Занятие 5. Знания о религии в эпоху

Возрождения.

Мировоззренческая основа философских знаний о религии в эпоху Возрождения. Методы анализа религии.

Сильно продвинулось вперед познание религии в эпоху Возрождения, что во многом связано с десакрализацией, детеологизацией значительных слоев духовной культуры, а также с критическим отношением ряда влиятельных мыслителей к офи­циальной католической идеологии. Несмотря на присущий этой переходной эпохе противоречивый характер культуры, она во многом приобретает светские черты. Обращение деятелей культу­ры Возрождения к античной философской и художественной тра­диции, противостояние официальному богословию и схоластике обусловили плодотворность решения проблем, связанных с рели­гией.

Методы анализа религии светскими мысли гелями Возрожде­ния основывались на принципах антидогматизма и антиавторитаризма, признании сомнения в качестве исходного пункта фи­лософского размышления, историческом подходе к явлениям культуры, в том числе и религии. Кроме того, важным инстру­ментом анализа священных текстов впервые стала наука — фило­логия.

В эпоху Возрождения не затухает интерес к проблеме проис­хождения религиозных верований. К этому времени европейская мысль накопила достаточно опыта и знаний, чтобы задаться воп­росом об историческом развитии религий, выявить факторы, спо­собствующие возникновению и воспроизводству религии. Фило­софская мысль Возрождения впервые поставила и проблему объединения различных религий на основе единой веры, наличие которой предполагалось несомненным во всех существующих ре­лигиях.

В эпоху Возрождения вновь всплывает античная идея есте-ственного возникновения религии. Многие тогдашние мыслители разделяли взгляд на различные религии как на результат обмана со стороны их основоположников.

Значительную роль в познании религии сыграл филологичес-кий анализ религиозных текстов. Интерес к древним языкам, их тщательное изучение позволили мыслителям эпохи Возрождения не только восстановить и развить античную традицию религиоведения, но и подвергнуть сомнению достоверность некоторых важнейших документов церкви. Так, Л. Валла в результате филологических изысканий пришел к выводу о подложности Дарственной грамоты императора Константина, обладанием которой римская церковь доказывала свое право на светскую власть. И, наконец, в эпоху Возрождения сложилось понимание того, что такие виды духовной деятельности, как этика, искусство, философия, наука и политика, независимы от религии и могут рассматриваться вне связи с ней.

Сравнительный анализ «язычества» и христианства

Никколо Макиавелли.

Ø Религия поддерживает цивилизованность в обществе

Ø Римские граждане скорее нарушили бы закон, чем клятву данную именем богов

Ø Религия помогала управлять войсками, награждать людей добродетельных и посрамлять порочных.

Ø Там, где существует религия, легко создать армию

Ø Религия создает авторитет нововведенным законам

Ø Там, где нет страха перед Богом, появляется страх перед государем, что восполняет недостаток религии.

Ø Республики, желающие остаться неразвращенными должны уберечь от порчи обряды своей религии.

Ø Возникновение культа: ответы оракулов-вера в то, что боги могут давать не только знания, но и блага-храмы-жертвоприношение-молитвы-ритуал богопочитания.

Ø Христианство заставляет мало ценить мирскую славу, а язычники ставили ее высоко.

Ø К лику святых язычники причисляли только тех людей, кто достиг мирской славы.

Ø Бог – безличный фатум.

Ø Религия сотворена человеком, например, в Риме – Нумой Помпилием.

Ø Древние люди больше любили свободу, чем нынешние из-за разницы в воспитании, т.е религии.

Ø В Языческой религии:жертвоприношения делали людей более страшными, причислялись к лику святых только те люди, которые достигли мирской славы, высшее благо в величии духа и силе тела.

Ø Методология: антидогматизм по отношению к католической церкви.

Ø Религии рассматриваются им как явления общественной жизни, они подчинены законам возникновения, возвышения и гибели; как и вес в жизни людей, они находятся во власти необходимости. И оцениваются они с точки зрения их пользы для политической цели, стоящей перед обществом. Общества без религии Макиавелли не мыслит. Религия представляется ему необходимой и единственной формой общественного сознания, обеспечивающей духовное единство народа и государства.

Ø Макиавелли также считал, что за последние пять-шесть тысячелетий различные формы религиозных учений сменялись два-три paза.

