Философия это критика и технологии модернити
Философия – это не кабинетное занятие, философия – это реальная культурно-социальная практика, реальная работа человеческого ума по установлению надежных скреп между разломами человеческой культуры, установка надежных стоек в пещерах ее фундамента. Достигается это путем критики, доходящей до террористических крайностей. Путем этой критики достигается врачевание культуры: очищение наносов, прояснение смысловых основ культуры, лечение злокачественных опухолей её. В данном случае Философ Ландшафта является врачом культуры.
Философия как реальная культурно-социальная практика включена в историю. Без этой реальной включенности в историю, она лишь бессмысленный набор фраз. Когда философия выключается из истории и превращается в архивную работу, то она самоуничтожается. Собственно этот процесс самоуничтожения наблюдается сейчас. Кардинальное лечение современного философского знания именно состоит в обращении философии к истории. Философия приобретет новый жизненный импульс только в историчности человеческого бытия, в присутствии ее в решении реальных забот и проблем культуры. Философия всегда это философия Настоящего, и только с точки зрения бушующего Настоящего она понимает свое Прошлое и инициирует свое Будущее. Только будучи философией своего Настоящего она становится Вечной философией. Именно таковой была философия Гераклита, Платона, Аристотеля и Канта.
К. Ясперс писал: «Будущая мировая философия должна стать пространством, в котором специфическая историчность когда-нибудь имевшего место собственного философствования проясняется в отношении историчности человеческого бытия в целом» (Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. СПб., 2000. С.133). Уместно тут ещё вспомнить выдающегося итальянского философа Б. Кроче (1866-1952), который утверждал, что единственная цель и задача философии – быть методологией истории культуры, видя в этом единственный способ преодоления «метафизической» философии.
1. ФИЛОСОФСКОЕ МЫСЛЕДЕЙСТВИЕ
Философия является реальной культурной практикой, включенной в контекст исторического процесса, в тот или иной тип социальной группы, принимающей тот или иной вид философствования. Как писал, в частности Б. Кроче: «Настоящая философия, в отличие от безжизненных школярских схем, исполнена страстью: чувством добра она питает умственные закоулки, утишает боль душевного подполья. Именно страсть выносит на передний план философских истин историческую ситуацию, готовя ее последующее разрешение провоцируемым действием. Это не стерильное созерцание и поклонение божественной жизни, описываемое фанатичными риторами, хотя и этому можно найти подходящие поводы, и не мучительное освобождение от жизненных тягот. эТо, скорее, всегда непростое соучастие в непрекращающемся творении всегда нового мира. Такой логике отвечает вся история философии, любому из понятий которой так или иначе соответствует жизненная роль» (Кроче Б. Антология сочинений по философии. СПб. 1999. С.22).
Это не только тотальная критика, как известно, именно так понимали философию первое поколение представителей социальной франкфуртской школы, но и тип культурного действия, как понимает её поздний представитель этой же школы Ю. Хабермас.
2. ФИЛОСОФИЯ – МЕТОДОЛОГИЯ ДЕКОНСТРУКЦИИ
Философия является технологией модернизации культуры. Как говорил М. Хоркхаймер: «Подлинная общественная функция философии состоит в критике существующего» (цит. Бабушкин В.У. О природе философского знания. М.,1978 с.128). Её расцвет всегда приходится на периоды, когда со всей остротой встают проблемы модернизации ментальности, социальных форм и систем хозяйствования. Её расцвет приходится на тот период, когда в теле культуры образуются «разрывы» и «складки», в которых начинают «копошиться» разного рода философские концепты. Это относится к периоду возникновения философии как суверенной формы ментальности, т.е. к греческому обществу от времен Солона до времен Александра. Это относится к китайской, индийской и арабской культуре, это относится и к западноевропейскому обществу XVI-XX вв. Ввиду принятого стиля «модернити» в нашей жизни философия сейчас выступает вообще как центральная и структурообразующая ментальная форма, заменив религию. Если отсутствует необходимость модернизации, принимается идеология консерватизма, то философия автоматически преобразуется в процессе культурного творчества в религиозную форму сакрального или секуляризированного типа, постепенно приобретая свойственные религии черты.
