Философия и. канта. 62
Основоположником немецкого классического идеализмасчитается Иммануил Кант(1724 – 1804) – великий немецкий философ, профессор (а также ректор) Кенигсбергского университета. На вопрос, кого из новейших философов он считает самым выдающимся, немецкий писатель и поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749 – 1832) ответил: «Кант – самый выдающийся, вне всякого сомнения. И именно его учение продолжало влиять и, впоследствии, и глубже всего проникло в нашу немецкую культуру. Он повлиял и на вас, хотя вы и не читали его» (Лихтенштадт В.О., 1920, С. 464). Немецкий поэт и публицист Генрих Гейне (1797 – 1856) писал о Канте: «Изобразить историю жизни Иммануила Канта трудно. Ибо не было у него ни жизни, ни истории. Он жил механически размеренной, почти абстрактной жизнью холостяка в тихой отдаленной улочке Кенигсберга, старинного города на северо-восточной границе Германии. Не думаю, чтобы большие часы на тамошнем соборе бесстрастнее и равномернее исполняли свое внешнее ежедневное дело, чем их земляк Иммануил Кант. Вставание, утренний чай, писание, чтение лекций, обед, гуляние – все совершалось в определенный час, и соседи знали совершенно точно, что на часах – половина четвертого, когда Иммануил Кант в своем сером сюртуке, с камышовой тросточкой в руке выходил из дому и направлялся к маленькой липовой аллее, которая в память о нем до сих пор называется Аллеей Философа. Восемь раз проходил он ее ежедневно взад и вперед во всякое время года, и, когда было пасмурно или сырые тучи предвещали дождь, появлялся его слуга, старый Лампе, с тревожной заботливостью следуя за ним, с длинным зонтиком подмышкой, как символ провидения» (Гейне Г., 1934, С. 102).
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.) и критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).
В течение докритического периодафилософский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. Важнейшими проблемами философских исследований Канта данного периодабыли проблемы бытия, природы, естествознания.Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития. Философские выводы Кантабыли революционными для его эпохи. Он пришел к выводу о том, что:
1) Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц (данная гипотеза, изложенная Кантом в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в настоящее время известна как гипотеза Канта–Лапласа);
2) природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; она находится в постоянном изменении и развитии; движение и покой относительны;
3) все живое на земле, в том числе и человек, является результатом естественной биологической эволюции.
В работе «Единственно возможное основание для доказательства бытия бога» (1762) Кант отвергает все существующие доказательства бытия Бога. В частности, он указывает: то, что «природа даже в состоянии хаоса может действовать только правильно и слаженно», в конечном счете, не говорит о том, что ее первопричиной «должен быть бог», и «приводит... к более высокому понятию о бесконечной мудрости бога». В качестве альтернативы двум перечисленным доказательствам Кант предложил рассматривать Бога как абсолютно необходимое бытие. Однако, по мнению Канта, такая гипотеза является лишь «основанием для доказательства», способным породить только своего рода психологическую, но вовсе не логическую убежденность в бытии Бога.
В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический периодполучил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведенийКанта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».
В работе «Критика чистого разума»Кант отстаивает идею агностицизма, т.е.невозможности познания окружающей действительности. Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности – бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее, его разум.
Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.
Первая антиномия – ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА | |
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. | Мир не имеет начала во времени и безграничен. |
Вторая антиномия – ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ | |
Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. . | В мире нет ничего простого. |
Третья антиномия – СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ | |
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. | Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы. |
Четвертая антиномия – НАЛИЧИЕ БОГА | |
Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего. | Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего. |
С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий, и разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, является доказательством наличия границ познавательных способностей разума.
Также в «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:
1) апостериорное знание– это то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность;
2) априорное знание– доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначальнои не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое изэтих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. Следует отметить, что теория Канта об априорном знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая Альбертом Энштейном (1879 – 1955) в середине ХХ века теория относительности поставила ее под сомнение;
3) «вещь в себе» – одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещью в себе» является внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аффицирование»)на органы чувств человека. Органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира. Но данная картина, возникающая вразуме на основании ощущений, является всего лишь видимым разумом и чувствами образом внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром. Реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе», т.е. субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом.Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.
Таким образом, при познании разум наталкиваетсяна две непроницаемые границы:
а) собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия – антиномии;
б) внешние границы – внутреннюю сущность вещей в себе.
Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы окружающего мира (образы от непознаваемых «вещей в себе»), также, по Канту, имеет свою структуру,которая включает в себя:
1) чувственность – первый уровень сознания. Ее формами является пространство и время.Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.
2)рассудок – следующий уровень сознания, формами которого являются категории, т.е. предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат» пространства и времени (например, количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.);
3)разум– высший уровень сознания, формами которогоявляются окончательные высшие идеи,например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.
Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях– предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. Нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями. Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.
Данными классамиявляются: количество, качество, отношение и модальность. Иными словами, все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.
В каждом из этих классов он выделять по три категории:
· в классе количества– единство, множество, цельность;
· в классе качества– реальность, отрицание, ограничение;
· в классе отношения– субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
· в классе модальности– возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.
Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов являются противоположными характеристиками свойства класса, а третьи представляют собой их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом – цельность; качества – реальность и отрицание (нереальность), их синтез – ограничение и т. д. Согласно Канту с помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.
Наряду с «чистым разумом» – сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет «практический разум», под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении под названием «Критика практического разума». Главные вопросы «Критики практического разума»:
а)«Какой должна быть мораль?»
б) «Что есть моральное (нравственное) поведение человека?»
Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к выводу о том, что существует так называемая чистая нравственность, т.е. признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное. Но между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие. Поэтому мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.
И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон,который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом:«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: во-первых, человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; во-вторых, человек должен относиться к другому человеку (как и он – мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.
Кроме того, говоря о необходимости самосовершенствования человека, его души, Кант подчеркивал: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими» (Кант И., 1965, С. 434).
В своей третьей книге критического периода – «Критика способности суждения» – Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры), в природе (все в природе имеет свой смысл – в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии), а также целесообразности духа (наличие Бога).
Что касаетсясоциально-политических взглядовИ. Канта, то он считал, что человек наделен изначально злой природой, поэтому видел его спасение в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву). Кант был сторонником распространения демократии и правового порядка – во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами. Он осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества и считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир»: войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.
Историческое значение философии Кантав том, что им было:
· дано основанное на науке объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);
· выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»);
· выведено двенадцать категорий – предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;
· сформулирован категорический императив – моральный закон;
· выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;
· осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.