Демокрит (460-370): Философия атомизма. Все есть атомы и пустота
Отличие «истинной» картины мира от обыденной. Атомы и пустота. Нет ничего случайного: все сцепления и расщепления атомов есть проявления необходимости. Идея множественного первоначала: проблема единства мира, множественности вещей и состояний (атомы различаются фигурой, порядком и положением), проблема становления. Познание – процесс атомного взаимодействия.
9. Софисты и сократическая критика софистики.
Софисты – философская школа в др. Греции, V – пер. пол. IV вв. до н.э. Философы-теоретики-педагоги, обучали граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний ( «софисты» - мудрецы, учителя мудрости).
Софизм- рассуждение, где намеренно нарушаются законы логики в целях запутать собеседника. Цель софистов не истина, а умение убедить слушателей; искусство красноречия.
Для софистов характерно: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, привычек, правил; стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
«+» Образование: софисты – просветители Греции.
«-» Произвольное опровержение, колебание истинного посредством ложных оснований или доказательство посредством чего-то ложного.
Старшие (Горгий, Протагор, Гиппий, Антифонт);
Младшие (Фразимах, Критий и ученики Горгия, Полемон).
Софисты отказываются от понятия «истины», заменяют ее понятием «силы, власти». Сила – то, что побуждает других действовать в соответствии с моей целью. Истина сводится к знанию тех сил, которые движут людьми. Красноречие учит сводить все обстоятельства к этим силам. Риторика, вызывая в людях чувство удовольствия или неудовольствия, дает власть над другими.
Горгий (483-374): Ничто не существует. Если нечто и существует, оно не познаваемо. Даже если знание возможно, его нельзя передать другим.
Протагор (481-411). Человек есть мера всех вещей.Норма суждения о фактах и человеческом опыте в целом заключена в самом человеке. Истину от лжи, бытие от небытия может отличить только сам человек, истина относительная. Свобода рассудка есть произвол. Если «ничего знать нельзя», то все дозволено.
Сократ: «Риторика – это вообще не искусство, а сноровка в том, чтобы доставлять радость и удовольствие».
10. Основные принципы и метод философствования Сократа. Сократические школы.
Метод Сократа: майевтика, ирония, индукция и определение понятий, даймонион.
Майевтика - умение задавать вопросы, индуктивный метод: от множества явлений он ведёт к единственно верному.
Сократ - родоначальник диалектики: нахождения истины при помощи бесед и споров. Обнаружение противоречий в рассуждениях собеседника. Впервые поставил в центр философствования человека .
Ирония - обмен мнениями сначала дает негативный результат (насмешка над собственной самонадеянностью).
Даймонион - внутренний голос, значение совести.
Сократ концентрируется на проблематике человека, понимая его не как природное существо, а имея в виду человека познающего. Сократ изменяет саму направленность интеллектуальных поисков. Он ставит и решает вопрос: в чем природа и последняя реальность человека, что есть сущность человека.
Душа - это разум, мыслящая активность, нравственное поведение. Человек = его душа. Душа в данном понимании - философское открытие Сократа.
Философия как забота о душе: жизнь – взращивание души, тело – инструмент души. Любые внешние блага (богатство, сила, слава, здоровье, красота) – не блага, а средства.
Добродетель есть знание:
1.Благо есть знание, и в определенном смысле ему можно научиться. Это знание связано с избранием блага и желанием его, т.е. некоторое внутреннее расположение, в котором воля, мысль, желание неразличимы.
2. Правильное знание необходимым образом ведет к справедливым действиям.
3. Справедливые действия необходимым образом ведут к счастью.
Общее для всех сократических школ: философия как определенный дискурс, связанный с выбором блага и следованием ему. Сократовская постановка - вопрос о нравственности, справедливости.
Сократические школы:
Мегарики (г. Мегара) – Евклид, Стильпион, Диодор Крон, Клиномах. Развивали искусство спора, эвристику. Сформулировали логические парадоксы «Куча»,«Лысый»,«Лжец».
Элидо-эретрийская - Федон, Менедем - отрицали множественность добродетели и любую разницу между добром и истиной.
Киренаики -Аристипп, Гегезий. Эвдемонизм - обоснования морали, согласно которому счастье, блаженство - высшая цель человеческой жизни. Гедонизм - этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.
Киники -Антисфен, Диоген Синопский - смысл жизни в достижении личной независимости и внутренней свободы.
11. Сократ о человеке, мудрости, смерти (Платон: «Апология Сократа», «Критон»).
О мудрости: "Апология Сократа" - оправдательная речь на суде.
Мудрость по Сократу - это стремление к мудрости, любовь к мудрости, понимание собственного незнания, признание своей ограниченности. Это деятельность, поиск, активность.
