Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Неотомизм

Современная религиозная философия не является однородной. Она представлена совокупностью учений (школ и доктрин), подчас полемизирующих друг с другом и связанных с различными конфессиями (конфессия - вероисповедание). Католические религи­озно-философские учения представлены неотомизмом (главная составляющая неотомистского учения — это дуализм бытия (Бог) и сущего (Природа). Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, а процессы — как переход потенции в актуальность. Вещи, созданные Богом, рассматриваются как субстанции, о которых можно судить по их сущности и существованию. Неотомисты называют себя "реалистами", так как признают внешний материальный мир, но как часть более широкого бытия, в которой есть место другой реальности — Богу.), неоавгустинизмом и тейярдизмом. С протестантизмом связаны либеральная теология, "теоло­гия кризиса" и "новая радикальная теология". В рамках православия сформировались "академическая философия", "метафизика всеединства", а также философия "нового религиозного сознания". Следу­ет подчеркнуть, что сегодня философские идеи разра­батываются также с использованием догм ислама, буддизма и других религий.

Остановимся специально на философии, опирающаейся на христианское ре­лигиозное мировоззрение.

Главной чертой религиозно-философских учений является содержащееся в них явное или скрытое дока­зательство необходимости существования религии и полезности ее благотворного влияния на человека. Вместе с тем современная религиозная философия - это не религия, а философия, причем идеалистическая, особая система онтологических, гносеологических, ан­тропологических и др. принципов бытия, познания и оцен­ки мира. В основе религиозной онтологии лежат учения о боге и доказательства его существования, деления бытия на высшее и низшее. Доказательства бы­тия бога могут быть рациональными, построенными по канонам разума и науки, или иррациональными, апел­лирующими к мистическому откровению, человече­ской психологии, эмоциям.

Гносеологические принципырелигиозной философии основываются на разделении объектов познания на естественные, земные и сверхъ­естественные, небесные. В соответствии с установкой на удвоение мира, задачи и цели познания также уд­ваиваются. Например, постижение Бога складывается как из непосредственного, черезоткровение, так и опосредствованного, т.е. изучения воплощений бога в природе.

Современная религиозная антропологиявключает в себя теологическое решение многообраз­ных актуальных человеческих, общественно-политических и соци­альных проблем. При этом в ней человеческая деятельность сопрягается с действием вечных, абсолютных причин, божественным провидением, вечной моралью. Религи­озное учение об отношении человека к богу и бога к человеку является антропологическим ядром и методо­логической предпосылкой решения всех философских проблем. Это решение оказывается отчасти свободным от конфессиональной принадлежности представителей различных философских школ и поэтому можно гово­рить о современной религиозной философии как це­лом.

19. Социально-философские и гуманистические идеи в бело­русской философии в эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.).

Большое значение оказала западно-европейская мысль на духовную жизнь Беларуси в период вхождения в Великое княжество Литовское и Речь Посполитую. Это была эпоха Возрождения. Одна из самых крупных фигур этого времени –Ф.Скорина (1490-1551). Он рассуждал о привязанности живых существ к родным местам, о человеколюбии и справедливости. Скорина перевел Библию на белорусский язык. Сама идея перевода на понятный обычным людям язык шла в русле идей гуманизма и просветительства, была созвучна идеям Реформации церкви (Лютер перевел Библию на немецкий язык и считается основоположником современного немецкого языка), выражала свободомыслие Скорины.

Сымон Будный (1533-1593) использовал идеи реформации в борьбе за белорусскую культуру. Он подчеркивал роль знаний, индивидуального разума, говорил о разумности общества, основанного на частной собственности. Библию можно познать с помощью разума (был кальвинистом). Представителем реформации является и Михаил Литвин.

Потом начинается контрреформация католической церкви. Принимается Уния (1590г., которая была отменена в 1946г.), по которой догматы были католическими, а обряды – православными. В 1697 г. белорусский язык был официально запрещен в государственном делопроизводстве и книгопечатании Речи Посполитой.

Новое время 17 век выдвигает таких мыслителей как К.Лыщинский, С.Полоцкий, К.Нарбут и др.

Казимир Лыщинский (1634-1689). Он отрицал бессмертие души, рай и ад. Бога называл химерой человеческого сознания. Свои взгляды он изложил в работе «О несуществовании Бога». За атеистические взгляды был казнен.

Симеон Полоцкий (1629-1680) сыграл большую роль как просветитель белорусский и, после отъезда в Москву, как просветитель российский. Один из основателей славяно-греко-латинской академии (первое высшее образовательное учреждение в России). Был наставником царских детей. Основал большую библиотеку, знакомившую с античными и др. зарубежными философами.

В 17-18 веках развиваются идеи, которые приходят с Запада – идеи естественного права, гражданского договора, просвещения. Можно назвать такую фигуру как Георгий Конисский (1717-1795). Он родился, вырос и получил образование на Украине и был послан епископом в Могилев. В то время в Речи Посполитой, куда входила Беларусь, господствовал католицизм, православных называли диссидентами. Конисский выступает за свободу вероисповедания. О его взглядах высоко отзывался Вольтер. Конисскому были знакомы идеи договорного происхождения государства, научные достижения того времени. Его деятельность повлияла на раздел Речи Посполитой и присоединение к Российской империи. Правда, российский царизм его тоже разочаровал, т.к. не дал возможности национального развития белорусскому народу.


Наши рекомендации