Занятие 5. Знания о религии в эпоху
Возрождения.
Мировоззренческая основа философских знаний о религии в эпоху Возрождения. Методы анализа религии.
Сильно продвинулось вперед познание религии в эпоху Возрождения, что во многом связано с десакрализацией, детеологизацией значительных слоев духовной культуры, а также с критическим отношением ряда влиятельных мыслителей к официальной католической идеологии. Несмотря на присущий этой переходной эпохе противоречивый характер культуры, она во многом приобретает светские черты. Обращение деятелей культуры Возрождения к античной философской и художественной традиции, противостояние официальному богословию и схоластике обусловили плодотворность решения проблем, связанных с религией.
Методы анализа религии светскими мысли гелями Возрождения основывались на принципах антидогматизма и антиавторитаризма, признании сомнения в качестве исходного пункта философского размышления, историческом подходе к явлениям культуры, в том числе и религии. Кроме того, важным инструментом анализа священных текстов впервые стала наука — филология.
В эпоху Возрождения не затухает интерес к проблеме происхождения религиозных верований. К этому времени европейская мысль накопила достаточно опыта и знаний, чтобы задаться вопросом об историческом развитии религий, выявить факторы, способствующие возникновению и воспроизводству религии. Философская мысль Возрождения впервые поставила и проблему объединения различных религий на основе единой веры, наличие которой предполагалось несомненным во всех существующих религиях.
В эпоху Возрождения вновь всплывает античная идея есте-ственного возникновения религии. Многие тогдашние мыслители разделяли взгляд на различные религии как на результат обмана со стороны их основоположников.
Значительную роль в познании религии сыграл филологичес-кий анализ религиозных текстов. Интерес к древним языкам, их тщательное изучение позволили мыслителям эпохи Возрождения не только восстановить и развить античную традицию религиоведения, но и подвергнуть сомнению достоверность некоторых важнейших документов церкви. Так, Л. Валла в результате филологических изысканий пришел к выводу о подложности Дарственной грамоты императора Константина, обладанием которой римская церковь доказывала свое право на светскую власть. И, наконец, в эпоху Возрождения сложилось понимание того, что такие виды духовной деятельности, как этика, искусство, философия, наука и политика, независимы от религии и могут рассматриваться вне связи с ней.
Сравнительный анализ «язычества» и христианства
Никколо Макиавелли.
Ø Религия поддерживает цивилизованность в обществе
Ø Римские граждане скорее нарушили бы закон, чем клятву данную именем богов
Ø Религия помогала управлять войсками, награждать людей добродетельных и посрамлять порочных.
Ø Там, где существует религия, легко создать армию
Ø Религия создает авторитет нововведенным законам
Ø Там, где нет страха перед Богом, появляется страх перед государем, что восполняет недостаток религии.
Ø Республики, желающие остаться неразвращенными должны уберечь от порчи обряды своей религии.
Ø Возникновение культа: ответы оракулов-вера в то, что боги могут давать не только знания, но и блага-храмы-жертвоприношение-молитвы-ритуал богопочитания.
Ø Христианство заставляет мало ценить мирскую славу, а язычники ставили ее высоко.
Ø К лику святых язычники причисляли только тех людей, кто достиг мирской славы.
Ø Бог – безличный фатум.
Ø Религия сотворена человеком, например, в Риме – Нумой Помпилием.
Ø Древние люди больше любили свободу, чем нынешние из-за разницы в воспитании, т.е религии.
Ø В Языческой религии:жертвоприношения делали людей более страшными, причислялись к лику святых только те люди, которые достигли мирской славы, высшее благо в величии духа и силе тела.
Ø Методология: антидогматизм по отношению к католической церкви.
Ø Религии рассматриваются им как явления общественной жизни, они подчинены законам возникновения, возвышения и гибели; как и вес в жизни людей, они находятся во власти необходимости. И оцениваются они с точки зрения их пользы для политической цели, стоящей перед обществом. Общества без религии Макиавелли не мыслит. Религия представляется ему необходимой и единственной формой общественного сознания, обеспечивающей духовное единство народа и государства.
Ø Макиавелли также считал, что за последние пять-шесть тысячелетий различные формы религиозных учений сменялись два-три paза.
