Тема 3. Основные школы и направления современной философии
Лекция 5. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Позитивизм и неопозитивизм. Аналитический эмпиризм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел); прагматизм (Ч. Пирс, Д. Дьюи); герменевтика (В. Дильтей, Г.-Х. Гадамер); экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю); философская антропология (М. Шелер и др.); структурализм и постструктурализм (М. Фуко); постмодернизм (Ж. Дерида, Р. Рорти и др.).
Рис. 6. Схема этапов развития позитивизма
Рис. 7. Схема особенностей аналитической философии
Термины
Аналитическая философия – совокупность течений, направлений и школ, предпочитающих всем формам философской рефлексии метод анализа в целях превращения философии в строгое и аргументированное знание.
Неопозитивизм – современная форма позитивизма с претензией быть унифицированной наукой.
Неотомизм – теологическая доктрина католицизма, пытающаяся примирить догматы веры с требованиями современной науки.
Неофрейдизм – философское направление, в качестве основной посылки использующее идею оздоровления общества через индивида средствами психоанализа.
Персонализм – философская школа, утверждающая приоритет личности и ее ценностных ориентиров.
Прагматизм – философское учение, исследующее связь челове-ческого действия и мыслительных структур, обеспечивающих продук-тивность действия.
Римский клуб – общественная организация, созданная с целью понять последствия научно-технической революции. Ориентирована на революцию человеческих качеств.
Структурализм – общее обозначение ряда направлений в социогуманитарном знании, связанных с выявлением структуры, т. е. сово-купности отношений между частями целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях.
Сциентизм – претензия на определяющую и универсальную роль науки в деле познания мира.
Феноменология – философское учение, ключевые идеи которого связаны с такими понятиями, как интенциональность, феноменологическая и трансцендентальная редукция, трансцендентальный субъект.
Франкфуртская школа – философия критической направленности, объединяющая идеи философии жизни и традиции диалектического философствования от Гегеля до Маркса.
Экзистенциализм – философское учение, выдвигающее на перед-ний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускаю-щую дискурсивного выражения.
Эмпириокритицизм – философия чистого опыта, рассматривала философские проблемы как теоретически несостоятельные и практически бесполезные.
Вопросы для самоконтроля
1. Как решает неофрейдизм проблему свободы и чем обусловлен феномен «бегства от свободы»?
2. В чем смысл «эксцентричности» человека в рамках философской антропологии?
3. Что такое герменевтический круг?
4. Чем отличается антисциентизм от агностицизма?
Литература.
1. Витгенштейн, Л. О достоверности Л. Витгенштейн // Вопросы философии. – 1991. – № 2. – С.
2. Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века: учеб. пособие для филос. фак. ун-тов / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. шк., 1988. – 312 с.
3. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1994. – 87 с.
4. Проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесловия П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. – М.: Политиздат, 1988. – 552 с.
5. Проблемы философской герменевтики / под ред. П. Ю. Соколова. – М.: Наука, 1990. – 271 с.
6. Современная буржуазная философия: учеб. пособие / под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. – М. 1978. – 293 с.
7. Фуко, М. Археология знания / пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А. С. Колесникова. – СПб.: Гуманитарная академия, 2004. – 416 с.
Тестовые задания
1. Позитивисты полагают, что философия должна заниматься:
а) исследованиями смысла жизни;
б) объяснением природы и общества в терминах метафизики;
в) объединением данных отдельных наук в единую «картину мира»;
г) анализом основоположений чистого разума.
2. Представителями неотомизма являются:
а) А. Камю и Ж.-П. Сартр;
б) Б. Рассел и Л. Витгенштейн;
в) П. Фейерабенд и К. Поппер;
г) Жильсон и Маритен.
Тема 4. Бытие: сущее и существующее
Лекция 6. Онтология как учение о бытии. Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Сущность как единица бытия и сущность как единство рода. Категории как высшие роды бытия и категории как ступени познания. Главные онтологические категории: бытие и ничто, единое и многое, целое и часть, количество и качество, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность.
