Ошибочность коммунистической теории искусства с точки зрения Философии Объединения

Можно назвать следующие причины ошибочности метода социалистического реализма.

Во-первых, социалистический реализм не рассматривает искусство как “деятельность, направленную на создание красоты и радости для целого (творчество) и для самого себя (оценка), с сохранением при этом уважения к индивидуальности художника”, а превращает искусство в средство воспитания людей, приспособленных к политике партии.

Художники должны максимально проявлять в своем творчестве собственную индивидуальность. Поступая так, они доставляют радость Богу и другим людям. Однако социалистический реализм лишил художников их индивидуальности и стандартизировал искусство. Поэтому с помощью этого метода не может родиться подлинное искусство.

Во-вторых, социалистический реализм отрицает Бога, то есть он утратил фундаментальный критерий художественной деятельности. Вместо него он устанавливает произвольные стандарты, основанные на политике партии, заставляя художников и писателей следовать им.

В-третьих, поскольку красота и любовь тесно связаны, как две стороны одной медали, искусство и этика должны быть связаны столь же тесно. Но так как коммунистическое общество отрицает подлинную этику любви, оно превратило искусство в нечто, не имеющее любви, то есть искусство стало просто инструментом управления людьми.

В-четвертых, искусство не является надстройкой над экономическим базисом. Тем не менее, социалистический реализм рассматривает искусство как надстройку и заставляет его опуститься до состояния слуги экономической системы (“базиса”). В действительности, однако, искусство не определяется экономикой. Сам Маркс сделал признание в последней части своего произведения “К критике политической экономии”: “Трудность, с которой мы столкнулись, заключается вовсе не в том, чтобы понять, как искусство и эпическая поэзия Греции связаны с определенными формами социального развития. Трудность заключается в том, что и поныне они доставляют нам эстетическое удовольствие и в некотором отношении могут служить стандартом и недостижимым идеалом” 34.

Согласно историческому материализму, греческая культура (часть надстройки) должна была бесследно исчезнуть к настоящему времени, и современный человек не должен был бы испытывать никакого интереса к ней. Однако искусство и эпос Древней Греции, скажем “Илиада” и “Одиссея”, не только доставляют радость современным людям, но даже стали образцами для искусства. Эта “трудность”, о которой пишет Маркс, свидетельствует об ошибочности его теории “базиса и надстройки”.

Человеку присуще исконное стремление следовать ценностям истины, добра и красоты. Даже после грехопадения люди желают этого всю жизнь, всегда. Поэтому если ценности истины, добра и красоты выражены в произведении искусства, то оно притягивает к себе сердца. Тот факт, что античное искусство продолжает доставлять наслаждение людям до сих пор, подтверждает, что оно содержит вечные ценности истины, добра и красоты.

И наконец, посмотрим на творчество Горького и Толстого, двух писателей, которые, будучи совершенно разными по стилю, осудили социальное зло, причем одинаково резко и почти одновременно. Горький примкнул к коммунистам, которые отчаянно стремились разрушить капиталистический мир, и утверждал, что миссия художника состоит в том, чтобы вдохновлять революцию. Поэтому его сочинения прославляли революционное движение. Роман Горького “Мать” считается литературным шедевром социалистического реализма. Он рисует образ матери, неграмотной, забитой женщины из рабочей среды, которая постепенно пробуждается к осознанию классовой природы общества из любви к своему единственному сыну, примкнувшему к революционной деятельности. В конце концов она сама становится активным участником революционного движения.

Со своей стороны, Толстой, осуждая социальное зло, доказывал, что путь к его устранению лежит через возрождение подлинной человеческой природы путем любви. Один из шедевров Толстого называется “Воскресение”. Герой Толстого, человек из высшего общества, оказавшись в суде в качестве присяжного заседателя, узнает в подсудимой девушку, которую он некогда соблазнил, после чего она стала падшей женщиной и наконец оказалась перед судом. В нем проснулась совесть, он раскаивается и решает спасти ее. В конце романа и она, и он воскресают к новой чистой жизни с Богом.

Путь, который избрал Горький в борьбе со злом, является внешним и ведет к социальной революции, тогда как путь, избранный Толстым, является внутренним и ведет к духовной революции. Какой же путь верен? Как показывает действительность сегодняшнего социалистического общества, в частности угнетение человеческой природы и коррупция бюрократии, путь жестокой революции, избранный Горьким, ошибочен. Путь, избранный Толстым, верен в том отношении, что это путь возрождения человеческой природы. И все же следует отметить, что этот путь продемонстрировал свои ограниченные возможности в спасении общества в целом.

Здесь Философия Объединения предлагает путь реформирования человечества и общества в то состояние, которое изначально предполагалось для них. Это становится возможным только при правильном понимании Бога. Другими словами, только правильно понимая атрибуты Бога, сотворившего человечество и мир, мы можем понять идеальное состояние человека и общества в том виде, как они были изначально задуманы. Все, что следует делать, — это реформировать человечество и общество в этом направлении. Новое искусство, которое отстаивает Философия Объединения, получило название метод Объединения. В нем слиты воедино идеализм и реализм, сосредоточенные на Сердце и любви Бога. Метод Объединения стремится реформировать реальность в направлении изначальных идеалов человечества и общества.

ТЕОРИЯ ИСТОРИИ

Теория истории в философии Объединения не сводится к изложению исторических событий. Она предлагает подход к оценке истории, рассматривает вопросы начала истории человечества, законы, регулирующие ее развитие, направление этого развития. Иными словами, теория истории — это философия истории.

Для чего же нужна теория истории? Она необходима для того, чтобы создать образ будущего и определить правильное направление к будущему. Эта теория дает метод решения существующих проблем. Коренное решение комплекса современных мировых проблем практически невозможно без глубокого понимания истории, включающего четкое видение будущего.

На сегодняшний день многие мыслители предлагали различные подходы к оценке истории, но все они представляют только один аспект истории и не раскрывают историю во всей ее многоаспектности. Ни один из известных подходов не дает четкого представления о будущем и, следовательно, не может предложить соответствующие методы решения существующих проблем. Наиболее влиятельным из них до недавнего времени был исторический материализм, то есть метод, основанный на коммунистической теории. Рассматривая историю человечества как историю классовой борьбы, исторический материализм обосновал нарастание борьбы между пролетариатом и буржуазией в капиталистическом обществе и неизбежность революционного перехода к бесклассовому коммунистическому обществу.

Исторический материализм поддерживал веру в социальную справедливость и историческую неизбежность коммунистической революции. Но при этом в тех странах, где произошли социалистические революции, такое общество, каким оно должно было стать в соответствии с теорией исторического материализма, не было построено. Более того, развившиеся в них общественные системы оказались антинародными по своей сущности. Таким образом, к настоящему времени коммунистический идеал оказался полностью дискредитированным самой жизнью.

Но и в демократическом мире нет теории, которая могла бы стать противоядием материалистическому пониманию истории. Поэтому назрела необходимость выработки нового подхода к истории, который дал бы четкое видение общества будущего и способствовал окончательному преодолению соблазнов исторического материализма. Именно такой подход содержит теория истории в философии Объединения. Она изобличает ложные положения исторического материализма, предлагая концепцию, основанную на новом представлении о Боге, а именно теорию Божьего промысла, дает толкование истории, объясняющее исторические факты, и доказывает, что ход истории человечества направлен на построение мира, соответствующего идеалу творения Бога.

Наши рекомендации