Основное начало скептицизма состоит в том, что всякому положению можно противопоставить другое, равное ему, поэтому следует отказаться от всяких утверждений (догм). 5 страница

Окончательный разрыв Л. Фейербаха с идеализмом относится к 1839 г., когда была опубликована его работа “К критике философии Гегеля”. В ней он материалистически решал вопрос философии, а природу, бытие и материю рассматривал как реальность, с необходимостью порождающую мыслящий разум. В 1841 г. вышел главный труд мыслителя – “Сущность христианства”. В последующие годы были опубликованы такие работы, как “Предварительные тезисы к реформе философии” (1842), “Основные положения философии будущего” (1843) и другие.

Л. Фейербах приветствовал революцию 1848 г. Он был депутатом франкфуртского национального собрания (1848). В последние годы жизни проявлял интерес к социальным и экономическим проблемам, изучал “Капитал” К. Маркса, а в 1870 г. вступил в социал-демократическую партию Германии.

Первейшую задачу философии он видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Он рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга. В основе религии – вера в догматы, философии – знание действительной природы вещей. Живучесть религии мыслитель объяснял не только обманом и невежеством людей, но и условиями их жизни. Первоисточник религиозных иллюзий он усматривал в чувстве зависимости, ограниченности, бессилии человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Бессилие ищет выход в порождаемых фантазией надежде и утешении – так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований. “Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что он имеет представление о блаженстве, но и потому, что он сам хочет быть блаженным; он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным; он верит в бессмертное потому, что сам не желает умереть”. (Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. – Т. 2. – М., 1955. – С. 713). Религия, следовательно, возникла из отчуждения человеческой сущности посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Бог есть то, чем человек хочет быть. “Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо” (Там же, с. 320). Очевидна трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец бога – человек – рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности. Религия, по выводу Л. Фейербаха, парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздаяния.

Освобождение от религиозных заблуждений мыслитель видел в понимании человека не как творения бога, а как наиболее совершенную часть природы. Природа же существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли люди. Вне природы и человека нет ничего, а высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, – лишь фантастические отражения нашей собственной сущности.

Так критика религии переросла у Л. Фейербаха в критику философского идеализма, прежде всего – немецкого классического идеализма. Основной порок идеализма он усматривал в отождествлении бытия и мышления. “Мысленное бытие не есть действительное бытие... Образ этого бытия вне мышления – материя, субстрат реальности” (Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. – Т. 1. – М., 1955. – С. 175–176).

Идеалистическая философия, с его точки зрения, представляет собой спекулятивную теологию. Философ, рассуждающий об абсолютном разуме, якобы образующим скрытую основу всего существующего, по сути дела лишь утонченным образом излагает религиозные представления о боге и сотворении мира. Однако Л. Фейербах не ставил знака равенства между идеалистической философией и религией, он указывал и на то, что рационалистическое истолкование религии идеализмом ведет к противоречию с религиозными догмами, которые по самой своей сути непримиримы с наукой, разумом, логикой. Теизм понимает бога как чувственное существо, личность, находящуюся вне мира; идеалистическая же философия превращает бога в безличный дух, рассматриваемый как внутренняя сущность самой действительности. Следовательно, спекулятивная философия расчищает путь пантеизму, отождествлению бога с природой. В этом смысле философия Г. Гегеля есть идеалистический пантеизм, а философия Б. Спинозы – пантеистический материализм.

В центре учения Л. Фейербаха – человек, как “единственный, универсальный и высший предмет философии” (Там же, с. 202). Он отверг идеалистическую трактовку, по которой человек рассматривался, прежде всего, как духовное существо. У него человек предстал психофизическим единством, единством души и тела. Тело в его целостности составляет сущность человеческого “Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от тела, дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом.

Как видно, сущность человека ученый трактовал биологически. Индивид у него – не исторически-духовное образование, как у Г. Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Такой подход к исследованию человека в философии называется антропологическим. (antronos + logos). Его сторонники усматривают в понятии “человек” основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из нее можно разработать систему представлений о мире.

Л. Фейербах ввел антропологизм в философию, обосновал его как теоретический и методологический принцип. У него он стал основой критики религии и немецкого классического идеализма, а также свидетельством ограниченности его философской позиции. Мыслитель критиковал идеализм в основном с позиций метафизического материализма, вследствие чего он вместе с гегелевским идеализмом отверг и гегелевскую диалектику.

