Тема 5. Философия науки
Взаимосвязь философии и науки. Философия науки.
Предмет и структура «Философии науки».
Основания и философские проблемы науки.
Эпистемология и философия науки.
Опорный конспект теоретического материала
1. Философия науки в Античную эпоху: совершенствование рациональной обработки эмпирического материала с помощью математических моделей (аксиомы, теоремы), а не реальных объектов; мыслительная свобода граждан, которая не зависела от положений религии, и не была связана с жесткой регламентацией индивидуальной и общественной жизни; формирование рационально-критического мировоззрения; начала формироваться и «наука доказывающая»; становление натурфилософии, как преимущественного философско-умозрительного истолкования природы.
Философия науки в Средневековье: теологическая картина мира; главенство религии над философией; ассимиляция идей Платона и Аристотеля; лишение свободы поиска в науке и скованность ее предрассудками и заблуждениями; образование европейских университетов; развитие алхимии, астрологии, логики на Западе и математики, физики, астрономии, медицинских знаний на Востоке.
Философия науки в Новое время: становление научной методологии; развитие механистической картины мира; главенство принципа жесткого детерминизма; рождение на основе философии отдельных направлений научного знания.
2. Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки.
Разделы философии науки: философия математики, философия физики, философия химии, философия биологии, философия экономики и т.д.
Предмет философии науки: общие закономерности и тенденции научного познания; «алгоритм открытия», динамика развития научного знания; методы исследовательской деятельности.
Вопросы философии науки: что такое научное знание; как оно устроено; каковы принципы его организации и функционирования; что собой представляет наука как производство знаний; каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин; чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют?
3.В основания науки принято включать: идеалы и нормы познания в той или иной области; научную картину мира; философские основания.
Философские основания науки - это самые общие мировоззренческие идеи и принципы, стандарты и понятийный аппарат науки, которые формируются в рамках философии науки.
Философские регулятивы: вероятностный подход; потребность в междисциплинарных исследованиях; принцип развития; принцип неопределенности; интеграция подходов естественно-научного и гуманитарного знания.
Основные концепции философии науки: позитивизм - источником подлинного (позитивного) знания является совокупный результат специальных наук, которые связаны с опытом и с экспериментом; неопозитивизм – научное знание должно быть общезначимо, оно достижимо при помощи особого языка - языка науки («язык математики», физики, лингвистики и пр.); постпозитивизм - наука тогда настоящая наука, когда её принципы могут быть опровергаемы некоторыми фактами.
4. Проблематика философии как эпистемологии: проблема объективности; основания истинности, адекватности познавательного процесса; формирование реалистического и рационалистического языка.
Виды эпистемологии XX в.: эволюционная, генетическая, натурализованная, гипотетико-дедуктивная, кумулятивистская, антропологическая, историко-эволюционная и др.
Философия рассматривает процесс познания с нескольких позиций: с позиции гносеологии охватывается весь познавательный процесс в целом, начиная от исходных предпосылок и кончая результатами; с позиции методологии происходит обеспечение научного и социального познания социально выверенными и апробированными правилами, нормами и методами действия; с позиции эпистемологии она устремлена к выявлению оснований знаний о реальности и условий истинности.
Вопросы для самоконтроля
Как взаимосвязана философия и наука?
Каков предмет и структура философии науки?
Какие проблемы рассматривает философия науки?
Как проявляется многообразие форм человеческого знания?
Тексты для анализа
Вопросы и задания к текстам
Как А. Бергсон описывает взаимосвязь науки и философии?
Как Вернадский характеризует философию науки?
Назовите принципы науки согласно Г.В.Ф. Гегелю?
Охарактеризуйте связь научных и гносеологических принципов?
Фрагменты философских трудов
АНРИ БЕРГСОН – крупнейший философ XX века, представитель интуитивизма и философии жизни (1859–1941 г.)
Наука и философия
На первый взгляд может показаться благоразумным предоставить исследование фактов позитивной науке. Физика и химия будут заниматься неорганизованной материей, биологические и психологические науки станут изучать проявления жизни. Задача философа тогда очерчивается точно. Он получает из рук ученого факты и законы, и, пытается ли он превзойти их, чтобы постичь глубинные причины, или считает невозможным идти так далеко, что и доказывает самим анализом научного познания, — в обоих случаях он испытывает к фактам и к отношениям, переданным ему наукой, такое почтение, какого требует нечто уже установленное. К этому познанию он приложит критику познавательной способности и, в случае необходимости, метафизику; что касается самого познания в его материальности, то он считает его делом науки, а не философии.
