Стадии рассудка и разума
Познание имеет три стадии: стадию чувственного познания, стадию рассудка и стадию рационального познания. Это соответствует закону Философии Объединения о завершении процесса через три стадии. Поскольку стадия чувственного познания является входом, через который поступает информация извне, она представляет собой стадию формирования знания; мышление осуществляется на стадии рассудка, являющейся стадией роста, и на стадии рационального познания, которая представляет собой стадию завершения. На стадии рассудка мышление находится под влиянием информации извне, тогда как на рациональной стадии мышление обретает свободу.
Кант также говорил о трех стадиях познания. Стадия, на которой человек интуитивно воспринимает чувственное содержание, поступающее извне, выступает как стадия чувственного познания; стадия, на которой через формы мысли (формы рассудка) осуществляется мышление, выступает как стадия рассудка; и стадия, на которой процесс познания делается единым и управляемым, представляет собой стадию рационального познания 11.
В теории марксизма на стадии чувственного познания происходит отражение чувственного содержания в сознании человека. Затем идет стадия логического, или рационального, познания, на которой выносится суждение или делается умозаключение. Далее следует стадия практики, в процессе которой истина подтверждается практикой. В теории марксизма формы мышления предстают в качестве отражения форм развития внешнего мира.
На языке физиологии мозга, как следует из пояснений, приведенных в разделе “Эпистемология”, стадия чувственного мышления реализуется в сенсорном центре, стадия рассудка — в теменной ассоциативной области, а стадия разума — в лобной ассоциативной области.
На стадиях рассудка и рационального познания формируется логическая структура по образу и подобию структуры Первоначального образа. На стадии рассудка мышление ограничено чувственными элементами (содержанием), поступающими извне. Познание на этой стадии завершается сравнением содержания внешнего мира с прототипом внутреннего мира. Затем в качестве структуры познания, или логической структуры, формируется внутреннее завершенное четырехпозиционное основание, сохраняющее идентичность. На рациональной стадии мышление действует свободно на основе знания, полученного на стадии рассудка; здесь может быть установлено новое понятие или замысел (новое тело). Структурой этой стадии является внутреннее четырехпозиционное основание для развития.
Образно говоря, сенсорный центр (чувствительность) представляет собой входную дверь в дом; теменная ассоциативная область является гостиной, а лобная ассоциативная область (разум) — жилой комнатой или кабинетом. Когда хозяину сообщают о визите гостя, он принимает его в гостиной. В момент личной встречи с гостем хозяин старается понять проблемы, с которыми пришел гость. При этом хозяин не может свободно думать о чем угодно, поскольку его мысли заняты беседой с гостем. Этот период можно соотнести со стадией рассудка. Однако после ухода гостя хозяин может уединиться в отдельной комнате и свободно думать о чем угодно, вновь и вновь возвращаясь к полученной от гостя информации. Этот процесс можно сравнить со стадией рационального познания.
Развитие мышления на стадии рационального познания
Как же происходит развитие четырехпозиционного основания на стадии рационального познания? Сначала через действие отдавания-и-принятия между внутренним сон-сан и внутренним хён-сан как итог мышления формируется логос первой ступени, то есть замысел (новое тело). Иногда процесс мышления на этом завершается, однако в большинстве случаев на основе этого итога формируется логос (замысел) следующей ступени. Логос, сформированный на первой ступени, хранится во внутреннем хён-сан в виде идеи или понятия и наряду с другим материалом (идеями, понятиями и т. д.) используется в качестве материала для следующей ступени мышления. Таким образом формируется логос второй ступени, который также хранится во внутреннем хён-сан для возможного использования на следующем этапе мышления. Затем формируется логос третьей ступени. Так процесс мышления продолжается до бесконечности. В этом заключается процесс формирования четырехпозиционного основания на стадии рационального мышления. Он называется развитием мышления по спирали (Рис. 10-10).
Итак, на стадии рационального познания процесс мышления может продолжаться до бесконечности, формируя четырехпозиционное основание для развития. Однако процесс развития мышления состоит из последовательного формирования завершенных четырехпозиционных оснований, и, как следует из пояснений, приведенных выше, как только завершается один этап, начинается следующий. Развитие процесса мышления состоит из повторения этих завершаемых этапов.