Гопала бхатта госвами
Прежде чем приступить к написанию «Чайтанья Чаритамриты», Шрила Кришнадас Кавирадж попросил благословения у всех старших преданных Вриндавана. Разумеется, среди этих преданных был и Шрила Гопал Бхатта Госвами (1503-1578). Однако в обмен на свои благословения Гопал Бхатта попросил Шрилу Кришнадаса Кавираджа не упоминать его имени в «Чайтанья Чаритамрите». Как следствие такой скромности Гопала Бхатты, его имя в этом великом произведении встречается всего лишь один или два раза.
Путешествуя по Южной Индии, Господь Чайтанья посетил Шри Рангам, где остановился в доме Венкаты Бхатты и его братьев, Прабодхананды Сарасвати и Тирумаллы Бхатты. Тогда же Господь Чайтанья увидел семилетнего сына Венкаты, Гопала Бхатту, ставшего впоследствии Гопалой Бхаттой Госвами. Проведя четыре месяца сезона дождей в философских беседах с Венкатой Бхаттой, а также давая Гопалу Бхатте возможность служить Себе, Господь Чайтанья решил продолжить Свое путешествие по Южной Индии. Услышав о том, что Господь покидает их, Венката Бхатта лишился чувств, а маленький Гопал Бхатта зарыдал, проливая слезы любви. Только ради того, чтобы утешить Гопала Бхатту, Господь Чайтанья согласился остаться у них еще на несколько дней.
В один из этих дней Гопалу Бхатте приснился сон, который, впрочем, больше напоминал духовное видение. Движимому сильным желанием увидеть Господа Чайтанью, каким Он был еще до принятия санньясы, Гопалу Бхатте посчастливилось увидеть игры Господа в Навадвипе и, по Его милости, даже принять в них участие. В этом сне Господь Чайтанья также открыл ему, что Он, по сути, не кто иной, как Сам Шьямасундара – Кришна с флейтой.
Гопал Бхатта, все еще пребывая в полусне, получил от Господа следующее указание: «Ты должен встречиться с подобными бриллиантам Рупой и Санатаной. Я наделил их Своим разумом с тем, чтобы они могли изложить Мои наставления. Но именно твои ученики донесут это учение до жителей каждого города и деревни».
Проснувшись, Гопал Бхатта направился прямо к Господу Чайтанье, чтобы служить Ему. Господь дал ему такое наставление: «Пока оставайся здесь и служи своему отцу и матери. После того, как они покинут это мир, ты можешь направиться во Вриндаван и присоединиться к Рупе и Санатане. Всегда слушай и воспевай славу Кришны». Произнеся эти слова, Господь Чайтанья покинул Шри Рангам. Юный Гопал Бхатта никогда не забыл этих личных наставлений и духовного сна, в котором Господь Чайтанья позволил ему войти в Навадвипа-лилу и открыл Свою божественную природу.
С годами Гопал Бхатта принял духовным учителем своего дядю, Прабходананду Сарасвати. У него Гопал Бхатта учился поэзии, риторике, санскритской грамматике и Веданте. Воспоминания о Господе Чайтанье оставались главной движущей силой его жизни, и это позволяло ему наносить поражение за поражением философиям, противостоящим учению Махапрабху. Благодаря обширным познаниям, полученным от Прабходананды Сарасвати, а также вдохновляющему примеру и наставлениям Господа Чайтаньи, Гопал Бхатта вскоре широко прославился своим глубоким знанием и преданностью. Когда его слава достигла беспрецедентных размеров, он решил, что теперь готов к тому, чтобы выполнить наказ Господа – он был готов идти во Вриндаван. Когда Гопал Бхатта, наконец, ступил на эту священную землю, Рупа и Санатана встретили его с великой любовью.
Узнав о том, что Гопал Бхатта прибыл во Вриндаван, Господь Чайтанья, находившийся тогда в Пури, прислал для него письмо с личными наставлениями и небольшой сверток, в котором находилась Его личная одежда. В наставлениях Господа было сказано: «Не заботься о собственной безопасности и не принимай постоянного места жительства. Пожалуйста, большую часть времени проводи в обществе Рупы и Санатаны, помогая им в составлении трансцендентных произведений, а также внимательно изучай их».
Эти наставления он принял всем сердцем и некоторое время спустя составил классические работы, описывающие правила повседневной жизни преданного: «Сат-крия-сара-дипику» и «Самскара-дипику». В них описываются все основные самскары для преданных-домохозяев, а также правила, регулирующие жизнь преданных-санньяси. Затем он отредактировал «Хари-бхакти-виласу», написанную Санатаной Госвами. Помимо этого, он написал предисловие к «Шат-сандарбхе» Дживы Госвами и комментарий к «Кришна-карнамрите» Билвамангала Тхакура.
Жизнь Гопала Бхатты Госвами могла служить иллюстрацией к священным писаниям, поэтому он прославился по всей Индии как младший брат Рупы и Санатаны. Во Вриндаване его репутация учителя метода бхакти укрепилась еще больше после его путешествия к реке Гандаки в Непале. Там он нашел двенадцать Шалаграма-шил и принес их с собой во Вриндаван. Путешествие в Непал и обратно во Вриндаван было необычайно трудным, потому что в те дни всю дорогу приходилось идти пешком, но Гопал Бхатта был непоколебим. Однако, прибыв во Вриндаван, он почувствовал себя недостойным поклоняться этим священным камням. Итак, он опять отправился в Непал, к реке Гандаки.