Размышляя о том, почему древние народы были «больше нашего преданы свободе», он видит причину в «разнице воспитания» и в «различии религии». По мнению Макиавелли, христианство, пусть и открывая верующим «истину и правильный путь жизни», учит, однако, переносить все надежды на небеса,меньше ценить мирские блага. Христианство «признает святыми большею частию людей смиренных, более созерцательных, чем деятельных», оно «полагает высшее благо в смирении, в презрении к мирскому, в отречении от жизни». В результате «этот образ жизни, как кажется, обессилил мир и предал его в жертву мерзавцам. Когда люди, чтобы попасть в рай, предпочитают скорее переносить побои, чем мстить, мерзавцам открывается обширное и безопасное поприще». Так в творчестве Никколо Макиавелли гуманистическая критика христианского нравственного идеала достигает своего логического завершения.Макиавелли не только раскрывает общественную функцию религии в классовом обществе; он настаивает на ее необходимости для укрепления государства, но религия эта, по его убеждению, должна носить совершенно иной характер; она,по примеру древнего язычества, должна воспитывать мужество, гражданские добродетели, любовь к земной славе. В язычестве его привлекают «великолепие жертвоприношений», торжественность и пышность обрядов. Но главное - религия древних воспитывала активность, она видела высшее благо «в величии души, в силе тела и во всем, что делает человека могущественным». Достоинство язычества, а вместе с тем и той идеальной, с точки зрения Макиавелли,религии, которая всего более отвечает интересам укрепления государства, он считает то, что «древняя религия боготворила только людей, покрытых земной славой, как, например, полководцев и правителей государств»; его привлекают обряды, сопровождавшиеся «кровопролитием и жестокостями», потому чтоподобный культ возбуждал храбрость, приводил к тому, что древние были в своих поступках «более жестоки, чем мы».

Мыслители Возрождения

(П.Помпонацци, Д.Бруно, Д.Ванини) о причинах, эволюции и роли религии в обществе.

Помпонацци.

Ø Принимает концепцию двух истин. Истина религии – не истина философская, потому что религия не содержит в себе ни истины, ни лжи, она служит для житейских нужду, т.к. язык веры – это язык притч и морали. Религия не занимается истиной.

Ø Предположив, что существуют только три религии – либо все они ложны, и обманут весь мир; либо истинна одна, тогда обманута большая часть мира.

Ø признает иудаизм, христианство и ислам равнозначными по существу.

Ø Люди делятся на: расположенных к вере в Бога; менее расположенных, поступающих праведно из-за системы поощрений и наказаний; жестокие и подлые люди.

Ø Душа смертна, но признание этого не отрицает нравственность.

Ø Религия подпитывается верой в чудеса, как только они перестают происходить появляется охлаждение к вере, таково начало конца христианства.

Ø Ни знамения, ни писания, ни ведения не происходят сами по себе: все совершается движением небесных тел.

Ø Чудеса не потому чудеса, что они происходят против порядка природы, а потому что непривычны и случаются крайне редко.

Ø Нельзя представлять Бога как личность. Бог есть судьба, природа, начало движения, поэтому Он не несет личной ответственности за существующее в мире зло. Зло есть естественное проявление противоречий в мире, а противоречия должны существовать, чтобы был порядок.

Ø Помпонацци выдвинул общее положение о том, что «все, что имеет начало, переживает этапы: рост, зрелое состояние и упадок. Если что гибнет, из него рождается иное, противопо­ложное гибнущему»30 (30 Помпонацци. С. 265). Религии возникают и гибнут в соответ­ствии с законами природы. Древние боги приходят в упадок, по­скольку люди начинают почитать иных. наследующих прежним, богов. С появлением нового закона зарождаются новые обычаи: так, во времена идолопоклонства крест презирали, а когда оносменилось новым, христианским законом, не стало ничего более почитаемого, нежели крест.

Бруно

Ø Судьба людей не изменится, если они перейдут от веры к безверию или станут приверженцами другого вероисповедания.

Ø Природа есть Бог в вещах.

Ø Языческие боги – это обожествленные люди: изначально боготворили божество за то, что оно якобы было, к примеру, в Юпитере, которым был царем Крита, а потом привыкли просто называть божество Юпитером.

Ø Вечные божества имеют временные имена.

Ø религии подчинены всеобщему закону рождения и гибели. Бруно полагал, что религия эволюци­онировала от египетской (основанной на культе природы, а пото­му естественной) через иудейскую, извратившую египетскую, к христианской.

Ванини.

Ø Воинствующий атеист

Ø На пути к истине стоял католицизм

Ø Отрицает сотворение мира Богом и господство Бога над всем существующим.

Ø Дух не может дать толчок материи, а душа – телу, все наоборот.

Ø Отрицает бессмертие души, воскресение мертвых, чудеса и видения, существование злых и добрых духов.

Ø Отрицает святость христианских мучеников.

Ø Рационалистическое толкование религии и государства. Империи и религии имеют свое начало и конец.

Ø Возрождает теорию о трех обманщиках.

Ø Религия нужна, чтобы держать народ в повиновении.

Ø Невежество и страх породили мысль о существовании богов, страх перед неизвестными силами природы.

Ø причины обмана в корыстолюбии священнослужителей, желании государей удержаться на тронах и расширить свои владения. Ванини обратился к античной идее страха перед силами природы как причины возникновения религии

Ø Религию возникают и исчезают под влиянием небесных тел.

Ø Бог не действует в мире без посредства небесных тел, следовательно, он несовершенен

Наши рекомендации