Правда, в учении Л. Фейербаха имеются элементы диалектики. В частности, он признавал объективный характер отрицания, говорил о борьбе между новым и старым, об отрицании отрицания в том смысле, в каком понимал этот процесс Г. Гегель. Однако это были всего лишь отдельные замечания, поскольку проблема развития и всеобщей связи явлений, по существу, не привлекла его внимания. Еще более далек философ от понимания диалектики как логики и подлинно научного метода исследования. В представлении Л. Фейербаха диалектика – это лишь известный еще в античном мире способ ведения философской дискуссии, путь отыскания противоречий в суждениях собеседника. Истинная диалектика не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Ты.

Таким образом, ученый разоблачил тайну идеализма – религию, но он не смог противопоставить диалектическому идеализму новую форму миропонимания – диалектический материализм.

Односторонность, метафизичность антропологизма Фейербаха в наибольшей степени обнаруживается в его учении о человеке. Реальную жизнь людей, сущность человека он понимал абстрактно, вне связи с определенными историческими общественными отношениями. В действительности же человек является не только природным существом, но еще историческим и социальным. Его сущность не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, а совокупность всех “общественных отношений”. Как социальное существо человек есть субъект и объект общественных отношений. Специфика же сущности каждого индивида определяется особенностями интериоризации общественных отношений в его внутреннюю структуру. Следовательно, человеческая сущность однозначно социальна. Она формируется, развивается, постоянно совершенствуется.

Неисторическое понимание человека помешало Л. Фейербаху до конца понять исторически преходящий характер религии. Он часто говорил о том, что религиозно-фантастическое представление о мире неизбежно исчезнет, человек отвергнет мистическое представление о своей сущности, добьется на земле того, что религия обещает ему в загробном мире. Вместе с тем он полагал, что религия отражает и нечто извечно присущее человеку, хотя и в извращенной форме, что поэтому религиозное чувство непреодолимо. Таким “извечно присущим человеку” у мыслителя выступает любовь к людям. Любовь же к богу есть отчужденная форма человеческой любви. Отсюда любовь – истинная религия, религия без бога.

Такое расширительное толкование религии – наиболее слабое звено фейербаховского антропологизма. Оно ведет к своеобразному определению религиозного чувства, к переоценке исторической роли религии. В работах ученого она нередко трактуется чуть ли не как главная форма духовной жизни людей. Атеист Л. Фейербах, таким образом, провозгласил себя реформатором религии. Он не понял того, что научная критика религии не исчерпывается сведением религиозных представлений к их земному содержанию. Главное в ней – анализ материальных причин религиозного удвоения мира.

В теории познания философ выступил как сенсуалист. Он полагал, что ощущение составляет единственный источник человеческого познания, что только то, что дано человеку через органы чувств, обладает подлинной реальностью. Он отверг возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее приобретением идеалистической спекуляции.

В теории познания фейербаховский антропологизм выразился в новой интерпретации понятия “объект”. Оно первоначально формируется в опыте человеческого общения, поэтому первый объект для всякого человека – это другой человек, “Ты”. Любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым – к признанию существовавших вообще внешних вещей.

Антропологический подход характерен также для социологических этических воззрений Л. Фейербаха. Это наименее разработанная часть его учения. Он не смог материалистически понять социальную жизнь, общественное сознание, нравственность. Движущими силами истории у него выступают человеческие чувства и страсти, то есть нечто реальное, но не материальное. Точка зрения ученого здесь натуралистическая. Ее исходным пунктом является антропологическая характеристика человеческой чувственности как главной и определяющей силы поведения каждого индивида и общества в целом.

Согласно его концепции, человек действует по велению чувственности. Формы чувственности многообразны: любовь к жизни, стремление к счастью, интерес, потребность, удовольствие и другие. Следуя своим чувствам, человек действует по необходимости и свободно. Когда человек действует свободно? Лишь тогда, когда он действует с необходимостью. Для Л. Фейербаха свобода – это также единство человека с условиями, в которых проявляется его сущность. Птица свободна в воздухе, рыба – в воде, человек свободен там и тогда, где и когда условия его жизни позволяют ему удовлетворять свое естественное стремление к счастью, к реализации своих способностей. Такая абстрактная, натуралистическая концепция свободы аналогична с позицией просветителей XVIII в., ее требованием привести условия человеческой жизни в соответствие с человеческой природой, сделать эти условия человечными. Например, если все люди от природы равны, следовательно, сословные и всякие иные привилегии противоречат человеческой природе и должны быть отвергнуты. Но каким образом? У Л. Фейербаха чудотворцем опять выступает любовь. Любовь – сущность и цель человеческой жизни, решающая сила, в том числе и нравственного прогресса.