Гопал Бхатта аккуратно опустил шилы в воды священной реки, но они вдруг сами собой прыгнули обратно ему в руки. Попробовав положить камни обратно в реку еще несколько раз, он обнаружил, что это ему не удается – каждый раз происходило то же самое, камни возвращались к нему обратно. Он принял это как знак Кришны, указывающий на то, что ему следует вернуть их во Вриндаван и начать поклонение. Так он и поступил, и вскоре стал известен по всему Вриндавану как Госвами, поклоняющийся двенадцати уникальным шилам. Он постоянно носил их на шее в полотняном мешочке. Через восемь лет после ухода Господа Чайтаньи, Гопал Бхатта почувствовал необходимость поклоняться Божеству, которое бы очень напоминало Божество Говинда-джи Рупы Госвами. Эта потребность стала особенно ощутимой, когда один богатый купец подарил ему драгоценности, украшения и превосходную ткань для поклонения Божеству. Поскольку все это невозможно было использовать для поклонения шилам, он положил все эти вещи перед ними и и воззвал к Господу с горячей молитвой, прося надлежащих наставлений. В этот вечер, однако, так ничего и не произошло.
На следующее утро он обнаружил, что одна из шил, Дамодара-шила, превратилась в Божество Кришны несравненной красоты, именно такое, какое он хотел иметь. Переполненный радостью, он со всем смирением упал в поклоне и стал возносить молитвы и воспел Ему славу. Услышав об этом чудесном событии, Рупа, Санатана и многие другие старшие преданные поспешили к священному месту, где Гопал Бхатта «признавался Гоподу в любви». В присутствии их он нарек Божество Шри Радха-Раманадев. Как объясняют местные предания, Божество получило такое имя (которое означает «Кришна, доставляющий наслаждение Радхарани») по той простой причине, что место Его проявления находилось неподалеку от места для танца раса, где Кришна еще больше усилил привязанность и любовь Шримати Радхарани, скрывшись от Ее глаз.
Этому Божеству поклоняются по сей день. Хотя высота Шри Радха-Раманадева не превышает двенадцати дюймов, паломники со всех концов Индии идут полюбоваться Его ослепительной красотой. Небольшой размер служит составной частью Его неповторимого облика. Кроме того, из всех Божеств, принадлежащих Госвами, только Радха-Раман до сих пор сохранился во Вриндаване. Причина тому также кроется в Его величине: попечители храма решили, что воины-мусульмане, уничтожавшие всех «индуистских идолов», не заметят маленькое Божество. Они оказались правы: мусульмане не тронули Радха-Раманадеву. Может показаться удивительным, но в храме нет Божества Радхарани, однако слева от Радха-Рамана лежит небольшая серебряная корона, подтверждающая Ее присутствие. Шрила Прабхупада ставил своим преданным в пример стандарт поклонения Божествам в храме Радхи-Рамана. Именно он положен в основу стандарта поклонения во всех храмах ИСККОН.
Однажды, через несколько лет после того, как Радха-Раманадев явился Гопалу Бхатте, Бхатта поклонялся своему Божеству и вдруг почувствовал сильную тоску по Господу Чайтанье, погрузившись в состояние сильной любви в разлуке. Вспомнив, что он однажды пообещал своему отцу, что будет поклоняться Господу Чайтанье, Гопал Бхатта почувствовал себя не в праве поклоняться своему Божеству Радха-Раману. Хотя, в конечном счете, Божество было неотлично от Господа Чайтаньи, Оно, все же, было проявлением Кришны, играющего на флейте. Как только Гопал Бхатта отдался этим переживаниям, Божество проявило Себя как Шри Чайтанья Махапрабху. Слезы любви полились из глаз Гопала Бхатты, подобно водам Ганги, когда он еще раз понял, что Гоподь Чайтанья – это Сам Кришна, который теперь явился перед ним как Радха-Раманадев. Это знание он всегда хранил в сердце и делился им с окужающими.
Гопал Бхатта Госвами пришел в этот мир как один из величайших последователей Господа Чайтаньи. Он стал духовным учителем Шринивасы Ачарьи, который вывез труды Шести Госвами за пределы Вриндавана и начал распространять их по всей Индии. В духовном мире Гопал Бхатта Госвами являлся воплощением Гуны Манджари, одной из служанок Шримати Радхарани. Его эрудиция и знание писаний снискали ему славу одного из самых выдающихся знатоков религии во всей Индии, тогда как его преданность и любовь к Господу Чайтанье и Радхе-Раману возвысили его в глазах остальных до уровня святого. Он известен как один из Шести Госвами Вриндавана, а его последователи и по сей день отдают ему почести, регулярно посещая его самадхи в храме Радхи-Раманы
Задание 104. Каков вклад Гопала Бхатты Госвами в миссию Господа Чайтаньи?