Тема 9. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ХVІІІ - нач. ХХ вв
Вступление России в ХVІІІ век, век прозрения и национального самосознания, ознаменовалось решительной ломкой старых устоев жизни. Петровские реформы, осуществленные на протяжении первой четверти XVIII в., были подготовлены предшествующим столетием. Многие историки русской философии считают ХVIII в. периодом возникновения собственно русской философии со специфическими чертами, присущими только ей.
Начало материалистической
традиции русской философии
связано главным образом с име
нем М.В.Ломоносова (1711
1765 гг.), основоположника науки
в России. Он вошел в историю как
человек энциклопедического ума,
оставивший глубокий след во всех
областях знания своего времени.
Философия Ломоносова по мно
гим признакам относится к типу
естественнонаучного материа
лизма, который всегда и всюду
был формой становления и нача
лом теоретического материализ
ма. Материю Ломоносов понимал Рис. 62.Михаил Ломоносов
как состоящую из мельчайших частиц - атомов, образующих более
сложные формы - корпускулы (молекулы), которые, сочетаясь в раз
ных комбинациях и количествах, порождают все многообразие види
мого в природе. Эта концепция лежит в основе его «полной системы
природы». С идеей материального единства мира тесно связана и идея
о всеобщей связи и развитии в природе, которую обосновал М.В. Ло
моносов. Его метод познания - от опыта через гипотезы к установле
нию строгой научной теории.
В то же время нельзя не отметить, что взглядам Ломоносова были не чужды элементы деизма: Бог - главный архитектор мира, не вмешивающийся в дальнейший ход мировых событий. Поэтому наука, по мнению мыслителя, должна быть отделена от религии. «Нездраворас-судителен математик,- писал Ломоносов,- если он хочет божественную волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по Псалтырю научиться можно астрономии и химии».
Ломоносов подошел к идее связи различных проявлений материи, к идее перехода одной формы движения в другую. Выдающимся результатом научных занятий Ломоносова явился закон сохранения материи и движения. В его взглядах нужно отметить одну из ранних в науке попыток представить природу как постоянно изменяющуюся. Ломоносов явился основоположником русской науки и материалистической философии и был одним из крупнейших представителей механистического метафизического материализма.
В сложных условиях идейно-политической атмосферы второй половины ХVІІІ в. продолжало развиваться возникшее полстолетия назад материалистическое направление в русской философии. Его представляли просветители Д.С. Аничков (1733–1788 гг.), Я.П. Козельский (1728–1794 гг.), С.Е. Десницкий (ум. 1789) и А.Н. Радищев (1749–1802 гг.). Они поставили целый комплекс философских вопросов: место философии в системе наук, ее предмет и структура, природа сознания, механизм познания и т. д. Иными словами, просветители и Радищев как бы достраивали учение Ломоносова о природе, дополняя его сенсуалистической гносеологией и социологией. Русская философия во второй половине ХVІІІ в. сделала значительный шаг вперед, окончательно завоевав свое законное право на существование. Историческая заслуга просветителей и А.Н. Радищева состояла в утверждении философии как теоретической науки.
В начале XIX в. в Россию из Германии приглашается большое число профессоров, среди них специалисты по философии Шварц, Ша-ден, Буле, Шад, Фишер и др. Вместе с ними в научную среду проникают новые идеалистические учения Канта, Фихте и Шеллинга. Последний нашел ревностных приверженцев в кругах русских философов и естествоиспытателей, завершавших свое образование за границей. Многим ученым казалось, что шеллингианской натурфилософией, которая действительно заключала в себе попытку философского обобщения успехов в развитии естествознания, найдены широта философских начал, всеобъемлющий взгляд на природу и человека, осуществлено преодоление разрыва между бытием и мышлением, эмпирией и умозрением. В отличие от созерцательной гносеологии французского материализма система Шеллинга подчеркивала активность субъекта в процессе познания. В России его влияние составило целую эпоху. Видными представителями шеллингианства как направления в философии были Д.М. Велланский, А.И. Галич и М.Г. Павлов. Материалистическая философия получила в это время распространение в декабристских кружках.
