Милетские материалисты
Тема 3.
Античная философия
1. Ранняя философия древнегреческого востока и запада.
2. Античная философия классического периода.
Античная философия – это совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н.э. вплоть до 7 в. н.э.
Всю историю античной философии можно подразделить на 4 периода:
1. зарождение и формирование античной философии (7 в. до н.э.);
2. зрелость и расцвет (5-4 вв. до н.э.);
3. закат античной философии - это греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (3-1 вв. до н.э.);
4. период упадка и гибели в эпоху Римской империи (1-7 вв. н.э.)
Несмотря на длительность этого периода, охватывающего свыше тысячи лет интенсивного развития, существуют веские основания рассматривать античную философию как единое и своеобразное, хотя отнюдь не изолированное явление в развитии философского сознания человечества.
Особенность античной философии в том, что внутри нерасчлененного единства зачаточных философских понятий и научных воззрений, относящихся к природе, она играет роль во многих отношениях решающую: первые греческие философы были не только первыми математиками, физиками, астрономами, физиологами, их научные представления о мире вместе с тем определяли свойственную для них постановку и решение вопросов философских.
И для науки древних греков, и для античной философии характерно обилие почти одновременно возникавших научных гипотез и типов философских учений. Объясняется это тем, что при рано возникшей острой научной пытливости древние греки могли удовлетворять ее только в тех условиях и границах, которые предоставляло им слабое развитие техники и почти полное отсутствие эксперимента.
Для философии это многообразие гипотез означало многообразие типов философского объяснения мира. Так, уже в 5 в.до н.э., после того как элейцы обосновали мысль о вечности истинно-сущего бытия, которое не может ни возникать, ни исчезать, появились космогонические и физические гипотезы Эмпедокла, Анаксагора и атомистов Левкиппа и Демокрита, в которых по-разному объяснялось происхождение миров и в которых выдвигались различные догадки о природе и свойствах материальных частиц, образующих своими сочетаниями все вещи. Разнообразие возникших в Древней Греции типов философских учений сделало античную философию школой философского мышления для всех последующих времен.
Важным условием последующего развития античной философии было то, что началом и исходной точкой этого развития оказался философский материализм. Философы, действовавшие в 6 в. до н.э. - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан полагали, что все вещи, возникающие различным способом и различным способом погибающие, должны были произойти из какого-то одного и притом вещественного начала. Таковы «вода» Фалеса, «воздух» Анаксимена, «огонь» Гераклита, «земля» Ксенофана и т. д.
В дальнейшем развитии древнегреческой философии, уже рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии могли привести и в ряде случаев действительно привели к возникновению идеализма.
То, что в античной философии 6 в. до н.э. было лишь возможностью, стало действительностью во второй половине 5 и в первой половине 4 в. до н.э. в Афинах. В лице Сократа и особенно Платона здесь складывается учение философского идеализма, который сознательно и непримиримо противопоставляет себя предшествующему и современному материализму, в первую очередь материализму атомистов.
Ранняя философия древнегреческого востока и запада
Древнегреческая философия возникла в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных древними греками. Первые материалистические учения на грани 7-6 вв. до н.э. возникли в Милете. С конца 7 до конца 6 в. до н.э. здесь последовательно жили и учили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Милетские материалисты
Фалес (ок. 625-547 до н.э.) – родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Автор многих технических усовершенствований, первый измерял памятники архитектуры и скульптуры в древнем Египте.
Произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции – первоосновы всего, он полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Все постоянно рождается из этого единого источника.
Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю Вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды. Он полагал, что ближе всего к Земле находится небо неподвижных звезд, а дальше всего - Солнце.
Анаксимандр (ок. 610-540 до н.э.) признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не какое-либо отдельное вещество, а первовещество – «апейрон», из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало не имеет границ и потому есть «беспредельное».
Анаксимен - последний в ряду милетских философов. Приняв в качестве первовещества воздух, он ввел новую важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь.
Пифагор и пифагорейцы
Пифагор - выходец из греческого Востока. Около 532 г. до н.э. переселился в Южную Италию, где основал в городе Кротоне религиозную общину (союз пифагорейцев). Основными моментами его религии были: вера в переселение души человека после смерти в тела других существ, ряд предписаний относительно пищи и поведения, и учение о трех образах жизни, наивысшим из которых признавалась жизнь не практическая, а созерцательная.
Учение Пифагора о мире признано мифологическим. По учению Пифагора, мир - живое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, или, что для Пифагора то же самое, воздух. Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи.
Первым назвал себя философом: «Я не мудрец (софос), - ибо мудр, по Пифагору, только бог, а я - тот, кто только любит мудрость (софию)».
Пифагор первым назвал мир космосом (с греческого – порядок). Как собственно пифагорово до нас дошло лишь одно положение: «Все вещи подражают числу». Сам он не излагал письменно свое учение. Занятия в его школе носили как открытый, так и закрытый характер – были экзотерические и эзотерические. Поэтому сведения о его учении есть лишь в пересказе его учеников и последователей. А саму философию пифагорейцев мы имеем в изложении самих пифагорейцев и Аристотеля.
Основные положения философии пифагорейцев:
«Началом всего являются вечные числа». Пифагорейцами впервые осуществлен отход от представлений, полагающих в качестве первоначала, - стихии. Число – первое мысленное, не чувственное определение, хотя и не вполне мысленное.
Числа по своей природе – ограничивающие и безграничные. Без них ничего бы не было и не было бы порядка, гармонии (т.е. согласованности различного). Число есть сущность всех вещей и гармония чисел есть причина мирового порядка. Следовательно, кто хочет познать все вещи, должен понять природу числа и гармонию чисел.