«Я знаю, что ничего не знаю, но остальные не знают и этого». «Есть предел человеческой мудрости – это Бог.»
добродетель (мудрость, справедливость, постоянство) есть всегда знание, порок - это всегда невежество.
Мудрец - тот, кто победил свои страсти, он может считать себя счастливым, самодостаточным, не нуждаясь ни в чём внешнем. Счастье проистекает не из тела, но из души. Душа же счастлива, только когда она упорядочена, добродетельна.
О человеке:
Сократ выделяет человека из мира природы, поскольку тот способен к самостоятельному выбору и поступку. И совершает их человек, руководствуясь представлениями о том, что для него «наилучшее». Он извлекает человека из мира природных связей и зависимостей. Поведение человека должно определяться не внешней причиной, а внутренней целью. задача философа - помочь людям разобраться в смысле и целях собственного поведения.
О смерти: "Федон"
Платон повествует о последнем дне жизни Сократа. Этот день Сократ провел со своими учениками.
само философствование - умирание для земной жизни и подготовка к освобождению бессмертной души от ее смертной телесной оболочки. смерть понимается как «вдохновляющий корень философии», а сама философия - как «искусство умирать», т.е. размышления о смерти способствуют пониманию бренности всего земного и его отличию от вечного.
12. Идеализм Платона. Теория идей, учение о душе, о знании, государстве.
Объективный идеализм- доктрина, согласно кот-ой мысли и понятия сущ объективно, самостоятельно, независимо от чел. сознания.
Человек -единство души и тела, в основе которого лежит душа. Справедливость по Платону- в гармонии и согласии души.
Эйдос- нечто единое, что мы полагаем в отношении круга множества вещей, обозначаемых одним именем.
Главные положениями идеализма:
1. Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
2. Окружающий мир («мир вещей») временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
3. Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
4. Чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
5. Любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи. Весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Проблема познания: материальный мир как предмет познания дает мнения о кажущимся бытии; Истинный предмет познания- миф идеи; это разумное познание, его нельзя увидеть глазами, а лишь умом.
Символ пещеры:пребывание в привычном нам мире чувственно воспринимаемых предметов - заточению в каменной пещере, где мы всю жизнь наблюдаем лишь пляску теней на ее голых стенах. Все предметы - подобия, тени. Идея у Платона означает нечто не воспринимаемое чувствами, исключительно умопостигаемое, но существующее объективно, совершенно независимо от чьего бы то ни было ума. Идеи предстают в уме в виде понятий. Чувственно воспринимаемый мир - мир непрерывной изменчивости; мир идей - мир вечных и неизменных умопостигаемых предметов.
Гос-во возникает тогда, когда каждый из нас не может удовлетворить свои потребности, а нуждается во многом.
Круговорот гос-ых форм:тимократия, олигархия, демократия, тирания, возврат к тимократии.
Сотнесение между душой человека и его положением в обществе.
Три начала души:
Разумное начало(правители, мудрецы, стремятся к благу гос-ва в силу природы их души);Яростное начало(страсть и воля - стражи, стремление охранять гос-во);
Вожделеющее начало(стремятся к материальным, чувственным наслаждениям - крестьяне, ремесленники).
- Структура идеального гос-ва, где люди в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции.
13. Учение Платона о бессмертии души. Анализ диалога Платона «Федон».
Сократ, 4 доказательства бессмертия души:
1) взаимопереход противоположностей - миф о душепереселении: души, пришедшие отсюда, находятся в Аиде и снова возвращаются сюда, возникая из умерших. постоянный переход одного в другое: если есть меньшее, то, значит, есть и большее, в сравнении с которым только и могло возникнуть меньшее, то же относится и к жизни и смерти (это противоположности).души умерших существуют, и добрым между ними выпадает лучшая доля, а дурным - худшая.2) знание как припоминание того, что было до рождения человека. Если человеку предстоитчто-либо припомнить, он должен уже знать это заранее. Вывод: наши души существовали раньше нашего рождения, и они будут существовать также и после нашей смерти.3) самотождество идеи (эйдоса) и души - телу подобает быстро разрушаться, рассеиваться; душа безвидна, она разлучается с телом чистою и не влачит за собой ничего телесного, умышленно избегая в течение жизни любой связи с телом.4) теория души как эйдоса жизни - отказ от исследования бытия. учение о причинах. понимать причину как понятие, смысл, благодаря которому и определяется "истина сущего" - это идея, которой причастно все существующее.душа, будучи жизнью тела, несовместима с его смертью; когда умирает тело, душа не умирает. подобное рассуждение о душе относится и вообще ко всем "первымоснованиям" бытия.14. Метафизика Аристотеля. Аристолевская критика Платона.
Аристотель (384-322). Метафизика -предшествует всякому знанию, наука о причинах и началах, о сущем как таковом.