Тема 1. Философская антропология

Человек как особая форма бытия. Постановка проблемы человека в философской антропологии. Уровни бытия человека. Соотношение природного (биологического) и общественного (социального) в человеке. Современные биологизаторские и социологизаторские концепции сущности человека. Экзистенциальное и духовное измерение онтологической структуры человека.

Человек в своей жизнедеятельности: индивид, индивидуальность, личность. Человек как деятельное и творческое существо. Личность как субъект и носитель свободы. Феномен внутренней свободы. Роль социальной среды в формировании личности. Человек в системе социальных отношений. Проблема сохранения человеческой индивидуальности в современном мире.

Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

Тема 2. Социальная философия

Общество и природа. Исторические этапы взаимодействия общества и природной среды. Противоречия в системе «общество-природа» в современную эпоху. Экологическая и демографическая проблемы, роль права в их решении. Идеи В.И. Вернадского о ноосфере, их актуальность.

Общество как системное целое. Специфика философского осмысления общественной жизни. Структура общества. Важнейшие сферы (подсистемы) жизнедеятельности общества.

Социальные отношения, их особенности и роль в обществе. Основные подструктуры общества.

Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания. Массовое сознание.

Проблема исторической необходимости и свободы личности. Свобода и ответственность. Понятие юридической ответственности.

Общество как социальный организм, в его движении, изменении, развитии. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию процесса развития общества. Концепции исторического процесса (Дж. Вико, О. Конт, К. Маркс, О. Шпенглер, Н.Я.Данилевского, А. Тойнби, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.).

Философия истории: проблема периодизации. Типы цивилизаций: традиционные и техногенные цивилизации. Понятие постиндустриального общества. Глобализация и глобальные проблемы.

Общественный прогресс, его критерии, направленность и исторические типы. Социальный детерминизм и его виды: географический, демографический, социально-экономический, технологический, космологический и др.

Тема 3. Культура и цивилизация. Формы ценностного освоения бытия

Понятие культуры. Структура и функции культуры. Единство и многообразие культур. Культура и цивилизация. Философские концепции происхождения и сущности культуры.

Понятие «социокода» как формы наследования социального опыта. Традиции и инновации в культуре. Современные модели взаимодействия культур: ассимиляция, интеграция, мультикультурализм. Проблематичность каждой из данных моделей.

Культурные универсалии как категории культуры. Смыслы и ценности культуры. Философское понимание ценностей (аксиология). Понятие ценности. Ценности и оценка. Структура оценки. Субъект и предмет оценивания, форма и основание оценки. Ценности и нормы. Конкретно-историческое и общечеловеческое содержание норм. Система ценностей: пирамида ценностей. Базовые и преходящие ценности. Общечеловеческие, классовые, национальные, индивидуальные ценности. Право и ценности в жизни человека и общества. Проблема социального идеала и переоценки ценностей.

Основные формы ценностного освоения бытия: право, мораль, религия, искусство.

Социокультурные основания правового сознания. Ценности права и ценности морали. Справедливость и свобода как нравственно-правовые ценности. Проблемы социальной реализации правовых ценностей. Понятие правовой культуры. Особенности правовой культуры России. Правовые ценности и проблемы формирования правового общества в России.

Лекции

Главное назначение лекционного курса для бакалавров заключается в том, чтобы помочь студентам вникнуть в предмет и правильно организовать систематическую работу над курсом в течение всего времени изучения, направить и организовать самостоятельную познавательную и творческую деятельность студентов. Эффективность небольшого лекционного курса по философии для бакалавров зависит от концентрированного, строгого изложения основных проблем курса. В связи с этим наиболее приемлемыми являются обзорные лекции по сквозной тематике.

Лекции должны стать для студентов путеводителем в лабиринте глубоких и сложных философских проблем.

Ввести студентов в данный курс.

Познакомить с основными философскими понятиями и категориями.

· Показать становление и формирование этих категорий по мере развития философского знания.

· Познакомить студентов с современными философскими школами, направлениями и течениями, наиболее важными дискуссиями в области философии. Исходя из требований образовательного стандарта, в лекциях необходимо остановиться на мировоззренческой и методологической роли философии по отношению к правовой теории и юридической практике.

· В лекциях даются рекомендации по использованию основной и дополнительной учебной литературы. Сложность чтения лекций для бакалавров заключается в том, что они будут читаться на первом курсе. Поэтому в лекциях должно присутствовать гармоничное сочетание простоты и доступности изложения материала с высоким теоретическим уровнем.

Наши рекомендации