Занятие 3.1. Социальная философия: генезис, предмет, функции

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Предметом социальной философии является общество как целостная социальная система, законы его функционирования и развития. Социальная философия изучает общество как сложную самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, во взаимосвязи всех её сторон и отношений, его структурную организацию, наиболее общие законы, источники и движущие силы его развития, взаимодействие социальной системы с природой и миром в целом.

Рассматривая общество, социальная философия исследует четыре основных аспекта общественной жизни:

- Исследует само содержание понятия «общество». Философский анализ дает предельно обобщенную (теоретическую) модель общества.

- Раскрывает содержание и причины общественных процессов. При этом историю развития общества нельзя отрывать от природы и природных процессов, но нельзя и отождествлять законы его развития с законами природы.

- Соотношение материальных и идеальных факторов в жизни общества. Философы дают ответ на вопрос о том, что является определяющим для общественных процессов – общественное бытие или общественное сознание.

- Значение человека как творца и субъекта (т.е. источника активности) социальной деятельности.

Вопросы для подготовки

1. Социальная философия как наука об обществе. Предмет и функции социальной философии.

2. Общество как система и полиструктурное образование. Отличия природной и общественной систем.

3. Полемика материализма и идеализма. В чем разница между материалистическим и идеалистическим пониманием общества.

4. Законы развития общества и законы развития природы, их сходство и отличия.

5. Деятельность как способ общественного бытия. Атрибуты деятельности – субъектность, социальность, предметность, сознательность.

6. Потребности и их классификация. Мотивы.

Основные понятия темы.

Система, элемент, структура, социальная статика и социальная динамика, общественные отношения, общество, прогресс, социальная мобильность, ценность, социальный институт, материальная культура, материальная деятельность, объект и субъект, интерес, труд, мотив, мотивация, потребность, духовная деятельность, культура.

Домашняя письменная работа

Основные концепции общественного развития (для получения дополнительных баллов).

Для выполнения задания можно использовать:

1. Философия. Учебное пособие. Под общей редакцией В. А. Туева, Б. А. Кислова, М. Л. Ткачевой. Иркутск, Издательство БГУЭП. 2008.

2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. М., изд-во Эксмо, 2006.

Концепции общественного развития Основные представители и идеи
социологический идеализм  
географический детерминизм  
исторический материализм  
биологический детерминизм  
психологизм  
техницизм  

Заполните таблицу

Основные сферы общественной жизни

Сфера Характеристики сферы общественной жизни
· Экономическая сфера Это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ. Экономическая сфера включает в себя такие важнейшие компоненты, как: - -
· Социальная сфера Это область осуществления…..
· Политическая сфера  
· Духовная сфера  

Контрольные вопросы

1. Почему общество следует рассматривать как целостную и саморазвивающуюся систему? Охарактеризуйте с этой точки зрения современное состояние российского общества.

2. Традиционно выделяются следующие типы социального познания:

· гуманитарное знание,

· социально-экономическое знание,

· социально-философское знание. В чем особенности каждого из этих типов?

3. Как изменялось представление об обществе на различных этапах развития философской мысли (в античности, в средние века, в Новое и новейшее время)?

4. Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе?

5. Перечислите основные принципы системного подхода к изучению общества?

6. Какие существуют сферы (подсистемы) общества? Какими науками они изучаются?

7. Чем отличаются идеалистический и материалистический подходы к трактовке общества? Приведите примеры сочетания материальных и идеальных компонентов в каждой из сфер.

Занятие 3.2. Философская антропология и проблема человека

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Проблема человека принадлежит к числу «вечных» проблем философии. Ставя вопрос о природе человека, люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Эрих Фромм по этому поводу замечает, что никто не сомневался в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании. Отсюда и множество определений человека:

- то он «разумное существо» (animal rationale),

- то «общественное животное» (zoon politikon),

- то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем привычное – homo sapiens.

Вопросы для подготовки

1. Проблема человека в истории развития социально-философской мысли. (доклад или защита реферата).

2. Биологизаторские и социологизаторские концепции.

3. Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность и их взаимосвязь.

4. Личность как социальная характеристика человека, её сущность и структура.

5. Смысл человеческого бытия. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в истории философии.(доклад или защита реферата)

6. Проблема свободыличности в различные исторические эпохи и в различных концепциях. (доклад или защита реферата)

7. Сущность личности и мера её свободы (работа в мини-группах)

Литература для подготовки

1. Алексеев П.В. Социальная философия. М., 2008.

2. Данильян, О.Г. Тараненко. Философия. - М., 2009.

Основные понятия темы.

Человек, индивид, личность, индивидуальность, социализация, детерминизм, индетерминизм, фатализм, волюнтаризм, масса, объективные условия и субъективный фактор, социальная роль, гедонизм, экзистенциализм, отчуждение, необходимость и свобода, экзистенциализм.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит разница биологизаторского и социологизаторского подходов?

2. Какова структура личности?

3. Что общего и в чем разница между понятиями человек, индивид, личность и индивидуальность?

4. Какова структура личности?

5. Как определяется понятие деятельности в философии?

6. Какое значение имеет деятельность для существования общества и человека?

7. Назовите основные атрибуты деятельности?

Наши рекомендации