На протяжении второй половины 30-х гг. в качестве политических течений и идеологических систем оформились славянофильство и западничество. Из русских мыслителей на оформление западнической и славянофильской идеологии больше всех повлиял П.Я. Чаадаев (1794–1856 гг.), который, прилагая шеллингианскую философию истории к объяснению прошлого России, дошел до национального нигилизма. Не принадлежа ни к одному из великих семейств человечества, Россия, по его мнению, представляет собой исторический пустоцвет.
«Философские письма» Чаадаева
явились выражением крайнего запад
ничества, в ответ на которое к началу Рис. 63.Петр Чаадаев
40-х гг. возникла другая крайность в виде славянофильства. Вместе
с тем его объяснение истории с религиозно-идеалистической точки зре
ния стало одним из отправных пунктов социологии славянофильства.
Позиция славянофилов в философии может быть определена как раз
новидность религиозно-идеалистического взгляда на мир. Исходя из
«философии откровения» Шеллинга, они стремились придать универ
сальное значение православно-христианскому вероучению и на его ос
нове построить здание философии. Вместо человеческого разума как
источника знания они на первый план выдвигали веру, интуицию и бо
жественное откровение. Именно в этом они видели самобытность бу
дущей русской философии, которая, в отличие от западноевропейской,
возникает не на шатких основаниях рационализма, но на твердом фун
даменте истинной веры, не говоря уже о материализме, который им
казался уродливым плодом человеческой мысли. Славянофилов не
удовлетворяла ни одна из систем рационального идеализма, в том чис
ле гегелевская. Наиболее заметными представителями этого течения
были А.С. Хомяков (1804–1860 гг.), И.В. Киреевский (1806–1856 гг.),
К.С. Аксаков (1817–1860 гг.).
Значительным достижением в рассматриваемый период (30–40 гг. ХІХ в.) была диалектика, которая качественно обогатила русскую философию. Впервые диалектические идеи проникли в Россию вместе с шеллингианством; тогда они были подхвачены Велланским и Павловым. Эту линию в 30-х годах продолжил Чаадаев. Но особенно много сделал для пропаганды идеалистической диалектики, теперь уже
в гегелевском облачении, кружок Станкевича, в котором объединились В.Г. Белинский, Я.А. Бакунин, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин и др. Этот кружок с самого начала был пестрым по составу. Из него вышли деятели самых различных направлений, в том числе основатели революционно-демократической идеологии. Это направление, представителями которого были Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, начинало играть все более заметную роль в общественной жизни России. Среди представителей этого направления общественной мысли наиболее глубокий след в русской философии оставили А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский.
В центре «Писем об изучении природы», основного труда А.И. Герцена (1812–1870 гг.), стоит проблема диалектического единства бытия и мышления, рассматриваемая в разных аспектах. Герцен исходит
Рис. 64.Александр Герцен |
из реальности природы, которая существует сама по себе. Вне человека находится бесконечное многообразие вещей, которые носят в себе характер независимой самобытности от человека. Они были, когда его еще не было; им нет дела до его существования. В основе природы лежит материя или вещество. Человек представляет собой часть природы и подчинен ее законам. Но без человека «природа не заключает в себе всего смысла своего — в этом ее отличительный характер: именно мышление и дополняет, развивает его». Иными словами, «история мышления — продолжение истории природы, а законы мышления — осознанные законы бытия».
Проблемы социологии в трудах Герцена занимают довольно значительное место. Герцен считал, что история есть прогрессивное продолжение животного развития. Источник развития общества он искал в совершенствовании человеческих знаний и распространении просвещения среди народа. Он писал, что прогресс человека — это прогресс содержания мысли. Это означало, что чем богаче знания человека о мире, тем осмысленнее и направленнее становится его практическая деятельность. Благодаря разуму человек вышел из «животного сна», а затем, познавая естественные и общественные законы, становился все более и более от них независимым. История поэтому является «посто-
янным освобождением от одного рабства после другого, от одного авторитета после другого, пока она не придет к самому полному соответствию разума и деятельности — соответствию, при котором человек чувствует себя свободным».