Таким образом, противоречия жизни, их материальные, социальные и духовные основания оказались у философа незамеченными. Вместо изучения действительных, живых людей в их историческом действии он создал культ абстрактного человека – ядро новой религии. Необходим был переход к науке о человеке и обществе. Эту задачу выполнил диалектический материализм.

Как подчеркнул Ф. Энгельс в своей работе “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”, Л. Фейербах как философ остановился на полдороги, был “материалистом внизу” (то есть в объяснении природы), “идеалистом вверху” (в объяснении общества). Л. Фейербах утверждает, что нет ничего выше ее. “Созерцайте же при­роду, созерцайте человека” – призывает философ. Идеализм Л. Фейер­баха в понимании общественной жизни обнаруживается в том, как он строит социологические гуманистические воззрения на чисто этической основе, то есть любовь является средством и целью осуществления гармонического сообщества.

Философией Л. Фейербаха завершается немецкая классическая философия. Ее историческое значение состоит в разработке диалектического миропонимания и метода. Она явилась теоретическим основанием создания и развития качественно нового направления в философии – диалектического материализма.

Контрольные вопросы

1. Что такое категорический императив И. Канта?

2. Как понимать выражение И. Канта – “вещь в себе”?

3. Каковы, по И. Канту, три основных вопроса разума?

4. Что такое абсолютная идея у Г. Гегеля?

5. Что такое антиномии?

6. Как И.Г. Фихте трактует соотношение “Я” и “не-Я”?

7. Как в философии Ф. Шеллинга согласуется субъективное и объективное?

8. О необходимости какой особой новой религии говорит Л. Фейербах?

9. В чем заключается антропологическая философия?

10. Как надо понимать высказывание Ф. Энгельса о Л. Фейербахе: “материалист внизу, но идеалист вверху”?

Литература

1. Антология мировой философии. – Т. 3. – М., 1970.

2. Асмус В.Ф. Эммануил Кант. – М., 1970.

3. Бур М. Фихте. – М., 1965.

4. Дворцов А.Т. Гегель. – М., 1972.

5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М., 1989.

6. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

7. Мир философии. – Т. I. – М., 1991.

8. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т. 21. – М.; 1972.

9. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.

10. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

11. Ильин В.В. История философии. – С.Пб., 2005.

ТЕМА 8
ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

План

8.1. Становление и развитие марксизма.

8.2. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма.

8.3. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европей­ские концепции.

Возникновение марксизма было закономерным явлением в истории философии. Оно подготовлено социально-экономическими при­чинами и предшествующим развитием общественной жизни. Марксистская философия является наследницей многих высших достижений европейской философской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII – начала XIX вв. Как указывал В. Ленин, вся гениальность К. Маркса заключалась в том, что он ответил на вопросы, поставленные его выдающимися предшественниками; при этом он “опирался на прочный фундамент человеческих знаний, завоеванных при капитализме” (Ленин В.И. Полное собрание сочинений: В 50 т. – Т. 41. – С. 304). Теоретическими источниками марксизма являются немецкая классическая философия, английская классическая политическая экономия и французский утопический социализм.

Свыше ста лет развитие революционного движения и общественной мысли было неразрывно связано с марксизмом и его философией. Марксизм являлся господствующей идеологией в СССР, странах социалистического содружества Азии и Европы, находился в центре идеологической борьбы двух систем.

С распадом СССР распространилось отрицательное отношение к марксистской философии, отождествление догматизированной философии марксизма с ее сущностью. Поэтому возникла потребность определить лучшее, что было разработано К. Марксом и Ф. Энгель­сом в области философской мысли. Историческая преемственность также требует учета и использования всего того положительного, что было сделано этими мыслителями и что не потеряло своего значения и в современных условиях.

