Характеристика исторического периода. 1440-е гг.
1440-е гг. – изобретение Гуттенбергом печатного станка. Одна из первых печатных книг – басни Эзопа (на древнегреческом) – это знак возврата к культуре, языку
1453 – падение Константинополя
80-е гг. – активизируется деятельность инквизиции. Призыв папы Иннокентия VIII к массовому уничтожению ведьм. «Молот ведьм»
1486 г. – Пино делла-Мирандоло «О достоинстве человека» - своеобразная программа Ренессанса
1492 – открытие Америки
1499 – начало путешествия Америго Веспуччи в Новый Свет
1494 – начало серии итальянских войн, которые вели французские королиà начало знакомства Франции с итальянским искусством. Преемственность идей: Италияà Францияà Германияà Испания.
Рубеж XIV и XV веков – расцвет пластического искусства: «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Джоконда», «Св. семейство» Микеланджело, собор Св. Петра в Риме.
1517 – начало борьбы между католиками и протестантами – 95 тезисов против католицизма Лютера
1532 – «Гаргантюа и Пантанрюэль» Рабле
1535 – казнь Томаса Мора, одного из самых ярких представителей эпохи Ренессанса.
Время укрепления Ордена Иезуитов в Испании и усиление его влияния на культуру из-за школ.
XVI век – время Тициана, Веронезии, Чилини Тинторетто
1572 – Варфоломеевская ночь
90-е гг. – начало творчества Шекспира
1600 – казнь Жордано Бруно в Риме
1601 – издание первой части «Дон Кихота»
1620 – Френсис Бэкон «Новый Органон» à переход от Возрождения в Новое время.
1633 - публичное покаяние Галилея.
Подход к человеку
Средневековье | Возрождение |
Человек – родовое существо (следствие теоцентрического мировоззрения) Созерцательный, а не творческий тип личности | Принцип антропоцентризма: человек – индивидуальность. Духовное начало неотъемлемо от телесного. В своей творческой мощи человек уподобляется Богу. Он – творец цивилизации и культуры. Активный тип личности. Возрождается этика эпикурейства. |
Николо Кузанский «Об учёном неведении»
демократичность – обращение ко всей аудитории
единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен
в центре внимания оказываются вопросы познания
появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит окружающий мир природы
Франциск Ассизский
ФА – один из первых святых католической церкви. «Блаженный неуч», юродивый. Он нёс любовь к реальному миру, одновременно пребывая душой в мире ином. В этом вся сложность: не отказываясь от этого мира, принадлежать миру духа. Своим поведением ФА отвечает аскетизму средневековья, который приводит к религии без человека в его реальном существе. Суть приближения к Христу – следование Ему в повседневной жизни (без посредников). Он стремился охватить жизнь во всех её проявлениях.
Природа – божье детище, Бог творец всех прекрасных вещей. Таким образом, в философии ФА выражен номинализм: Бог – творец не идей и типов, а вещей. (Позже это тяготение к индивидуальному будет главенствовать в возрождении).
В целом, культура Возрождения направлена на истолкование природы. Обожествление природы – пантеизм. Бог и мир тождественны, Бог разлит в мире, весь мир одушевлён (панпсихизм). Сенсуализм – доверие к человеческим чувствам в познании природы, именно чувственный опыт – критерий познания. Это ответ средневековью с его абстрактным способом познания. Возвращение к античности (в культуре и языке) и античной философии (особенно к атомистам и эпикурейцам).