Рис. 65.Николай Чернышевский |
Философия Н.Г. Чернышевского (1828–1889 гг.) представляет собой непосредственное продолжение и дальнейшее развитие учения Герцена. Вместе с тем она впитала в себя и достижения западноевропейской научной и философской мысли середины XIX в. «Антропологический принцип в философии», основная теоретическая работа Чернышевского, начинается с провозглашения положения о партийности идеологии: «Философские системы насквозь проникнуты духом тех политических партий, к которым принадлежали авторы системы». Чернышевский определял материализм как «учение, в основе которого лежит уважение к действительной жизни, недоверчивость к априори-ческим, хотя бы и принятым для фантазии, гипотезам». Материализм вытекает из всей суммы научных данных, берет материю в качестве первичного по отношению к сознанию и исходит из понимания мира таковым, каким он есть в действительности. Единство мира Чернышевский выводит из существования одной и той же материи, проявляющейся в различных формах. Он обосновывает неразрывную связь между неорганической и органической природой, между растительным и животным миром, между человеком и высшим животным.
Одной из важнейших в философии Чернышевского является проблема человека, решенная в связи с данными физиологии и противопоставленная идеализму. Чернышевский отдавал себе отчет в том, что человек как многосложный организм с древнейших времен составлял область спекуляций идеализма. Идеалистическому отрыву человека от природы и животного мира, раздвоению человека на духовное и телесное существо он противопоставил материалистический взгляд, согласно которому «на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам, чтобы рассмат-
ривать каждую сторону деятельности человека как деятельность или всего его организма, от головы до ног включительно, или, если она оказывается специальным отправлением какого-нибудь особенного органа в человеческом организме, то рассматривать этот орган в его натуральной связи со всем организмом». В этом состоит суть антропологического принципа в понимании природы человека, сформулированного Чернышевским. В этом отношении его точка зрения мало чем отличается от фейербахианства. Крупным достижением Чернышевского следует считать обращение к практике как критерию истинности научных знаний. Слабым местом теории познания Герцена было непонимание роли практики в познании. Он, в конечном счете, склонился к тому же рационализму, на односторонность которого сам указал в «Письмах об изучении природы». Чернышевский глубже и шире поставил вопрос о практике. Ее он называет «непреложным пробным камнем» всякой теории.
Социология Чернышевского в целом была противоречивой. Он доказывал, что в обществе действует два разряда сил, вызывающих улучшение человеческой жизни. Один из них заключается в стремлении человека заботиться о наиболее полном удовлетворении потребностей своего организма и приобретать знания благодаря врожденной любознательности. Другой разряд охватывает отношения между людьми, которые возникают через доброжелательность людей-инвалидов одного и того же рода. Сам факт появления разумного существа представляется Чернышевскому чрезвычайно важным, так как именно с этого момента начинается собственно человеческая история. «Превосходством ума» и объясняется весь дальнейший прогресс человеческой жизни. В ходе развития под влиянием благоприятных условий жизни происходит улучшение организации головного мозга и возрастают умственные силы человека, которые являются, в свою очередь, причиной нравственного и материального прогресса. В этой сжатой схеме заключается вся суть антропологического принципа в приложении к истории.
Одной из особенностей развития философской мысли России в ХІХ в. является то, что огромное влияние на нее, да и в целом на мировую философию, оказали не философы, а писатели: Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Их творчество является и по сей день предметом пристального изучения во всем мире.
Ф.М. Достоевский (1821–1881 гг.) подверг специфическому анализу целый комплекс личной и общественной жизни человека. Он коснулся проблем национальности, социализма, нравственности, религии. Но главный интерес сосредоточивался на человеке, на его природной
и социальной обусловленности, на мотивах поведения в сложной драматической ситуации; он проник в самые глубокие тайники духовного мира людей, включая и болезненные проявления психики.