Мысль – есть суть процесса модернизации, размышление – суть философии. Мыслить – это означает философствовать. Философия, как технология модернизации, всегда выступала против здравого смысла - носителя традиции. «Философия встает на сторону идиота, как человека без допущений» (Делёз Ж. Различие и повторение. Спб., 1998. С.164). Потому постановка парадоксальных вопросов, особенно со времени Парменида и Зенона, является одной из функций философии. Парадокс разрушает традицию, тренировка в парадоксальных размышлениях формирует ментальность модернизационного типа. Это особенно заметно, к примеру, у представителей мегарской школы, когда в эллинистический период философия и воспринималась в большей степени как игра ума.
К сожалению, эта функция философии часто губительно сказывается на её языке и смысловом содержании философии, которая обычным людям часто непонятна, ибо отрывается от реальностей их жизни. С одной стороны, это полезно, ибо путем «отрыва» формируются новые области понимания, новые перспективы мысли, - а именно в этом состоит суть философии как технологии модернизации. Но, во всем должна быть мера, ибо излишняя гипертрофированность языка и смыслов приводит к прямом противоположному результату, - непонятный язык и смысловая сумбурность философствования не будит у людей мысль, не открывает им новые горизонты реальности, а, наоборот, закрывает все горизонты, приводит саму философию к отрыву от действительности, философия сводится в внутрицеховым словопрениям «посвященных», а культурная функция философии как технологии модернизации не выполняется.
Но иногда эта «инновационная болезнь» приобретает уродливые формы, что позволяет некоторым говорить о бессмысленности философствования, делать вывод о бесполезности философии. Как, к примеру писал Э.Б. Кондильяк: «Таков в общем характер философских школ: стремящиеся к исключительному господству, они редко ищут истину, больше всего хотят быть оригинальными. Они рассматривают пустые вопросы, выдают свои грезы за истолкования природы. Наконец, занятые тем, чтобы нанести друг другу вред, а себе создать новых приверженцев, школы используют для этого всякие средства и все приносят в жертву взглядам, которые хотят распространять» (Кондильяк Э.Б Сочинения: в 3-х т. Т.3. М.: Мысль, 1983.с.231)
«…скептицизм есть привал для человеческого разума, где он может обдумать свое догматическое странствование и набросать план местности, где он находится, чтобы избрать дальнейший свой путь с большей уверенностью, но это вовсе не место для постоянного пребывания; такая резиденция может быть там, где достигнута полная достоверность познания самих предметов или границ, в которых заключено все наше знание о предметах» (Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М. 1964. Т.3. С.632).
Технология модернизации выступает в разных формах. Во-первых, модернизация идет путем, деконструкции ментальности самого субъекта: во-вторых, путем деконструкции понимания мира этим субъектом. Это приводит к различению форм философии на «идеалистические» и «материалистические», но это различение может иметь лишь «пропедевтический» характер, который при более подробном анализе «снимается», а выступает на первый план та роль и значение, которую выполняет та или иная философия в качестве технологии модернизации. Эту задачу философия решает в разных формах. Главный же метод модернизации состоит не в отвержении традиции, а, как правило, в прояснении и уточнении существующей традиции. Возможен и иной вариант – обращение к более древней традиции.
3. АБСУРДНЫЙ РАЗУМ
Философ создает фикции (Г. Файхингер) – концептуальные замыслы, которые создают лишь предпосылки для зарождения каких-либо религиозных систем, художественных творений, научных теорий, но сами таковыми не являются. Удивителен факт, что, к примеру, совершенно ненаучная концепция С. Киркегора привела Н. Бора к его квантовой теории и к принципу дополнительности, т.е. как та или иная философская концепция порождает разнообразнейшие символические формы в менталитете. Суть философской концепции не в ее истинности или соответствии реальности, а в том, что она образует энергетические потенциалы, порождающие религии, творения искусства и научные теории, которые отвечают тем или иным потребностям человеческой культуры
Это абсурдное образование ментальности – оно конструирует абсурды, которые своими импульсами взрывают устоявшиеся ментальные структуры, вызывая в ней инновационные процессы.