Но разве не очевидно, что это так называемое разделение труда приводит к тому, что все запутывается и смешивается? Метафизику или критику, право на создание которых философ оставляет за собою, он получает в готовом виде от позитивной науки, ибо они содержатся в ее описаниях и анализах, всю заботу о которых он предоставил ученому. Не желая с самого начала касаться фактической стороны вопросов, он оказывается вынужденным в вопросах принципиальных просто-напросто формулировать, в более точных выражениях, те неосознанные и, стало быть, необоснованные метафизику и критику, которые очерчиваются самим отношением науки к реальности. Не стоит обманываться внешней аналогией между вещами природными и человеческими. Мы здесь не в юридической области, где описание факта и суждение о факте — две вещи разные по той простой причине, что там над фактом и независимо от него существует изданный законодателем закон. Здесь же законы находятся внутри фактов и соответствуют тем линиям, по которым совершалось рассечение реального на отдельные факты. Нельзя описать вид предмета без предварительного суждения о его истинной природе и его организации. Форму нельзя полностью отделить от материи, и тот, кто сначала предоставил философии только принципиальные вопросы и тем самым пожелал поставить философию выше науки, подобно тому, как кассационный суд ставится выше суда присяжных и апелляционного суда, — тот вынужден будет постепенно свести ее к простой протоколизации, задачей которой станет — самое большее — формулировка в более точных выражениях не подлежащих обжалованию приговоров …
Цель философии — умозрение, то есть видение; ее позиция по отношению к живому не является позицией науки, которая стремится только действовать и которая, умея действовать лишь через посредство инертной материи, рассматривает и остальную реальность только под этим углом зрения. Что же будет, если философия полностью предоставит позитивной науке факты биологические и психологические, как по праву уступила она ей факты физические? Она примет a priori механистическую концепцию всей природы, концепцию непродуманную и даже бессознательную, исходящую из материальной потребности. Она примет a priori. доктрину простого единства познания и абстрактного единства природы.
С этого времени философия может считаться завершенной. Философу останется только выбирать между метафизическим догматизмом и метафизическим скептицизмом, которые основаны, по сути, на одном и том же постулате и не прибавляют ничего к позитивной науке. Он может гипостазировать единство природы или — что сводится к тому же самому — единство науки в существе, которое будет ничем, ибо оно ничего не создает, — в бездейственном Божестве, просто обобщающееся в себе все данное, либо в вечной Материи, из недр которой изливаются свойства вещей и законы природы, либо, наконец, в чистой Форме, которая стремится охватить неуловимую множественность и которая будет, по желанию философов, формой природы или формой мышления. Все эти философии на разных языках скажут, что наука вправе обращаться с живым, как с инертным, и что нет никакой существенной разницы, не нужно проводить никакого различия между результатами, к которым приходит интеллект, прилагая свои категории, — будет ли он пребывать в инертной материи или устремится навстречу жизни.
А между тем во многих случаях чувствуется, что рамки разрываются. Но так как с самого начала не было установлено различие между инертным и живым, — между тем, что заранее приспособлено к рамкам, куда его вкладывают, и тем, что держится в них лишь при условии исключения из него всего существенного, — то приходится одинаково подвергать подозрению все, что заключено в рамках. За метафизическим догматизмом, возводившим в абсолют искусственное единство науки, последуют тогда скептицизм или релятивизм, который обобщит и распространит на все результаты науки искусственный характер некоторых из них. Отныне философия так и будет колебаться между доктриной, считающей абсолютную реальность непознаваемой, и той, чье представление об этой реальности говорит нам не более того, что говорила наука. Желая предупредить всякий конфликт между наукой и философией, жертвуют философией; но при этом не много выигрывает и наука. И, стремясь избежать мнимого порочного круга, то есть использования интеллекта с целью его же превзойти, попадают в весьма реальный круг, старательно отыскивая в метафизике единство, которое с самого начала было дано a priori, — единство, принятое слепо, бессознательно, одним тем, что весь опыт был предоставлен науке, а вся реальность — чистому разуму.
Начнем, напротив, с того, что проведем демаркационную линию между инертным и живым. Мы обнаружим, что первое естественным образом входит в рамки интеллекта, — второе же поддается этому лишь искусственно, а потому и нужно занимать по отношению к живому особую позицию и смотреть на него по-иному, чем позитивная наука. Философия, таким образом, овладевает областью опыта. Она вмешивается во множество вещей, которые до сих пор ее не касались. Наука, теория познания и метафизика оказываются перенесенными на одну почву. Вначале это вызовет у них некоторое замешательство. Всем троим будет казаться, что ими что-то утрачено. Но в конце концов все трое извлекут пользу из встречи.
Научное познание и в самом деле могло возгордиться от того, что его утверждениям приписывали одинаковую ценность во всей области опыта. Но именно потому, что все эти утверждения были поставлены в один ряд, они в конце концов оказались зараженными одной и той же относительностью … Поэтому в этой новой области науку должна сопровождать философия, чтобы научная истина дополнялась познанием другого рода, которое можно назвать метафизическим. Тем самым возвышается всякое наше познание, и научное и метафизическое. Мы пребываем, мы движемся, мы живем в абсолютном. Наше знание об абсолютном, конечно, и тогда не полно, но оно не является внешним или относительным. Благодаря совместному и последовательному развитию науки и философии мы постигаем само бытие в его глубинах.
Бергсон, А. Творческая эволюция [текст] / А. Бергсон. - М.: КАНОН-пресс, 1998. с. 201-205