Философия в исторической динамике культуры - Специфика и методы философского мышления

Структура философского знания

У стоиков (4 в. до н.э.) эта структура приняла след. вид: философия начиналась с логики; после физика как учение о природе; после - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). В 17 веке благодаря Бэкону и Декарту углубленную разработку получила теория познания (гносеология), которая рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. Кант говорит о 3 частях ф., соотнося их с 3 способностями души: познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, иными словами - ф. как учение о единстве истины, добра и красоты. Гегель: логика (=диалектика и теория познания), ф. природы и ф. духа (комплекс ф. наук о г-ве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой ф.). Структурирование ф. осуществляется согласно принципам: онтологический (принцип обозначения и выделения первичного, ведущего основания ф. системы); исторического (согласно которому различаются процессы истории фил.зания); предметно-понятийный (определяет конкр. области специфич. фил. знания); методологический (характерные особенности метода объяснения и понимания).В онтологии 2 течения: материализм и идеализм (см. ниже). Гносеология - учение о познании. Сенсуализм - фил. концепция, утверждающая необходимость чувств. взаимодействия в процессе познания; нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах; разум - вспомогателен.

Определение предмета философии как проблема

Ф. возникает в Индии и Китае (12-8 в. до н.э.). Форму самостоятельного знания принимает в греческой ф. С 6 в. до н.э. ф. выделяет себя как знание о первоначалах бытия. Рефлексия - способ объяснения бытия (лат. - размышляю, проникаю в сущность). Ф. - это способ постижения мира, а именно: умозрительный и рефлексивный. Ф. одновременно знание о ценностных ориентациях человека и его деятельности. 4 компонента ф.: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), праксиология (учение о способах действования человека в бытии), аксиология ( учение о ценностных ориентациях человека). Ф. взаимодействует с научным знанием своего времени, конкретизируется осн. потребностями своего времени и многообразием мира.Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Что же такое наш мир в целом, имеет ли он какой-либо смысл или разумную цель? У науки нет ответа. Решение лежит в области ф. Бертран Рассел (1872-1970): философия "представляет собой размышление о предметах, знание о которых еще невозможно". Аристотель (384-322 до н.э.) в качестве критерия предмета ф. выделял степень "общего". Ф. занимается более общими, вечными и божественными первоначалами. Она показывает нам первоначала бытия и познания. Философия - это учение о первопричинах или о первосущностях вещей.

Философия в исторической динамике культуры - Специфика и методы философского мышления

Деятельность в любой ее форме определяется комплексом факторов, среди которых существенную роль выполняет метод, задающий совокупность и последовательность приемов и процедур по теоретическому или практическому освоению объекта.

Своими истоками проблема метода восходит к ранним этапам становления цивилизации, когда в актах практического освоения реальности человек избирательно селектировал формы и приемы взаимодействия с окружающей действительностью. В процессе исторического развития философии разрабатывались различные методы познания, обосновывались их эвристические и операциональные возможности не только в философском, но и в научном исследовании. Диалектический метод Платона, опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, диалектико-материалистический метод К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля – эти и другие методы познания определили специфику становления и развития не только основополагающих философских учений, но и форм их влияния на интеллектуальную и социокультурную историю человечества.

Важнейшим достижением философского осмысления проблемы метода познания в эпоху классики явилось обоснование двух фундаментальных идей. Осознание методологического потенциала этих идей позволяет отличить метод философского познания от метода науки и обыденного мышления. Предмет философии не может быть постигнут посредством наблюдения или эксперимента, он не воспроизводится в формах чувственного или эмпирического познания. Для того чтобы теоретически реконструировать этот предмет и освоить его в системе категориальных связей и сущностных характеристик, необходимо использовать специфические методы философского познания.

Специфику классического философского мышления нельзя адекватно определить без уяснения его принципиальной рефлексивности. В отличие от частных наук, различных формообразований культуры и обыденного сознания философия, как правило, стремилась зафиксировать в языке своих категориальных определений интегральное представление о культуре как целостности и выразить его в совокупности предельных ее оснований. Не менее важно указать и на такую черту философского мышления, как его принципиальная эвристичность и творческий характер. Творческая и креативная направленность философского мышления определяет наличие такой важнейшей его характеристики, как критическое осмысление реальности и неприятие укоренившихся догм и стереотипов сознания.

Наши рекомендации