Возникновение философии

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Глава 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Возникновение философии. Мифологи. Религия. Как возникла необходимость в философии. Бытие. Предмет философии. Всеобщее. О недоверии к философии. Последствия политизацией философии. Опасность технократизма. Обученность и образованность. Динамика образованности. Что даёт изучение философии.

Глава 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Древнеиндийское общество. Касты. Учение о Космосе. Реинкарнация. Закон кармы. Виды кармы.

Христианская традиция. Будда, его судьба и учение. Основные идеи Будды. Философские основания идей Будды. Философия Древнего Китая. Идеи Конфуция. Система кэцзюй.

Глава 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА

Корни греческого чуда. Афины и Спарта. Поиски первоосновы бытия. Апории Зенона. Атомизм Демокрита. Идеи Гераклита. Диалоги Сократа. Смерть Сократа. Греки о душе. Идеальное государство Платона. Логика Аристотеля. Римская философия.

Глава 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Европа и христианство. Схоластика. Номинализм и реализм. Теоцентризм средневековой философии. Разум и откровение. Доказательства Фомы Аквинского. Критика доказательств. Философия Возрождения.

Глава 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Развитие гносеологии. Философия и математика. Врождённые идеи. Сенсуализм и рационализм. Принципы Декарта. Идолы ума по Бэкону. Техническая революция. Теория Мальтуса. Субъективизм Джорджа Беркли. Цвет розы в темноте. Комбинации ощущений. Прав ли Беркли?

Глава 6. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII-XIX ВЕКОВ

Трансцендентальная философия Канта. Синтетические-априорные суждения. Рассудок и разум. Антиномии разума. Агностицизм Канта. Роль практики. Категорический императив. Философия Гегеля. Абсолютная идея. Система Гегеля. Метод Гегеля. Европа в XIX веке. Социология Маркса

Европа развивается не по Марксу. Основные ошибки и уроки.

Глава 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Немного истории. Религиозная философия. Русский менталитет. Славянофилы и западники.

Русские космисты. Биосфера и ноосфера. Философия жизни. Драматический финал. Философский пароход.

Глава 8. ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ)

Человек и философия. Иррациональное в человеке. Основной вопрос. Трансцендирование. Машинальные люди. Лабиринтные люди. Человек как Сизиф. Пограничная ситуация. Смысл смерти. Суицид. Свобода. Восприятие времени. Модели времени

Глава 9. ФИЛОСОФИЯ ФРИДРИХА НИЦШЕ

Судьба философа. Справедливы ли обвинения в фашизме. Ницше и читатель. Государство, религия, мораль. Сверхчеловек. Воля к власти. Вечное круговращение. "Толкни слабого". Вариант Ницше.

Глава 10. ФИЛОСОФИЯ ЛИЧНОСТИ В УЧЕНИИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

Фрейд и СССР. Понятие бессознательного. Природа сновидений. Вытеснение. Эдипов комплекс. «Я», «Сверх-Я» и «Оно».Три варианта. Сублимация. Энергия агрессивности.

Глава 11. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Мышление. Сознание и интеллект. Сознание и язык. Парадокс Лейбница. Сознание как отражение. Эволюционно-трудовая гипотеза. Сильные стороны. Слабые стороны. Другие гипотезы.

Глава 12. ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Движущие силы науки. Средства науки. Роль практики. Принцип причинности. Принцип воспроизводимости результатов. Принцип соответствия. "Бритва Оккама". Кумулятивизм. Парадигма. Понятие истины. Абсолютное и относительное в истине. Верификация. Фальсифицируемость.

Глава 13. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие мётода. Обыденные методы. Эмпирические методы. Теоретические методы. Законы логики. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключённого третьего. Закон остаточного основания. Диалектика как метод. Единство и борьба противоположностей. Переход количества в качество. Отрицание отрицания. Ложные методы. Софистика. Эклектика.

Глава 14. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

Понятие техники. Философские проблемы. Инженерная философия техники. Гуманитарная философия техники. Проблема отчуждения. Информационная цивилизация.

Глава 15. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Концепция внешних факторов. Концепция внутренних факторов. Христианская традиция. Механизм различия. Эксперимент с животными. Эксперимент с людьми. Опыт Форда. Опыт Англии. Некоторые выводы.