Размышляя о сложившейся ситуации, важно помнить: марксистская философия сформировалась в определенных исторических условиях, ей присущи как положительные стороны, так и недостатки. Относиться к ней надо взвешенно, объективно – захваливание ее, равно как и охаивание, одинаково некорректно, ненаучно. Философию марксизма (как и всякую иную) неправомерно отождествлять с политическими взглядами и действиями ее сторонников. Анализировать ее следует, руководствуясь методологическими принципами объективности и историзма. Необходимо учитывать, во-первых, исторические условия ее возникновения; во-вторых, – важнейшие проблемы, поставленные и решенные ею; в-третьих, – исторический путь, пройденный ею, и изменения, происходившие на этом пути; в-четвертых, – судьбу марксистской философии в современных условиях.

8.1. Становление и развитие марксизма

В 40-х гг. XIX в., когда капитализм утвердился как общественный строй в наиболее развитых странах Европы (Англии, Франции, Бельгии) и в США, а в ряде других (Германия, Австрия, Италия) переживал раннюю стадию развития, появляется марксизм. Тогда производство начало принимать все более общественный, международный характер, четко проявилась тенденция становления общества как целостной системы. Капиталистические общественные отношения вызвали изменения в социальной структуре общества, обострили противоречия между социальными общностями, классами. Восстания рабочих в Англии, Франции свидетельствовали о том, что буржуазный строй, его государство не дали ни социальной справедливости, ни социально-политического равенства, ни свободы, ни братства, под лозунгами которых осуществлялись революции.

Частная собственность, в которой буржуазные теоретики видели гаранта новой прекрасной жизни и связывали ее с развитием самой сущности и природы человека, построением подлинно человеческого общества, не оправдала ожиданий. Наоборот – обострилась проблема социальной справедливости, проблема будущности человека стала предметом философских раздумий.

Конец XVIII – начало XIX в. были ознаменованы революцией в естествознании. Открытие закона сохранения и превращения энергии (Ю.Р. Майер и др.), создание теории клеточного строения живых организмов (П.Ф. Горянинов, Т. Шванн, М.Я. Шлейден), появление эволюционной (Ч. Дарвин) и космогонической теории (И. Кант и П. Лаплас) раскрыли связи между животным, растительным миром и неорганической природой; сложилась новая картина мира, в котором совершается процесс развития.

Открытия естествознания противоречили традиционной картине мира, представлявшей неживую природу, живые организмы и человеческое общество как три самостоятельных царства. Требовалось преодолеть это противоречие.

В Англии формируются концепции У. Петти, А. Смита, Д. Ри­кардо по проблемам политической экономии, раскрывающие генезис капиталистического общества, безграничность развития рыночного производства, обосновывающие теорию трудовой стоимости, показавшие “экономическую анатомию классов”.

Французский экономист и историк Ж. Сисмонди, проанализировав теневые стороны капитализма, сделал выводы о неизбежности его экономических кризисов, выразил сомнение в его целесообразности, ставшее исходным для различных направлений утопического социализма. Просветительские идеи французских материалистов в XVIII в. о человеке и обществе вливаются непосредственнов социалистические и коммунистические учения Г. Бабефа, А. Сен-Симона и Ш. Фурье, построивших “социалистические модели” будущего.

Одним из первых А. Сен-Симон высказал мысль, что в основе всякой политики лежит экономика, в будущем поглощающая политику: политическое управление людьми должно превратиться в распоряжение вещами и в руководство процессами производства. Ш. Фурье обосновал периодизацию исторического процесса (дикость, патриархат, варварство, цивилизация), критиковал буржуазный общественный строй с его противоречиями, остро проявившимися в борьбе сословий и классов во Франции 1789 г., высказал идеи о будущем обществе, в котором нет места противоречиям между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.

Взгляды Ш. Фурье оказали сильное влияние на крупнейших французских историков О. Тьерри, Ф. Минье, Ф. Гизо, обосновывавших роль интересов людей как источника и двигателя исторического творчества. Актуальным проблемам буржуазного общества тогда немало внимания уделяла немецкая классическая философия.

В этих условиях происходило формирование философии марксизма с конца 30-х до конца 40-х гг. ХIХ в.

Развитие общественно-экономической практики, науки и философии к середине ХIХ в. требовало глубокого философского осмысления. Именно поэтому в данный период появляются такие направления философии, как позитивизм и марксизм, которые ставят перед собой задачи пересмотра гегелевской философии с ее претензией на абсолютную истину, а также задачи исследования действительности, обнаружения ее законов, понимания и объяснения жизни общества.

