Занятие 3.1. Социальная философия: генезис, предмет, функции
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Предметом социальной философии является общество как целостная социальная система, законы его функционирования и развития. Социальная философия изучает общество как сложную самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, во взаимосвязи всех её сторон и отношений, его структурную организацию, наиболее общие законы, источники и движущие силы его развития, взаимодействие социальной системы с природой и миром в целом.
Рассматривая общество, социальная философия исследует четыре основных аспекта общественной жизни:
- Исследует само содержание понятия «общество». Философский анализ дает предельно обобщенную (теоретическую) модель общества.
- Раскрывает содержание и причины общественных процессов. При этом историю развития общества нельзя отрывать от природы и природных процессов, но нельзя и отождествлять законы его развития с законами природы.
- Соотношение материальных и идеальных факторов в жизни общества. Философы дают ответ на вопрос о том, что является определяющим для общественных процессов – общественное бытие или общественное сознание.
- Значение человека как творца и субъекта (т.е. источника активности) социальной деятельности.
Вопросы для подготовки
1. Социальная философия как наука об обществе. Предмет и функции социальной философии.
2. Общество как система и полиструктурное образование. Отличия природной и общественной систем.
3. Полемика материализма и идеализма. В чем разница между материалистическим и идеалистическим пониманием общества.
4. Законы развития общества и законы развития природы, их сходство и отличия.
5. Деятельность как способ общественного бытия. Атрибуты деятельности – субъектность, социальность, предметность, сознательность.
6. Потребности и их классификация. Мотивы.
Основные понятия темы.
Система, элемент, структура, социальная статика и социальная динамика, общественные отношения, общество, прогресс, социальная мобильность, ценность, социальный институт, материальная культура, материальная деятельность, объект и субъект, интерес, труд, мотив, мотивация, потребность, духовная деятельность, культура.
Домашняя письменная работа
Основные концепции общественного развития (для получения дополнительных баллов).
Для выполнения задания можно использовать:
1. Философия. Учебное пособие. Под общей редакцией В. А. Туева, Б. А. Кислова, М. Л. Ткачевой. Иркутск, Издательство БГУЭП. 2008.
2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. М., изд-во Эксмо, 2006.
Концепции общественного развития | Основные представители и идеи |
социологический идеализм | |
географический детерминизм | |
исторический материализм | |
биологический детерминизм | |
психологизм | |
техницизм |
Заполните таблицу
Основные сферы общественной жизни
Сфера | Характеристики сферы общественной жизни |
· Экономическая сфера | Это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ. Экономическая сфера включает в себя такие важнейшие компоненты, как: - - |
· Социальная сфера | Это область осуществления….. |
· Политическая сфера | |
· Духовная сфера |
Контрольные вопросы
1. Почему общество следует рассматривать как целостную и саморазвивающуюся систему? Охарактеризуйте с этой точки зрения современное состояние российского общества.
2. Традиционно выделяются следующие типы социального познания:
· гуманитарное знание,
· социально-экономическое знание,
· социально-философское знание. В чем особенности каждого из этих типов?
3. Как изменялось представление об обществе на различных этапах развития философской мысли (в античности, в средние века, в Новое и новейшее время)?
4. Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе?
5. Перечислите основные принципы системного подхода к изучению общества?
6. Какие существуют сферы (подсистемы) общества? Какими науками они изучаются?
7. Чем отличаются идеалистический и материалистический подходы к трактовке общества? Приведите примеры сочетания материальных и идеальных компонентов в каждой из сфер.
Занятие 3.2. Философская антропология и проблема человека
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Проблема человека принадлежит к числу «вечных» проблем философии. Ставя вопрос о природе человека, люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Эрих Фромм по этому поводу замечает, что никто не сомневался в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании. Отсюда и множество определений человека:
- то он «разумное существо» (animal rationale),
- то «общественное животное» (zoon politikon),
- то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем привычное – homo sapiens.
Вопросы для подготовки
1. Проблема человека в истории развития социально-философской мысли. (доклад или защита реферата).
2. Биологизаторские и социологизаторские концепции.
3. Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность и их взаимосвязь.
4. Личность как социальная характеристика человека, её сущность и структура.
5. Смысл человеческого бытия. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в истории философии.(доклад или защита реферата)
6. Проблема свободыличности в различные исторические эпохи и в различных концепциях. (доклад или защита реферата)
7. Сущность личности и мера её свободы (работа в мини-группах)
Литература для подготовки
1. Алексеев П.В. Социальная философия. М., 2008.
2. Данильян, О.Г. Тараненко. Философия. - М., 2009.
Основные понятия темы.
Человек, индивид, личность, индивидуальность, социализация, детерминизм, индетерминизм, фатализм, волюнтаризм, масса, объективные условия и субъективный фактор, социальная роль, гедонизм, экзистенциализм, отчуждение, необходимость и свобода, экзистенциализм.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит разница биологизаторского и социологизаторского подходов?
2. Какова структура личности?
3. Что общего и в чем разница между понятиями человек, индивид, личность и индивидуальность?
4. Какова структура личности?
5. Как определяется понятие деятельности в философии?
6. Какое значение имеет деятельность для существования общества и человека?
7. Назовите основные атрибуты деятельности?