Характеристика логики Гегеля
Логика Гегеля изучает развитие Божественной мысли до сотворения мира и называется небесной логикой 2, однако, в отличие от формальной логики, она занимается не только формальными законами мысли. Хотя Гегель и утверждает, что его логика есть развитие мысли Бога, в ней предпринимаются попытки сформулировать наиболее универсальные определения и законы действительности.
Основные принципы логики Гегеля
Логика Гегеля состоит из трех частей: учения о бытии, учения о сущности и учения о понятии. Каждая из этих частей делится на разделы. Учение о бытии включает в себя разделы: “Качество”, “Количество” и “Мера”. Учение о сущности состоит из разделов: “Сущность”, “Явление” и “Действительность”. Учение о понятии содержит разделы: “Субъективность”, “Объективность” и “Идея”. Разделы, в свою очередь, делятся на главы. Например, раздел “Качество” в учении о бытии состоит из глав: “Бытие”, “Наличное бытие” и “Для-себя-бытие”. Глава “Бытие”, в свою очередь, включает в себя разделы “Бытие”, “Ничто” и “Становление”.
Отправной точкой развития логики Гегеля является диалектическая триада "бытие-ничто-становление". После прохождения этих трех стадий бытие переходит в состояние наличного бытия. Наличное бытие имеет свои три стадии, после прохождения которых оно переходит в состояние "для-себя-бытия". Для-себя-бытие также имеет три стадии, после прохождения которых оно переходит в состояние количества. Количество после прохождения своих трех стадий переходит в меру, и после прохождения последних трех стадий теория бытия завершается.
Следующей является теория сущности. Логика Гегеля переходит от сущности к явлению и от явления к действительности. Теория сущности сменяется теорией понятия. Понятие переходит от стадии субъективного к стадии объективного понятия и затем к стадии идеи. Идея проходит три стадии развития: стадию жизни, стадию идеи познания и стадию абсолютной идеи, которая и является конечным пунктом развития логики.
Затем в целях истинной самореализации мир логики, то есть мир идеи, вступает в стадию самоотрицания и переходит в царство Природы. Согласно Гегелю, движение Идеи происходит с целью выхода ее за пределы самое себя, иными словами, природа есть самоотчуждение Идеи, отрицание Идеи, существование Идеи в форме инобытия. Царство Природы состоит из трех ступеней: механики, физики и органики (органическая физика).
Кроме того, Идея, выходя за пределы самое себя путем самоотрицания, возвращается в свое собственное лоно путем отрицания отрицания. Идея, прошедшая стадию возвращения в свое лоно через человека, есть дух. Развитие духа проходит через три стадии: субъективный дух, объективный дух и Абсолютный Дух. Абсолютный Дух стоит на самой вершине развития духа. Развитие Абсолютного Духа проходит через три стадии: искусство, религия и философия. Система Гегеля схематически представлена на рис. 10-5.
10.1.2.3. Диалектическая триада "бытие-ничто-становление"
Логика Гегеля начинается с анализа бытия, являющегося отправной точкой процесса достижения идеей высшего состояния Абсолютной Идеи. Ниже мы рассмотрим исходную диалектическую триаду "бытие-ничто-стaновление" учения о бытии, которая лежит в основе логики Гегеля.
Логика Гегеля начинается с бытия 3. Бытие есть все то, что существует. Оно представляет собой наиболее абстрактное из всех понятий, бытие есть чистая неопределенность и пустота. Иначе говоря, по мнению Гегеля, бытие есть отрицательность, то есть ничто. Для Гегеля как бытие, так и ничто являются пустыми понятиями, и между ними он усматривает совсем небольшую разницу 4.
Далее Гегель утверждает, что единство бытия и ничто есть становление. Бытие и ничто являются пустыми абстракциями, тогда как становление, представляющее собой единство двух противоположностей, есть первая конкретная мысль 5.
Именно на основе логической триады "бытие-ничто-становление" была построена логика тезиса-антитезиса-синтеза и логика утверждения-отрицания-отрицания отрицания и т. д., которые обычно рассматриваются как метод Гегеля.
Наличное бытие
Рассмотрев бытие-ничто-становление, перейдем к обсуждению наличного бытия. Наличное бытие есть бытие, имеющее определенную форму, бытие, рассматриваемое конкретно. Если бытие — это все то, что существует, наличное бытие представляет собой нечто. Одним словом, переход от стадии бытие-ничто-становление к наличному бытию есть переход от абстрактного к конкретному. Становление — это противоречие, содержащее в себе бытие и ничто, посредством которых становление выходит за свои пределы и становится наличным бытием.
Таким образом, наличное бытие и есть определенное бытие, обладающее качеством. Определенность наличного бытия Гегель называл качеством. Но хотя мы и можем пользоваться термином “определенный”, необходимо понять, что имеется в виду простая определенность.
Определенность, которая делает бытие наличным бытием, подразумевает утвердительное содержание нечто и одновременно ограниченность. Следовательно, качество, которое делает нечто тем, чем оно является, есть реальность с точки зрения утвердительного аспекта нечто и одновременно отрицание с точки зрения того, что оно не является чем-либо иным. Таким образом, в наличном бытии имеет место единство реальности и отрицания, или утверждения и отрицания. Затем наличное бытие переходит в состояние для-себя-бытия. Для-себя-бытие есть бытие, не связанное с иным, не превращающееся в иное, а всегда остающееся самим собой.