Проблема сознания в философии. Проблемы, связанные с пониманием сущности человеческого сознания и его места во
Проблемы, связанные с пониманием сущности человеческого сознания и его места во Вселенной все более выходят на передний план как в философии, так и в науке. Человечество переживает сегодня период радикального антропокосмического поворота в своем мировоззрении, сам факт освоения космического пространства заставляет искать братьев по разуму и задаваться вопросом о назначении человека и его сознания в мироздании.
Вступление земной цивилизации в компьютерную эпоху поставило перед сознанием человека ряд проблем: колоссально возросли объемы и содержание циркулирующей в обществе информации, возникли принципиально новые информационные технологии и мир «виртуальной реальности», которые предъявляют новые требования к интеллектуальной деятельности и самосознанию человека. Наконец, реальной стала угроза информационного манипулирования и управления духовным миром индивида. Все это, с одной стороны, заставляет искать новые пути активизации творческих возможностей сознания, а с другой – решать проблемы «экологии духа» и сохранения автономии человеческой личности.
Человеческое сознание является сложным феноменом, оно многомерно и многоаспектно. Сегодня сознание является объектом исследования не только философии, но и других наук – психологии, социологии, физиологии, кибернетики, информатики и т.д. Специфика философского изучения сознания заключается в том, чтобы выделить его самую глубокую сущность.
Проблема сознания – это анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Она всегда привлекала внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. В частности, исходя из основного вопроса философии возможно сформулировать две прямо противоположные концепции сознания – идеалистическую и материалистическую.
Идеализм исходит из того, что сознанию свойственна изначальная активность, т.е. оно рассматривается как нечто самостоятельное по отношению к материи. Материализм исходит из представления о сознании как субъективном образе объективного мира и материя рассматривается в качестве первичной по отношению к сознанию.
Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. Так в античности сознание описывалось с помощью метафоры «печать на воске». Такую метафору для описания сознания применяли Платон и Аристотель: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на «дощечке разума». Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.
В культуре христианства была открыта другая особенность, сторона сознания – умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир. Обращение человека к собственным переживаниям было вызвано необходимостью общения с трансцендентальным Богом. Возникла практика такого общения – молитва, а затем появилась практика исповеди. Проблему сознания как самосознания сформулировал Августин, а развил П.Абеляр. Здесь открывалась новая грань сознания: сознание – это не только знание о внешнем мире, но и, прежде всего, знание о собственном духовном опыте, его содержании. Сформировалось понимание сознания как явления духа.
В Новое время сознание стало средством обнаружения объективного природного мира. Новоевропейские философы признали сознание чисто интеллектуальной деятельностью субъекта. Дуализм и большинство разновидностей идеализма, продолжая традиции, идущие от религиозно-мифологических представлений /душа есть двойник тела/, сходятся в том, что душа есть особая, чуждая материи духовная субстанция. Видным представителем дуализма был Декарт, по мнению которого природа и дух выступают как два сугубо различных начала. Для представителей психофизиологического параллелизма было характерно рассмотрение психических явлений как сопровождающих физиологические процессы.
В противоположность дуализму и идеализму материалисты считают сознание вторичным по отношению к материи. Вульгарные материалисты рассматривают сознание как разновидность материи и тем самым упраздняют вопрос об отношении сознания к материи. В Х1Х веке вульгарные материалисты Бюхнер, Фогт и Молешотт рассматривали сознание как материальное выделение мозга (подобно тому как печень выделяет желчь).
Попытки свести мысль к определенному виду материи встречались и позднее. Так, в связи с успехами электрофизиологии в 30-е годы ХХ века было выдвинуто положение, будто мысль есть электромагнитные колебания, излучаемые мозгом. В мозгу действительно имеются электромагнитные колебания. Однако содержание мыслей по записанному на пленку электромагнитному излучению мозга определить нельзя. И это не должно удивлять, поскольку мысль не есть материя или вид материи.
Не исчезли до сих пор также далекие от науки идеи, проповедуемые сторонниками телепатии, которые называют себя «парапсихологами». Современная телепатия представляет собой своеобразный гибрид спиритизма и крайнего эмпиризма.
В марксистской философии сознание и его содержание изучаются на основе принципа отражения и через анализ предметно-практических форм человеческой деятельности, т.е сознание изучается как «вплетенное» в бытие людей.