Размышляя о том, почему древние народы были «больше нашего преданы свободе», он видит причину в «разнице воспитания» и в «различии религии». По мнению Макиавелли, христианство, пусть и открывая верующим «истину и правильный путь жизни», учит, однако, переносить все надежды на небеса,меньше ценить мирские блага. Христианство «признает святыми большею частию людей смиренных, более созерцательных, чем деятельных», оно «полагает высшее благо в смирении, в презрении к мирскому, в отречении от жизни». В результате «этот образ жизни, как кажется, обессилил мир и предал его в жертву мерзавцам. Когда люди, чтобы попасть в рай, предпочитают скорее переносить побои, чем мстить, мерзавцам открывается обширное и безопасное поприще». Так в творчестве Никколо Макиавелли гуманистическая критика христианского нравственного идеала достигает своего логического завершения.Макиавелли не только раскрывает общественную функцию религии в классовом обществе; он настаивает на ее необходимости для укрепления государства, но религия эта, по его убеждению, должна носить совершенно иной характер; она,по примеру древнего язычества, должна воспитывать мужество, гражданские добродетели, любовь к земной славе. В язычестве его привлекают «великолепие жертвоприношений», торжественность и пышность обрядов. Но главное - религия древних воспитывала активность, она видела высшее благо «в величии души, в силе тела и во всем, что делает человека могущественным». Достоинство язычества, а вместе с тем и той идеальной, с точки зрения Макиавелли,религии, которая всего более отвечает интересам укрепления государства, он считает то, что «древняя религия боготворила только людей, покрытых земной славой, как, например, полководцев и правителей государств»; его привлекают обряды, сопровождавшиеся «кровопролитием и жестокостями», потому чтоподобный культ возбуждал храбрость, приводил к тому, что древние были в своих поступках «более жестоки, чем мы».Мыслители Возрождения
(П.Помпонацци, Д.Бруно, Д.Ванини) о причинах, эволюции и роли религии в обществе.Помпонацци.
Ø Принимает концепцию двух истин. Истина религии – не истина философская, потому что религия не содержит в себе ни истины, ни лжи, она служит для житейских нужду, т.к. язык веры – это язык притч и морали. Религия не занимается истиной.
Ø Предположив, что существуют только три религии – либо все они ложны, и обманут весь мир; либо истинна одна, тогда обманута большая часть мира.
Ø признает иудаизм, христианство и ислам равнозначными по существу.
Ø Люди делятся на: расположенных к вере в Бога; менее расположенных, поступающих праведно из-за системы поощрений и наказаний; жестокие и подлые люди.
Ø Душа смертна, но признание этого не отрицает нравственность.
Ø Религия подпитывается верой в чудеса, как только они перестают происходить появляется охлаждение к вере, таково начало конца христианства.
Ø Ни знамения, ни писания, ни ведения не происходят сами по себе: все совершается движением небесных тел.
Ø Чудеса не потому чудеса, что они происходят против порядка природы, а потому что непривычны и случаются крайне редко.
Ø Нельзя представлять Бога как личность. Бог есть судьба, природа, начало движения, поэтому Он не несет личной ответственности за существующее в мире зло. Зло есть естественное проявление противоречий в мире, а противоречия должны существовать, чтобы был порядок.
Ø Помпонацци выдвинул общее положение о том, что «все, что имеет начало, переживает этапы: рост, зрелое состояние и упадок. Если что гибнет, из него рождается иное, противоположное гибнущему»30 (30 Помпонацци. С. 265). Религии возникают и гибнут в соответствии с законами природы. Древние боги приходят в упадок, поскольку люди начинают почитать иных. наследующих прежним, богов. С появлением нового закона зарождаются новые обычаи: так, во времена идолопоклонства крест презирали, а когда оносменилось новым, христианским законом, не стало ничего более почитаемого, нежели крест.
Бруно
Ø Судьба людей не изменится, если они перейдут от веры к безверию или станут приверженцами другого вероисповедания.
Ø Природа есть Бог в вещах.
Ø Языческие боги – это обожествленные люди: изначально боготворили божество за то, что оно якобы было, к примеру, в Юпитере, которым был царем Крита, а потом привыкли просто называть божество Юпитером.
Ø Вечные божества имеют временные имена.
Ø религии подчинены всеобщему закону рождения и гибели. Бруно полагал, что религия эволюционировала от египетской (основанной на культе природы, а потому естественной) через иудейскую, извратившую египетскую, к христианской.
Ванини.
Ø Воинствующий атеист
Ø На пути к истине стоял католицизм
Ø Отрицает сотворение мира Богом и господство Бога над всем существующим.
Ø Дух не может дать толчок материи, а душа – телу, все наоборот.
Ø Отрицает бессмертие души, воскресение мертвых, чудеса и видения, существование злых и добрых духов.
Ø Отрицает святость христианских мучеников.
Ø Рационалистическое толкование религии и государства. Империи и религии имеют свое начало и конец.
Ø Возрождает теорию о трех обманщиках.
Ø Религия нужна, чтобы держать народ в повиновении.
Ø Невежество и страх породили мысль о существовании богов, страх перед неизвестными силами природы.
Ø причины обмана в корыстолюбии священнослужителей, желании государей удержаться на тронах и расширить свои владения. Ванини обратился к античной идее страха перед силами природы как причины возникновения религии
Ø Религию возникают и исчезают под влиянием небесных тел.
Ø Бог не действует в мире без посредства небесных тел, следовательно, он несовершенен