Марксизм не принимает позитивистские трактовки природы, познания и общества. К. Маркс и Ф. Энгельс создали свою философию, которую называют “новым материализмом”, “диалектическим материализмом”. Но марксизм возник не на пустом месте. Непосредственным теоретическим источником философии марксизма явилась немецкая классическая философия ХIХ в., прежде всего философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха.

Г. Гегель внес серьезный вклад в развитие философской мысли: разработал стройную систему идеалистической диалектики как совокупности логических законов и категорий. Мыслитель сформулировал основные законы диалектики, по которым развиваются идеи, мысли. Он показал, что это развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что источником развития являются противоречия. Г. Гегель дал характеристику основным категориям диалектики, показав их взаимную связь, превращаемость друг в друга.

К. Маркс и Ф. Энгельс в своих работах неоднократно подчеркивали приверженность диалектике, но не в гегелевском ее толковании, так как они не признавали диалектики идеалистической, или, как образно выразился Ф. Энгельс, “стоявшей на голове”. Они создали новую историческую форму диалектики – материалистическую.

Однако разработка Г. Гегелем учения о развитии не только высоко оценивалась К. Марксом и Ф. Энгельсом, но и широко использовалась ими. Марксистская диалектика настаивает на связи диалектики объективной и субъективной, понимает субъективную диалектику (диалектику человеческого мышления) как отражение объективной диалектики (диалектики объективного мира). К. Маркс и Ф. Энгельс создали материалистическую диалектику как науку о наиболее общих законах развития мира и человеческого сознания. Это учение, говоря словами В. Ленина, стало “душой марксизма”, так как не только способствовало разработке всех основных частей марксистской теории, но и явилось методологической основой для решения практических задач.

Применив материалистическую диалектику к анализу общественной жизни, К. Маркс и Ф. Энгельс открыли “тайну” прибавочной стоимости в капиталистическом обществе и материалистическое понимание истории, которые легли в основание разработки всех основных частей марксизма – философии, политической экономии и научного коммунизма.

Большее влияние на формирование мировоззрения К. Маркса и Ф. Энгельса оказал материализм Л. Фейербаха (1804–1872), который был выдающимся материалистом своего времени.

Отвергая идеализм и религию, он указывал, что философия не должна замыкаться в рамках чистой мысли, ее дело изучать природу, человека. Природа существует вне человека, она “существо первое, первичное, непроизводное”. Человек же – часть природы, продукт ее дли­тельного развития. Сознание, по мнению мыслителя, не предшествует природе, а лишь отражает, познает ее. Материя, природа познаваемы, они доступны человеку, воспринимаются всеми органами чувств.

Значение его идей для философских поисков К. Маркса заключалось, кроме материалистической общей установки, еще и в том, что Л. Фейербах соединил традицию гуманизма (человек – высшая ценность) с атеистическим отрицанием религиозных иллюзий, с реабилитацией чувственного начала в человеке и мыслями о гуманизации отношения человека к природе и людям.

Л. Фейербах был материалистом, но не диалектиком, Г. Гегель был диалектиком, но не материалистом. К. Маркс и Ф. Энгельс соединили материализм и диалектику, достигли их органического единства в одном диалектико-материалистическом мировоззрении.

Философия диалектического материализма не смогла бы появиться без такого открытия К. Маркса, как материалистическое понимание истории (т. е. исторического материализма) как социально-философской концепции, раскрывающей органическое единство природного и социального, объективного и субъективного, материального и духовного, достраивающего материализм “доверху” и позволяющий с новых позиций рассматривать человека и всю его жизнедеятельность.

8.2. Проблемы человека, общества и мира
в философии марксизма

Жизнь и деятельность К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса (1820–1895) совпали с периодами превращения капитализма в зрелую общественную систему с усилением революционного движения рабочего класса и активизацией общественной мысли в Европе.

Начало теоретической деятельности К. Маркса связано с левым крылом последователей Г. Гегеля – “младогегельянцев”. Закончив Бер­линский университет и защитив докторскую диссертацию, К. Маркс заявил о себе как революционер, готовый отстаивать интересы трудящихся и демократические нормы общественной жизни. Ему не разрешили преподавать в Боннском университете (Германия), и он занялся юридической практикой.

