Необходимость нового представления о ценностях
Из сказанного видно, что в истории возникало столько систем ценностей, что она сама может рассматриваться как последовательная смена тщетных попыток создания абсолютных ценностей.
В древней Греции Сократ и Платон пытались создать абсолютные ценности путем постижения истинного знания. Однако с крушением общества города-государства разрушились и представления о ценностях греческой философии. Затем христианство стремилось создать абсолютные ценности на основе любви Бога (агапэ). Христианские представления о ценностях господствовали в средневековом обществе, однако с его упадком утратили свою силу и они.
В современную эпоху Декарт и Кант создали представление о ценностях, подобно греческой философии основанное на разуме. Однако их понимание Бога, на котором строились представления о ценностях, было расплывчатым. Поэтому их представления о ценностях не поднялись до абсолютных. Паскаль и Кьёркегор пытались возродить истинные христианские ценности, но потерпели неудачу в создании прочных нерушимых систем ценностей.
Школа неокантианства рассматривала вопрос о ценностях как один из главных вопросов философии, однако представители неокантианства полностью отделяли философию от естественных наук, предоставив первой заниматься вопросом ценностей, а естественным наукам — исследовать факты. В результате возникло много проблем. Пренебрежение ценностями со стороны ученых привело к разработке оружия массового поражения, бездушному обращению с природой, загрязнению атмосферы и т.п.
Системы ценностей утилитаризма и прагматизма являются материалистическими, а значит, чисто относительными. В аналитической философии представление о ценностях отсутствует. Философию Ницше и коммунистическую теорию можно отнести к философиям антиценностей, находящимся в противоречии с традиционными теориями ценностей.
Традиционные теории ценностей, основанные на греческой философии и христианстве, утратили былое значение. Они неубедительны и оторваны от естественных наук. В настоящее время они оказались полностью исключенными из области философии. В результате современное общество переживает состояние крайнего смятения и пребывает в надежде на появление нового представления о ценностях, способного сформулировать абсолютные ценности, одновременно возродив традиционные системы ценностей. Новое представление о ценностях должно быть способно преодолеть материализм и направлять науку в соответствии с правильным пониманием ценностей. Ценность и факт находятся во взаимоотношениях сон-сан и хён-сан, и как едины сон-сан и хён-сан в сотворенных существах, так изначально едины ценность и факт. Аксиология Философии Объединения возникла именно с целью ответа на эту потребность нашего времени.
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание в современном демократическом обществе переживает кризис, о чем свидетельствует деградация молодежи в вопросах сексуальной культуры, частые случаи насилия среди школьников и т.д. Однако не существует теории воспитания, способной преодолеть указанное состояние, а нынешнее воспитание утратило цель и направление развития. Надлежащие отношения между учителем и учениками исчезают. Ученики не уважают своих учителей, а учителя теряют авторитет и энтузиазм. Вследствие этого отношения между учителями и учениками сложились так, что учителя просто продают свои знания, а ученики покупают их, так что школы превратились в места, где по существу идет купля и продажа знаний. Коммунисты использовали эти обстоятельства, превратив школы в средоточие беспорядков. В условиях отсутствия четких идей воспитания было трудно преградить путь коммунистическому нашествию.
Коммунисты выдвинули такое обвинение “буржуазной школе”: “Может ли в классовом обществе правящий класс уважать права рабочих и крестьян? Чтобы выполнять свои обязанности и задачи в классовом обществе, нужно быть послушным слугой правящего класса, не так ли? Это не настоящая демократия. Подлинная демократия — это демократия рабочих и крестьян, другими словами — это народная демократия. Поэтому подлинное демократическое воспитание должно быть воспитанием во имя людей. Оно должно помочь уничтожить капиталистическое общество и построить социалистическое общество”.
Новая теория воспитания должна опираться на критерии, которые Бог первоначально стремился установить для развития людей. Такая теория даст правильное направление современному воспитанию, находящемуся в упадке, и создаст перспективы воспитания будущего общества. Другими словами — это теория воспитания, позволяющая подготовиться к приходу будущего идеального общества. Именно этой цели служит представленная здесь теория воспитания Философии Объединения.
Теории воспитания обычно имеют два аспекта. Один аспект относится к идеалам, целям, методам и прочим вопросам воспитания, то есть относится к философии воспитания. Второй аспект относится к научной стороне воспитания, то есть рассматривает его как объективное явление, поддающееся наблюдению. Этот аспект предусматривает исследование учебных планов, оценку и тестирование учеников, совершенствование техники обучения, проведение консультаций, улучшение административного управления школой и руководства воспитанием и т.п.
Эти две области находятся между собой в отношениях сон-сан и хён-сан. Философия воспитания — это аспект сон-сан, а наука воспитания — аспект хён-сан. В то время как науке воспитания в нынешних условиях придают большое значение и она получила заметное развитие, философия воспитания неуклонно приходит в упадок. Тот факт, что воспитание сегодня потеряло свои ориентиры, указывает именно на отсутствие философии воспитания. Поэтому, чтобы восполнить этот пробел, Философия Объединения предлагает теорию воспитания, являющуюся предметом рассмотрения данной главы.