Рис. 66. Федор Достоевский |
Проблема человека и мира возникла у Достоевского в результате эмпирических наблюдений русской жизни, тех отношений, которые превращают человека в одинокое существо. Человеку не ведомы были общие законы бытия, а между тем он должен жить и по возможности правильно определять свое поведение. Перевод этих вопросов в философский эквивалент позволяет сопоставить Достоевского с Кантом, раздваивающим мир на область явлений, данную в опыте, где господствует причинность, где человек как явление детерминирован внешними обстоятельствами, и область недоступных рассудку вещей в себе, образующих особый мир, куда рассудок не может внести порядок, в том числе и причинности. Это мир свободы. Но человек живет в мире явлений и, значит, не свободен. Разнопорядковость двух областей бытия оказывается источником жизненных противоречий, трагичности судьбы человека. Чтобы правильно жить, нужно знать законы жизни, а они недоступны. Оценивая теорию русского социализма, который в 60-х годах размежевался с христианством, стал атеистическим и принял на вооружение тактику насилия, Достоевский пришел к выводу, что современный ему социализм разрушит все коренные связи общества и приведет ко всеобщему хаосу. Человек в таком обществе будет принесен в жертву насильственно навязанному общему принципу. Так возникает основная социальная антиномия Достоевского: несовместимость интересов личности и общества, которые имеют противоположные задачи и интересы. Совместить их нельзя ни при капитализме, ни при социализме и вообще ни в каком обществе. По Достоевскому, сущность и генезис этой антиномии лежит за пределами общественной жизни в структуре и тайне человеческой души, которая мотивирована натуралистически, т. е. выводится из «чистой» внесоциальной природы человека.
Великий русский писатель Л.Н. Толстой (1828–1910 гг.) был крупным мыслителем, который создал религиозно-этическое учение о мире,
Рис. 67.Лев Толстой |
о человеке, о смысле жизни и общественном переустройстве, которое получило название толстовство. В своих философских работах «Исследования догматического богословия», «Исповедь», «В чем моя вера?», «Царство божие внутри нас», «Путь жизни» все планы преобразования жизни Л. Толстой связывал с усовершенствованием человека. Отсюда проблемы нравственности выдвигаются в центр философии и социологии. По мнению Толстого, человечество на протяжении всего долгого существования открыло и выработало духовные начала, которыми руководствуются все люди. Факт совпадения этих начал в сознании и поведении людей является для него доказательством возможности построения «истинной» религии. Истинная религия есть «такое согласие с разумом и знаниями человека, установленное им отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этой бесконечностью и руководит его поступками». И далее он поясняет, что положения этой «истинной» религии до того свойственны людям, что принимаются ими как давно известные и само собой разумеющиеся. Человек как существо разумное ищет разумного объяснения явлений жизни и чем больше он живет, тем чаще в его сознании возникают вопросы: зачем жить, зачем желать, зачем делать? Толстой утверждает, что разрешение этих вопросов необходимо для каждого человека. Считая, что наши знания в данном случае беспомощны, он обращается к житейской практике и находит в ней четыре распространенных понимания смысла жизни, в которых люди ищут выход из жизненных ситуаций. Первый выход — неведение, второй — эпикурейство, третий выход — «силы и энергии», доступный только тем, кто способен стать на путь борьбы, четвертый выход — слабости — избирают люди, примирившиеся с обманом, в котором живут.
Все эти позиции Л. Толстой считает иллюзорными, так как они выведены рассудочно. Но, помимо разума, человек обладает таким внутренним, надразумным «сознанием жизни», которое корректирует работу разума. Она, эта жизненная сила, заключена в простом народе, в понимании смысла жизни, которое не деформировано ни влиянием
ложного знания, ни искусственной цивилизацией, ни церковным богословием. «Неразумное знание» народа есть вера. Стало быть, в народе и надо искать смысл жизни. Хотя конечная цель жизни мира и скрыта от человека, тем не менее он, зная «дело Бога», понимает, что в этом он призван участвовать посредством увеличения любви или, по словам Толстого, установлением «царства божия внутри нас и вне нас». Человек проникается сознанием, что он — орудие, которым работает Бог, и что его личное благо состоит в участии в этой работе. Практическое же средство для осуществления указанной цели Толстой видит в принципе «непротивления злу насилием».
