса.
- антропологизм (обращенность к проблеме человека, его внутреннему миру, его разуму), требующий соотнесенности Бога и человека, ибо эти сущности тесно связаны, ибо вера в Бога и есть вера в человека; тайна человека осмысливалась в горизонте духовно напряженного жизненного и нравственного опыта;
- идея цельности духовной жизни человека, которая выражается в признании неотделимости познания от эмоциональных, нравственных начал: «живое знание», «философия сердца», союз «правды-истины», «правды-справедливости» - основные принципы такого миропонимания; в гносеологическом плане идея цельности предопределила доверие философов к интеллектуальной интуиции, эстетическому, моральному, мистическому опыту;
- идеал «соборности» как единство и свобода (свободная общественность) на основе православных ценностей и христианской любви; как стремление людей к подлинному преображению жизни;
- космизм как интегральная и синтетически целостная концепция постижения природы и человека; стержневым принципом космизма выступает положение о единстве макрокосма и микрокосма – Вселенной и человека.
Славянофильство и западничество связаны с трансцендентным поиском общей идеи. Ее философско-мировоззренческое становление происходило на протяжении XIX-XХ веков. В этот период тема судьбы России в зависимости от исходных теоретических посылок обретает либо метаисторический характер (П.Чаадаев, А.Хомяков, В.Соловьев, Л.Карсавин, С.Булгаков), либо предстает в позитивистской форме как проблема исторической закономерности (А.Герцен, П.Лавров, Н.Михайловский), либо становится предметом историологической рефлексии (Н.Кареев, Г.Шпет).
Традиция западничества связана с именами П.Чаадаева, А.Герцена, Н.Чернышевского, Г.Белинского. Основная идея западников заключается в стремлении вписать Россию в процесс развития и опыт западноевропейской культуры. Высшей ценностью для западников являлась конкретная личность, индивидуальность, в которой они видели конечную цель истории, критерий добра и зла. Подобный взгляд был определенным фокусом, вокруг которого группировались другие понятия, составляя аксиологическую систему: прогресс, цивилизованность, гуманность, добросовестность, терпимость. Однако эти представления о культурной норме играли, по существу, роль символа, сконструированного усилиями рационалистической фантазии. Они строились по контрасту с русской действительностью, в особенности, с «почвенным», патриархальным укладом жизни, с «застывшими» догмами православия.
Славянофилы выразили мистическую веру в особое, историческое предназначение русского народа. Общая позиция их взглядов проявляется в приемлемости принципа цельного знания как противовеса западной секулярной философии, в признании неповторимого своеобразия русской духовной жизни и «органической» силы церкви, в актуализации соборного бытия и целостности России. В развитии славянофильства особую роль сыграли И.Киреевский, А.Хомяков, К.Аксаков, Ю.Самарин.
Философия всеединства. Философия всеединства складывалась в «канунное время», в атмосфере кризиса ценностных установок европейской цивилизации, в ситуации нарастания процессов взаимоотчуждения в обществе и самоотчуждения личности, столкновения индивидуальных эгоистических интересов и разобщенных воль. Гносеология всеединства основывается на сочетании опыта, разума и веры, которая делает разум зрячим, дает ему безусловное значение. Вхождение в сферу сообщительности Бога, природы и человека, по мысли русских философов, позволяет получить «цельное», свободное от односторонности представление о мире, открывает возможность достичь идеальной полноты бытия. Наиболее ярким представителем данного направления считается В.С. Соловьев. Для софийного мирочувствования В.Соловьева характерно обращение не только к категориальным конструктам, но и к личностным смыслам, персональному отношению к бытию. Всеединое человечество есть живой организм, это цельный мир, где все связано со всем: индивидуальное суть проявление универсального, единое - многого.
Русский космизм. Идея единства Вселенной и человека, макрокосма и микрокосма формулируется уже на ранних этапах предфилософского и философского мировоззрения. Русская поэзия отразила возвышенный образ Вселенной в неразрывной связи с судьбой людей (М.Ломоносов, Н.Клюев, С.Есенин, А.Горский, Н.Сетницкий). В творчестве В.Соловьева и А.Белого поэтический космизм переплетается с философией.
Русский естественнонаучный космизм вызрел в уникальное направление научно-философской и гуманитарной мысли, которое представлено именами В.Вернадского, К.Циолковского, А.Чижевского, Н.Умова, А.Лосева, Л.Гумилева, М.Бахтина и др. Выдающийся физик Н.Умов в своих научных работах призывал науку к содействию этическому прогрессу, к познанию архитектуры миры, чтобы находить в этом познании основания творческого предвидения.