Как верно подмечал в своем «Левиафане» Т. Гоббс человеку свойственно не только говорить, писать и размышлять, но и «человеческое превосходство связано с противоположной привилегией, а именно привилегией абсурдов, которым подвержено ни одно живое существо, кроме человека. А из людей более всего подвержены им те, кто занимается философией. Очень верно Цицерон где-то сказал, что нет такого абсурда, которого нельзя было бы найти в книгах философов» (Гоббс Т. Сочинения в двух томах. Т.2 М.,1991 с.33)
Возвращаясь далее к этой теме при анализе типов речи и неправильных форм её употребления он пишет следующее: «Есть еще недостаток в рассуждениях людей, которые также может быть причислен к видам сумасшествия, именно то злоупотребление словами, о котором я сказал раньше в главе V, говоря об абсурдах. Это когда люди говорят такие слова, в сочетании которых нет никакого смысла, но которыми одни просто пользуются, не понимая этих слов, воспринятых от других и заученных, другие- ставя целью ввести в заблуждение нелепостью. И это свойственно исключительно тем, кто вроде схоластиков разговаривает о непонятных предметах или обсуждает вопросы темной философии» (там же с.61)
Философ вообще творец абсурда, парадоксально, но именно само существование человека является абсурдом в этом мире. Самое главное, люди склонны прислушиваться к абсурдному, ибо абсурд – это уход от каких-то заданных схем, сулящий какие-то новые пути. Человек и произошел от обезьяны благодаря абсурдным решениям, которые не соответствовали заданным обезьяне генетическим программам видения мира и поведения. Р. Карнап был абсолютно прав объявив, что философские предложения не поддаются верификации, имеют квазисинтаксический характер. И это действительно так, но эти предложения, как сам он подчеркивает не являются и «неподлинными», они, следовательно имеют какой-то иной характер – этот характер состоит в том, что они создают и инициируют «возможные миры», возможные концептуальные направления Мысли.
Как пишет И.Т. Касавин: «…заблуждение – продукт высокоорганизованного мышления» (Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М. 1990. С.7)
Именно роль философии состоит в том, чтобы дать набор абсурдных с точки зрения обыденного мировоззрения решений. В этом состоит роль философии в создании науки, в создании, как ни странно, научных предложений и высказываний. Правильно подчеркивает один их лидеров современной русской философии В.С. Степин: «Как правило, в фундаментальных областях исследования развитая наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте (иногда практическое освоение таких объектов осуществляется даже не в ту историческую эпоху, в которую они были открыты). Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры. Такую «стыковку» обеспечивают философские основания науки. В их состав наряду с обосновывающими постулатами входят также идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов – новых онтологий и новых представлений о методе»(Степин В.С. Теоретическое знание. М. 2000. С.260-261). Далее он пишет: «Если в культуре не сложилась категориальная система, соответствующая новому типу объектов, то последние будут восприниматься через неадекватную сетку категорий, что не позволит науке раскрыть их существенные характеристики. Адекватная объекту категориальная структура должна быть выработана заранее, как предпосылка и условие познания и понимания новых типов объектов. Но тогда возникает вопрос: как она формируется и появляется в науке? Ведь прошлая научная традиция может не содержать категориальную матрицу, обеспечивающую исследование принципиально новых (по сравнению с уже познанными) предметов. Что же касается категориального аппарата обыденного мышления, то, поскольку он складывается под непосредственным влиянием предметной среды, уже созданной человеком, он часто оказывается недостаточным для целей научного познания, так как изучаемые наукой объекты могут радикально отличаться от фрагментов освоенного в производстве и обыденном опыте предметного мира.
Задача выработки категориальных структур, обеспечивающих выход за рамки традиционных способов понимания и осмысления объектов, во многом решается благодаря философскому познанию.*
Философия способна генерировать категориальные матрицы, необходимые для научного исследования, до того как последнее начинает осваивать соответствующие типы объектов. Развивая свои категории, философия тем самым готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийного аппарата» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.; 2000. С.263-264)
4. ФИЛОСОФИЯ – ЭТО ИДЕОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТЕРРОРИЗМА
Философ всегда взрывает устоявшиеся система ментальности, общества и типы деятельности, выпуская в мир «красные бригады» философских концептов
Философ – это генератор инноваций, изгой-революционер и чудак-изобретатель
Философы – это шахиды культуры.
Как правило, после того как произошел процесс революционных преобразований, от такого типа людей общество избавляется.