Первичный тип цивилизаций

Как отмечает Е.М. Скворцова, этот тип цивилизаций называют непрогрессивной формой существования человеческих сообществ и отождествляют с культурой бесписьменных народов первобытной общественной формации. Фундаментальная черта ментальности этих сообществ - установка на неизменность однажды принятого порядка вещей, а главная особенность мышления — нерасчлененность субъектно-объектных отношений. “Человек не выделил себя еще из мироздания, поэтому все окружающее его одухотворено и находится с ним в живых родственных связях.” [3, c.97]. Отмечу, что распространены такие верования, как тотемизм, анимизм, магия и фетишизм. “Духовная культура в целом природоцентрична, она обожествляет могущественные силы природы. В сознании таких народов отсутствует представление об историческом времени, то есть понятия прошлого, настоящего и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое. В первом живут люди, во втором обитают боги и души умерших предков.” (Особенно ярко это показал исследователь мифологии М. Элиаде.) “Небольшие размеры этносов и исключительная зависимость от среды обитания не позволяет им выработать какой-либо механизм изменения. Жизненный цикл регулируется системой жестких запретов, главным из которых является табу на новизну. Любое нововведение сопряжено с риском для существования и оценивается как ослабление силы, необходимой коллективу в борьбе за выживание.”[3, c.97]

Посмею предположить, что такой тип поведения был связан также с желанием сохранить людей сообщества и от природных сил, и от социальных противоречий, которые могли бы привести к гибели людей. Это подтверждается наблюдениями за племенами бушменов, застывшими в изоляции на стадии родового общества. Культура бушменов — культура совершенно беззлобных людей, оружие бушмены применяют только против животных, причем не берут из природы более, чем это необходимо для жизни. В семье бушмены очень миролюбивы, любят своих детей. В случае ссоры все мирят поссорившихся.

Вероятнее всего, в древности немногочисленные племена не могли позволить себе "роскоши" глобальных войн, которые поставили бы вышеозначенные племена на грань исчезновения, поэтому и выработалась психология ненасилия. Подобная психология в истории возникала и у других народов, например, в Индии. Эта психология могла бы быть взята на вооружение современным сообществом, разочаровавшимися эпохой непрерывных войн и социальных катаклизмов.

Протоцивилизация.

К протоцивилизации принято относить современное культурное сообщество стран Тропической Африки, не вышедшее вполне из недр первичного типа и не имеющее универсальной религии. В силу этого широкое распространение здесь получили мировые религии: христианство и ислам. Они взяли на себя функцию воссоздания недостающих "верхних этажей" культуры, необходимых для любой цивилизации уровней духовной универсальности. Этот процесс сопровождается усилением позиций движения "африканизма", отстаивающего самобытность местных культур и развивающего их универсальные аспекты. Так, на базе синтеза глубоко отличных друг от друга культурных элементов сегодня складывается неповторимое новое цивилизационное общество. [3]

В местных африканских культурах развиты представления о необходимости единения с природой и философия "жизненной силы", терять которую человек не должен. Присутствие "жизненной силы" можно наблюдать в поведении африканца.

И.Л. Андреев в статье "Является ли африканец "европейцем наоборот"? (Африка в цивилизационном процессе)" так описывает свое впечатление от ролика с хроникой эпизода Второй мировой войны: "На экране - Франция. 1940-й год. Немецкий лагерь военнопленных. Крупным планом сняты африканцы в обшарпанной форме французских солдат, героически сражавшимися с фашизмом на стороне "родной' метрополии, которая интенсивно пополняла национальную армию уроженцами Французской Западной и Французской Экваториальной Африки. За ними со времен Первой мировой войны закрепилось название "сенегальских стрелков". Вначале неизвестный оператор показал узников-французов, деморализованных, поникших, опустошенных, явно выбитых из жизненной колеи на родной для них земле. Затем камера скользит по лицам и фигурам африканцев . И не верится собственным глазам. На фоне своих "цивилизованных" товарищей по оружию они выглядят неприлично оптимистичными: кто-то выбивает мелодию родного тамтама на кастрюле, несколько минут назад опустевшей от лагерной бурды, другие присвистывают, пританцовывают под нее, третьи подпевают ей. Остальные просто улыбаются, прикрыв глаза, своим воспоминаниям... " [5, с.49].

Африканская культура восприняла европейское влияние, но и сама влияла на жизнь других культур, особенно в Америке.