В реальной жизни выяснилась несостоятельность гегелевской философии права из-за абстрактности, не способствовавшей раскрытию причин нарушения закона. К. Маркс подвергает критике немецкую классическую философию и ищет свою философскую позицию. Под влиянием Л. Фейербаха (“Сущность христианства”) К. Маркс становится материалистом. Первым научным произведением молодого Маркса была его докторская диссертация – “Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура” (1841), в которой он придерживается точки зрения Г. Гегеля на понимание основы движения истории – развития человеческого самопознания.

К. Маркса в этот период интересует проблема сущности религии, особенно идея Эпикура о том, что причиной религии был страх перед неведомым, перед мифическими потусторонними силами. Философия, по К. Марксу, способна выполнить роль Прометея, не склонить головы перед земными и небесными богами, а нести людям свет знания и свободы. В предисловии к диссертации он приводит слова Прометея (из трагедии Эсхила), с которыми герой обратился к “слуге богов” Гермесу:

Знай хорошо, что я б не променял

Своих скорбей на рабское служение:

Мне лучше быть прикованным

к скале,

Чем верным быть

прислужником Зевеса.

В эти же годы (конец 30-х – начало 40-х гг. XIX в.) Ф. Энгельс упорно занимается самообразованием, изучает историю, философию, военное искусство, интересуется мифологией, религией, поэзией, музыкой, языками. Вначале Ф. Энгельс был сторонником философии Г. Гегеля, но быстро охладел к ней, хотя и отмечал сильные стороны этой философии: “вылита как бы из одного куска”, “не нуждается ни в каких скрепках, чтобы держаться в целостности”.

Даже считая себя учениками Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс используют и интерпретируют его учение по-своему. Так, К. Маркс в своей докторской диссертации в противоположность Г. Гегелю, который осудил материализм Эпикура, подчеркнул его связь с атеизмом (деизм) и элементы диалектики. Ф. Энгельс в памфлетах “Шеллинг и Гегель” и “Шеллинг и откровение” остро критикует философские и политические взгляды Ф. Шеллинга и защищает диалектические идеи Гегеля, открыто связывая их с атеизмом. Также Ф. Энгельс высоко оценивает критику Л. Фейербахом учения Г. Гегеля о религии.

В 1844–1846 гг. К. Маркс и Ф. Энгельс совместно пишут работы “Святое семейство” и “Немецкая идеология”, в которых выступили против философии Г. Гегеля и его последователей. Именно в этих работах ими предлагается “новая философия”, которая общественные явления исследуют с позиций материалистической диалектики.

В “Немецкой идеологии” К. Маркс и Ф. Энгельс впервые дали критику недостатков материализма Л. Фейербаха, которую К. Маркс начал в “Тезисах о Фейербахе” (1845), а Ф. Энгельс – в работе “Л. Фейербах и конец классической немецкой философии” (1886). К недостаткам фейербаховского материализма они отнесли созерцательность, односторонность и метафизичность.

В процессе критики этой философии К. Маркс и Ф. Энгельс осветили свою концепцию материалистического понимания истории. Одновременно ими были открыты и основополагающие законы общественного бытия и общественного сознания. Впервые в истории человеческой мысли они обратили внимание на то, что сознание – это не абсолютно самостоятельная сила, а как и все явления в обществе оно имеет свое основание в материальном жизненном процессе. Они показали, что сознание человека является ни чем иным, как осознанным бытием. Мыслители утверждали, что пропаганда философского сознания состоит в том, чтобы оно стало философским сознанием каждого человека, выражало его интересы, затрагивало его сердце, его чувства и превратилось в убеждение каждого.

Ключ к успеху живой философии, по мнению К. Маркса, лежит в ее гуманизме, в выражении ею интересов каждого рабочего и всего рабочего класса, в единстве теории философии и практики пролетарского движения.

В 1842–1843 гг., редактируя “Рейнскую газету”, К. Маркс глубже знакомится с жизнью простых людей, с деятельностью государственных учреждений. За критические статьи об общественно-полити­ческой жизни он подвергся преследованиям и вынужден был уехать во Францию, где ознакамливается с учением социалистов-утопистов, рабочим движением, вступает в тайное общество “Союз справедливых”, ставившее целью борьбу за интересы рабочих. К. Маркс связывает свои жизненные цели и мировоззрение с пролетариатом, отвергает религиозно-идеалистическое понимание человека и его путей к свободе, подчеркивая: “Человек – не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство, общество”.

Наши рекомендации