Каппадокийские отцы церкви
Каппадоки – территория нынешней Турции, в средневековья важный центр христианской жизни. Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский – великие деятели того времени, составили круг Каппадокийские «Отцы Церкви» (титул, который присваивали авторитетам самого высокого ранга, он должен иметь большие заслуги перед лицом церкви, быть безупречным в смысле святости и должен быть древним, т.е. учеником апостола).
Лик (греческий: ипостась, латинский: персона) и сущность (греческий: усия, латинский: субстанция). Икона и есть образ, видимость самого Бога, икона – это лик, она не есть изображение.
Проблема тринитарности
(Бог, Сын, Святой Дух)
Каким образом может быть один (монотеизм) И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ДЕЛИТСЯ на Отца и Сына? Каппадокийцы предложили такое решение: сущностно (субстанционально) один, а (ликом) ипостасно три. Никейский символ веры.
Гомоусяне (Отец и сын, Дух – одна сущность). Гомойусяне (Отец, Сын и Дух – разные сущности, предложили рассматривать Сына и Духа как тварные сущности, сказал Арий, арианство) (Единосущие и Подобносущие). С этим утверждением была не согласна Александрия, но она не смогла найти решение проблемы тринитарности. Это противопостановление было выработано искусственно между понятиями сущность и ипостасью.
Северин Боэций (480 – 524), его принято называть последний римлянин. Переход от языческой традиции к цивилизации с главенствующим латинским языком. Была на латынь переведена Библия (Вульгата), Боэций так же переводит некоторые философские тексты на латынь. Готы в то время захватили Римскую империю (они были христианами), они всячески «заманивали» римлян на службу, поощряя их труд.
Существовала Восточная Римская империя и Западная (где доминировали готы). Теодирих, глава готов, отъехал и Боэций ведя переговоры с Восточным Римом, в качестве главнокомандующего и его поставили как предателя (заговорщик против Теодириха) и его посадили в тюрьму.
Философия нужна когда все плохо. Она нужна, когда реальность и твое объяснение реальности не совпадают. Смерть, по Сократу, есть благо, а то, что она таковым есть, а мы не видим – проблемы наших органов чувств.
Проблема универсалий
Ее в своих трудах затрагивал Боэций, позже она обострилась в позднем средневековье. Номеналисты, концептуалисты, реалисты – три группы, на которые разделилась проблема универсалий. Главным текстом для средневекового человека, был бы Тимей, а так же трактат Аристотеля «Категории».
Звук – это и есть материя, из которой средневековый человек создает свою картину мира, сущность вещи и вещь заключены в ее имени. Имена были сущностны. Структура языка проявляет структуру мира. Точно так же в мире есть субстанция (подлежащее) и акциденция (сказуемое). О всякой вещи мы можем говорить в десяти смыслах, сказуемое – это то, как ты сказываешь о вещи, как говоришь. Категории на латинский будет переведено как предикаменты с греческого (Аристотель). Категория – это способ высказывания о сущем.
Категория – это еще то, каким образом устроен мир, она отражает не просто само высказывание, а то, как оно устроено. «Исагоге» (введение) Парфирия, что означает введение к Аристотелю, позже Боэций написал комментарий к «Исагоге». В этом комментарии Боэций, описывая, что хочет нам сказать Парифий, объясняя Аристотеля. Первое бытье – само по себе, а второе бытье– бытье благодаря другому. Различают акцидентально сущее (сущее через другое – зеленое, которое не существует в качестве зелености, ему чтобы быть нужно что-то другое) и субстанциально сущее (яблоко, которое существует без его качественных характеристик).
Проблема универсалий состоит в следующем – общие понятие говорят нам о чем-то, что существует, или же они ничего не обозначают (есть денотат или нет). Наши общие понятия пустые, или они обозначают некоторого рода реальность, если они обозначают некую реальность, она физическая или метафизическая. Гром гремит (гром есть гремит, в языке если есть что-то, что гремит, то есть то, что гремит). Анализ языка – есть путь, открывающий нам дорогу в истину вещей.
«Каким образом троица есть Бог, а не три божества?» Боэций. Прочитать категорию времени.
Категория времени. О Боге можно выражаться только в терминологии настоящего времени. Наше «теперь», как бы бежит вперед, создавая время, а божественное «теперь» непоколебимо и создает вечность. Философствовать – значит различать в одном слове два.