Как отмечает И.Л. Андреев, сама идея осознания представителями негроидной расы самоценности своей культурной оригинальности родилась в середине прошлого века. "Под пером Сенгора ("африканского" европейца и "европейского" африканца) она кристаллизовалась как специфический синтез глубокой концептуальности (черта западного мышления) и яркой образности (свойственной традиционному африканскому мировосприятию) в фокусе его утопической мечты о грядущей Евроафрике - предтече всемирной гуманистической цивилизации на фундаменте единой человеческой культуры." [5,с.50]

И.Л. Андреев упоминает Сенгора, одного из авторов концепции негритюда (концепция цивилизационной самобытности). Но “от тезиса о том, что негро-африканская цивилизация - тоже цивилизация, причем оригинальная, самобытная и самоценная, Сенгор и многие его сторонники пошли дальше - к концепции неизбежного краха машиноподобного образа жизни Запада без органичного синтеза с африканской душой, чувственностью, непосредственной человечностью. Отсюда - размышления об Евроафрике, братском союзе с белолицыми, голубоглазыми, розовоухими во имя грядущего блага всего человечества, созвучные идеям Александра Блока, Николая и Льва Гумилевых о судьбах Евразии, а также замечаниям Арнольда Тойнби о важности для судеб мировой истории древних контактов народов Афразийских и Евразийских степей и пустынь." [5, с,50].

Также И.Л. Андреев показывает влияние негритянского менталитета на США, которое выражается в эмоциональной открытости американцев, в американской музыке и танце, в своеобразном языковом выражении радости, в проявлении религиозного чувства.

Известно также влияние негритянских религиозных культов в Латинской Америке, которые, наряду с индейскими культами, создали синтез древнейших мифологических представлений с католицизмом.

Таким образом, определенное взаимодействие африканской протоцивилизации с другими цивилизациями происходило и будет происходить. Положительными моментами, подходящими для построения общих цивилизационных принципов, африканские мыслители считают коллективизм в противовес атомизму личности в Европе, спайку возрастных братств и поколений в противовес проблеме отцов и детей, бескорыстие и взаимопомощь в противовес западной отстраненности.

Ранние цивилизации.

Как отмечает Е.М. Скворцова, ранние цивилизации — это первые по времени возникновения человеческие цивилизации в собственном смысле этого слова. “Они рождались на основе хозяйственной, этнической и религиозной общности и оформлялись государственными рамками. Они не отличались устойчивостью. Их стабильность определялась силой государства (древнеегипетская, шумеро-аккадская, ассиро-вавилонская, древнееврейская, хеттская, персидская, древнекитайская цивилизации) либо зависела от духовно-религиозной спаянности родственных народов, проживающих в непосредственной близости друг от друга, но не объединенных рамками государства (античная греко-римская цивилизация, средневековая индусская).” [3, c.98] Отмечу, что происходило некоторое взаимодействие этих цивилизаций, в основном, в области религиозных представлений. Рассмотрение этих взаимодействий в современное время не столь актуально, поэтому пока не будем касаться этого вопроса, хотя его рассмотрение - неплохая задача для отдельного исследования.

Мировые цивилизации.

Термин "мировые цивилизации" применяется к большим сообществам. Как отмечает Е.М. Скворцова, мировая цивилизация - это наиболее устойчивый тип культурной всеобщности, связанной с распространением и утверждением мировых религий в районах проживания самых разных народов земного шара. К ним относятся буддийская, христианская и исламская цивилизации. Стабильность сформированных на их базе цивилизационных сообществ, с точки зрения Е.М. Скворцовой, объясняется условиями возникновения и качеством доктрин. "Так, буддизм соединил в себе представления протоиндийских цивилизаций с ведической духовностью арийских народов, христианство вобрало в себя античное и древневосточное мировоззрение, ислам можно представить образцом синтеза иудеохристианства с арабской культурой средневекового Востока." [3, с.98].

Это спорный момент, но действительно то, что общей отличительной мировоззренческой чертой глобальных религиозных объединений стал универсализм. Мировые религиозные доктрины не признают ни политических, ни экономических, ни культурных границ и напрямую обращаются к человеку независимо от его кастовой и социальной принадлежности с призывом личного совершенствования. Этот универсализм, вероятнее всего, и объясняет широкое распространение мировых религий.

Наши рекомендации