Рис. 8. Схема философского учения о бытии
Таблица 6. Законы формальной и диалектической логики
Формальная логика | Диалектическая логика |
Закон тождества | Закон перехода количественных изменений в качественные |
Всякое понятие тождественно себе Всякое высказывание есть след-ствие самого себя. (А→А) | При определенных условиях рост количественных изменений может приводить к скачкообразным ка-чественным изменениям |
А≡А, если существует счётное множество a, b, c, … n … и при этом a≠b, b≠c, … c≠n… Пример – термины в искусствен-ном языке. | В случае недискретности мно-жества качественные характе-ристики его элементов не будут жестко фиксированы. Пример – переход элементарных частиц друг в друга, игра смыслов в естественном языке |
Закон противоречия | Закон единства противоположнос-тей |
Высказывание (А) и отрицание высказывания (А) не могут быть истинными одновременно (≈А∩(≈А)) | Высказывание (А) (тезис) и его отрицание (антитезис) могут быть выведены друг из друга как следствия |
Закон двойного отрицания | |
Двойное отрицание высказывания (А) тождественно его утверждению (≈(≈А)≡(А)) | Отрицание антитезиса к тезису (А) не тождественно (А), но подобно ему и обладает новым качеством (n), появившимся в результате взаимо-действия тезиса и антитезиса |
Рис. 9. Схема свойств материи
Термины
Бытие – то, что сообщает всему реальность. Следует различать реальное и идеальное бытие. Реальное бытие называют существованием, а идеальное бытие – сущностью.
Бытие мира – это чистая возможность, обладающая абсолютными характеристиками движения, пространства и времени, сохраняющая свою неопределенность.
Бытие в мире – философская категория для обозначения реальности, существующей в движении, пребывающей в пространстве и времени.
Время – форма существования бытия, которая характеризует длительность существования бытия и последовательность смены его состояний.
Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральной идеей является представление о связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает, производит другое явление.
Дух – философское понятие для описания формообразующего начала.
Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями и событиями.
Категория – наиболее общая форма действительности, высказы-вания и понятий, родовое понятие, от которого происходят все другие понятия.
Материя – философское понятие для обозначения реальности, данной человеку в ощущениях, и существует независимо от них.
Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями структурно организованного бытия в мире.
Пространство – это форма проявления бытия, которая характери-зуется протяженностью, структурностью, существованием и взаимодейст-вием элементов во всех его системах.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем различаются объективная и субъективная реальности?
2. Материя как объективная реальность.
3. Пространство и время (эволюция представлений).
Литература
1. Аристотель. Категории / Аристотель // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1978. Т. 2. – С. 51–90.
2. Декарт, Р. Размышления о первой философии / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1994. Т. 2.
3. Лосев, А. Ф. Самое само. Бытие – Имя – Космос / А. Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1993.
4. Платон. Парменид / Платон // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1993. Т. 2.
5. Платон. Тимей / Платон // Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1994. Т. 3.
6. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза // Избр. произв.: в 2 т. – Л.: Прогресс, 1957. – Т. 1.
7. Хайдеггер, М. Тезис Канта о бытии/ М. Хайдеггер// Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. – М.: Республика, 1993. – С. 361–381.
Тестовые задания
1. Необходимость – это:
а) принуждение с помощью силы совершить то или иное действие;
б) результат волевых усилий сильной личности;
в) фактическая обусловленность явлений данными обстоятель-ствами;
г) невозможность противоположного.
2. Время – это:
а) бесконечная сумма часов, минут, секунд, развернутая в вечности;
б) свойство реальности, выражающееся в последовательности сменяющих друг друга событий;
в) изменение состояния среды или поля, распространяющееся в пространстве с конечной скоростью;
г) скалярная физическая величина, определяющая инерционные и гравитационные свойства материи.