Определения природы числа, развиваемые пифагорейцами:
1. монада – единство, одно (вспомним, на познание чего сориентировал всех философов Фалес) или неопределенное единство. Именно потому, что каждое число в себе есть монада – каждое число есть единство, одно. «Два» ведь не расползающиеся «один» и «один», а «два», также «три» и т.д.
2. диада – различие или двойственность. Очень важно, что эти определения не следуют друг за другом случайно, а осознаются пифагорейцами, как необходимо следующие из предыдущих определений. Диада – это не одна монада плюс еще одна монада, ибо откуда еще одна монада приблудилась? Диада есть различие монады от себя самой, это различившееся единство или различенное единство или определение неопределенного. Кто дает это определение? Сама монада определяет себя как диаду. Для того чтобы было два не нужно две монады. Нужно лишь, чтобы монада в себе различилась, стала более определенной.
Что такое настоящая семейная пара? Когда двоЕ есть на самом деле двА, т.е. в себе одно. Это, когда ущипнешь одного, а больно другому. А, если одного щипают, а другому «ну и что», то они не образовывали пару. Они совместны, рядом, но не одно, а отдельны. И, если они расходятся «как в море корабли», то разлучение ничего не изменит в них, как, впрочем, прежде ничего не изменило в них их соединение. Точно также общество, народ, человечество есть единство или отдельность составляющих их людей.
Откуда множество? Из единства: нет единства – нет множества. Как здорово: множество из единого! Пифагорейцы снимают всю Милетскую школу. «Все из одного», - но почему так, милетцы не знают. Все появляется, как из «рога изобилия». А пифагорейцы уже догадываются: монада только кажется абсолютно неопределенным. Неопределенность есть ее определенность, следовательно, монада – неопределенное определенное, из которого возникает определенное неопределенное – диада.
Диада – это определенная монада или монада положившая себе предел своей беспредельности.
Ни монада, ни диада еще не образуют природы Числа. Число – это только единство (монада)? Нет. Число – это только множество (диада)? Тоже нет. Число – это единство монады и диады – триада.
Что такое Число? Это единство определенного и неопределенного. Это природа количества – оно может быть любым и каждый раз оно определенно.
Милетская школа – качественное первоначало (вода, апейрон, воздух). Пифагорейцы – количественный принцип: он содержит в себе определенность, но как момент – определенность в единстве с неопределенностью.
Будет ли правдой сказать, что число это только «1»? Нет: и «2», и «3» – также числа. Любое число едино, но если бы любое число не было бы разделено в себе – можно ли было бы его разделить? Нет. В школе учат, что числа делятся, а почему?
Пифагорейцы - создатели математики как науки, а не просто счета: арбуз и арбуз еще вавилоняне могли сложить. Пифагорейцы имели не практическую цель, а выделили число и отношение чисел как самостоятельный предмет. Они занимались познанием необходимых свойств числа как такового.
Могла ли возникнуть наука математика без философии? Пифагорейцы впервые уяснили, что такое само число как таковое, а не число арбузов! И тем самым заложили основу математики как науки.
Триада – первое совершенное число, но не самое; истинное единство; истинная, завершенная монада; <единство единства и различия>; развитое единство.
Тетрада – развитая триада; второе совершенное число, в нем раскрывается природа настоящего различия; полностью раскрыта природа диады; различие единства и различия.
По пифагорейцам, природа подражает тетраде. Тетрада для природы – закон: 4-е стороны света, 4-е измерения, 4-е конечности у животных и т.д.
Декада – совершеннейшее число. Она есть развитая тетрада. Декада содержит в себе все предшествующие моменты определения природы числа (не случайно 1+2+3+4=10). Декада все в себе содержит и все из себя производит – отсюда пифагорейский гимн декаде.
Все не просто существует, но в гармонии: в единстве различного, все различно в единстве. Пифагорейцы не только говорят, что все из числа, но и показывают как:
точка (1) –> прямая (2) –> плоскость (3) –> объем, тело (4).
Прямая – это различившаяся от самой себя точка. <Также плоскость, объем.>
Небесные тела в количестве 10-ти. Пифагорейцы шли не от видимого к мысли, а от мысли к реальности тел. Тела уже находятся в движении и в гармонии – гармония небесных сфер.
Душа – триада: а) чувственная – растения; б) рассуждающая – животные (кот, например, вполне рассудителен: мясо легче и спокойней стащить, когда человек уйдет, а пока не ушел - нужно подождать; и в этом смысле кот лучше тех людей, кто не может себя сдержать, и хватает, что ему нужно, сразу); в) разумная – человек.
Духовные отношения так же подчиняются природе числа: мысль – монада; познание – диада, ибо направлено на одно; мнение пифагорейцы считали числом плоскости (триадой); ощущение – числом тела (тетрада).
Это учение, таким образом, охватывает все, исходя из единого принципа – одного, монады. Но природа вещей у пифагорейцев еще в форме числа, а не в сфере чистой мысли (хотя число уже нечто мыслимое, вне чувственных вещей). Следовательно, это еще не действительное начало философии. Она еще только начинает начинаться – это историческое начало. Почему? Эти начала существуют «до» и «независимо» от мышления. Но вот парадокс: пифагорейцы мыслили то (число), что полагалось ими существующим «до” и “вне” мышления. Вопрос: как же они могли его (число) мыслить? Первоначало не может быть «до» и «вне» мышления, конечно речь не о человеческом субъективном мышлении, но об этом дальше.