Вопросы, связанные с местом и ролью народа в судьбах истории, являются центральными в социальной философии Толстого. В его суждениях, особенно в «Войне и мире», мы находим противопоставления произволу личности деятельность народа, которого он и объявил решающей силой истории. Но, верный своей теологической теории, он искал ответа в подсознательных побуждениях, в стихийных «ролевых» действиях народной массы, над которой поставил божественное провидение, отчего его историческая концепция приобрела фаталистическую окраску.
Рис. 68.Владимир Соловьев |
Одним из наиболее ярких представителей русской философии, публицистики и поэзии второй половины XIX в. был В.С. Соловьев (1853–1900 гг.). Его творчество многогранно. Философская система В. Соловьева складывается из трех основных частей: учения о нравственности, учения о знании, учения о красоте. Практическая направленность русской философии на преобразование несовершенной действительности особенно ярко проявилась в этическом учении В. Соловьева. Основываясь на христианстве, он наряду с религией не отрицает и роль науки, рассматривает их как формы духовного самоусовершенствования, что в общем постоянно присутствует в его анализе мировой эволюции. Единственное естественное право материи,— говорил В. Соловьев,— это право совершенствоваться или одухотворяться. В достижении абсолютного добра человечество в ходе своего исторического развития проходит последовательно три ступени: родовую,
характеризующую прошлое, но сохраняющуюся в настоящем в форме семьи; национально-государственный строй, господствующий в настоящем, и всемирное общение жизни как идеал будущего. В вопросах бессмертия, любви, прогресса человечества В. Соловьев сближается с философией русского космизма. Теория познания В. Соловьева исходит из признания «всеединства» истины, постигаемой в «цельном знании», в основе которого лежит всесторонний синтез религии, философии и науки или, иначе, веры, мысли и опыта. «Всеединство» бытия у В. Соловьева распадается на безусловное и условное, или обусловленное. Безусловное — это Бог, творческая воля которого пронизывает все. Условное, неистинное и несовершенное — это природа, внебожествен-ный мир. Человек занимает некое среднее положение между безусловным началом и переходящим миром явлений. Религиозный мистицизм, разросшийся у В. Соловьева в обширную философскую систему, оставил глубокий отпечаток на его естественнонаучных представлениях.
Другой выдающийся русский мыслитель П.А. Флоренский (1882– 1937 гг.) стремился синтезировать самые различные области знания в единое, цельное мировоззрение. Богословие и история философии, филология и этнография, искусствоведение и история, физика и математика, электроника и биология равно находили свое место в его исследованиях. Философ уверен, что достижения науки не могут формировать душу человека, что накопленные знания не являются гарантом богатого духовного мира личности. По его мнению, мерилом культурных явлений может служить метод взаимного «просвечивания разных областей знания друг в друге», где важнейшими аспектами этого «многомерного высвечивания» являются духовное наследие церкви и научная мысль будущей России.
П.А. Флоренский был приверженцем «софилогического» направления в новом богословии. Идея Софии проявляется, как считал философ, в различных сферах: в Боге, космосе, обществе, культуре, технике, экономике, в логике, поэзии. Учение о Софии — это система с абсолютным охватом всех сторон человеческого существования. Так, София — слово (логос); София — цель; София — свобода; София — творчество; София — время (вечность); София — космос; София — религиозная организация. Слово-символ есть основа «организации», есть учение о живом слове, способном возбуждать (или, наоборот, гасить) энергию масс. Отсюда мы видим, что софиология — это учение об активности не самой материи, а идеального образа, взаимодействующего с Богом.