Глава 16. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО

Сущность государства. Понятие социального контроля. Контроль как условие развития. Гражданин и власть. Двунаправленность контроля. Контроль и насилие. Две концепции законов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глава 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Возникновение философии

Философия как особая форма культуры и духовного освоения мира возникла примерно в середине первого тысячелетия до н.э. одновременно и независимо друг от друга в трёх регионах - в Индии, Китае и Греции. Одновременность её появления говорит нам о неслучайности этого процесса. Автором термина "философия" стал известный греческий математик и философ Пифагор. Как и многие другие греческие мыслители, он имел свою школу, в которой был единственным преподавателем. Рассказывают, что однажды ученик, восхищённый его лекцией, воскликнул: "О, Пифагор, ты — софос!". Софос — значит "мудрец". На что учитель скромно ответил: "Я не софос, а всего лишь философос", то есть "любитель мудрости". Стало быть, слово "философия" переводится как "любовь к мудрости". На Руси, например, философов долгое время так и называли — "любомудры".

Первые философы были универсалами, энциклопедистами; они с равным любопытством исследовали природу и человека, космос и жизнь общества, не отделяя одно от другого. Экспериментальных методов ещё не существовало, поэтому в их теориях было много фантазии и интуитивных догадок, впрочем гениальных. Наибольшее развитие в это время получают области знания, требующие "чистого" мышления: логика, геометрия, философия. Однако именно эти знания со временем легли в основу зарождения и развития таких наук, как астрономия, механика, медицина и т.п. Поэтому философию часто называют "матерью всех наук", сравнивая её с корнями дерева, от которых, как ветви, произрастают и питаются другие области знания.

Мифология

Философия возникла не на пустом месте. У неё были предшественники - мифология и религия, которые появились раньше. Уже первобытные люди пытались понять окружающий мир и себя. Миф (сказание) - это исторически первая форма духового приобщения человека к природе. Через эту ступень прошли все народы, и мифотворчество каждого из них имеет сходные черты.

Основные из них — синкретизм (гр. "соединение") и антропоцентризм (гр. "антропос" — "человек"). Первая черта означает целостность, нерасчленённость восприятия общинными людьми мира и себя в нём. Их мышление ещё не делит мир на элементы, не выделяет человека из природы. Оно похоже на мышление маленького ребёнка, который ещё не способен делить вещи на живые и неживые. Кроме того, ребёнка удовлетворяет любое объяснение со стороны взрослого, но при одном условии: в объяснении должна быть логика, пусть наивная и примитивная, но убедительная для него. Подобно этому древние люди объясняли события, объединяя их фантастическими логическими связями, которые они выдумывали за недостатком знаний о реальных причинах. Мифотворчество — это как бы своеобразная "тренировка" логического мышления, необходимого для грядущего более серьёзного познания.

Вторая черта означает очеловечивание природы, то есть объяснение природы на основе того простейшего знания, которое люди уже имели о себе самих. Например, откуда взялась Луна? Миф гласит, что однажды охотник сидел у костра и сушил свою одежду и обувь. Он не заметил, как его башмак начал тлеть. Когда спохватился, осталась лишь обгоревшая подошва. Рассердившись, охотник схватил её и что было сил запустил в небо. Так появилась Луна. Конечно, такое "объяснение" вызывает улыбку у современного человека. Но, согласимся, в нём есть логика, пусть и детская.

Религия

На базе мифологического сознания возникает религия — вторая, более высокая ступень освоения мира. Отличие религиозного сознания в том, что оно подходит к миру уже дифференцированно, делит его на посюсторонний — видимый, осязаемый и потусторонний - невидимый и неощущаемый. Кроме того, религиозное сознание вводит Между природой и людьми третий элемент — божества, которые влияют на природу и человека, и перед которыми возникает чувство зависимости и страха. Таким образом, картина мира представлялась более сложной, нежели в мифах. Долгие века религиозное сознание было языческим (вера во многих богов, олицетворяющих различные природные стихии). И лишь с появлением иудаизма, а затем и христианства, совершился переход к монотеизму (вера в единого Бога).

На первых порах, особенно на Востоке, философское знание ещё не вычленялось из религиозного, было слито с ним. И лишь затем постепенно произошло отделение философии от религии, причём не без взаимной критики и борьбы. Однако история их взаимоотношений знает и попытки объединения философского знания и религиозной веры.

Наши рекомендации