Флоренский, считавший церковь земным воплощением Софии, стремился доказать, что вне религиозной организации как «соборно-188
го» единства человек не способен противостоять хаосу бытия, его бездуховности. Он был одним из первых лиц духовного звания, кто, служа церкви, стал работать в советских учреждениях. Никогда при этом он не изменял ни своим убеждениям, ни священному сану. Он считал, что человек должен стремиться к бессмертию и высказывал предположение, что духовный покров Земли (П.А. Флоренский состоял в переписке с В. Вернадским и знал теорию ноосферы) тесно связан с душами живущих на Земле людей и называл его не ноосферой, а пневматосферой. Учение о пневматосфере — это синтез не только божественного, где творцом является София, но и человеческого, где уже человек, его стремления и его дела составляют сущность этой сферы. И от того, насколько она наполнена духовным содержанием, зависит облик всей планеты.
Рис. 69.Николай Бердяев |
Выдающийся мыслитель Н.А. Бердяев (1874–1948 гг.) занимает особое место и в русской, и в украинской, и в мировой философии. Для мировой философии Бердяев — это прежде всего один из родоначальников экзистенциализма и христианского персонализма. Кроме того, он пытался раскрыть перед миром уникальный «пейзаж русской души», показать истоки и смысл русской идеи и русского коммунизма, проанализировать драматическую судьбу России. В основании философской системы Н. Бердяева в качестве первоначала лежит не бытие (материя, природа) и не дух (идея, сознание), а свобода, которая, по Бердяеву, реализуется в творчестве, нужна для творчества, достигается творчеством.
Философия Бердяева глубоко экзистенциальна. Он писал: «Я ничего не мог узнать, погружаясь в объект, я узнаю все, лишь погружаясь в субъект». Человек, по Бердяеву, богоподобен, как Творец, он не может жить иначе, чем творя свою жизнь, свой мир, свою судьбу, самого себя. Творчество — это и смысл, и цель, и средство, и способ жизни человека. Противоречие между социумом и человеком тем острее, чем больше в человеке развито это творческое начало. Творец созидает будущее, он проводит это будущее через себя, оно тревожит его, клокочет в нем, просится наружу. Для творца настоящее — данность, которую
ему не терпится преобразовать. Новизне, которая привносится в социальный мир Творцом, противится устойчивость существующих структур, принятых норм и т. д. Извечно шла, идет и будет идти борьба нового со старым, прошлого с будущим, устойчивого с изменчивым. Это движение составляет непрерывный поток, в котором новое, дерзкое, бунтарское постепенно остепеняется, получает признание, становится эталонным, а затем дряхлеет и уходит. На уровне же индивидуальной драмы бытия творческой личности это важнейшее противоречие порой очень глубоко и трагично. В этом, по Бердяеву, и состоит отчуждение сущности человека.
Родоначальником «нового религиозного сознания» был Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944 гг.), который в книге «Два града» характеризует религию как такой фермент социальности, который составляет «базис», основу единения. Человек как «существо религиозное» благодаря Софии - «премудрости божьей» - связан с Богом.
Одним из представителей «нового
религиозного сознания» был Василий
\ Васильевич Розанов (1856-1919 гг.).
ЖОн не отождествляет Бога с природой,
а усматривает единство Бога и мира в поле человека (мужском или женском), в актах рождения и сексуального единения мужчин и женщин. Семья, деторождение - это источник энергии личности, ее бессмертия и духовного здоровья нации.
Рис. 70.Василий Розанов |
В. В. Розанов разработал учение о «мире со свечой»: Бог далеко, а свеча рядом. Зажги ее, сделай добро в своем ближайшем окружении - и мир оживет. «Мир со свечой» - это надежда на самовозрождение.
Лев Шестов (Шварцман) (1866-1938 гг.) основным фактом жизни считает ее трагизм, обусловленный неизбежностью смерти на земле, ее абсурдностью и случайностью. Он сформулировал своеобразную «философию трагедии», согласно которой не следует убегать от трагизма жизни: трагедию надо встречать стоически, смело.
В целом же сквозь характерную для всей русской философии многовариантность философских идей, направлений, учений проступает попытка сосредоточиться на едином, священном, продуцирующем все разнообразие мира.
Раздел ІІІ