В преддверье Вриндавана
Среди бесчисленных планет Вайкунтхи выделяется одна – Голока. Эта высшая планета духовного мира делится на три части: Дварака, Матхура и Вриндаван. Эта планета считается высшей, поскольку к айшварье, или осознанию непревзойденного великолепия и величия Господа, здесь добавляется вкус мадхурьи – особой сладости или близости взаимоотношений.
Если на Вайкунтхе преданные поклоняются Господу как верховному господину, испытывая такие чувства, как благовейный восторг, изумление перед Его великолепием, то в Двараке атмосфера пронизана чувством дружбы. Ядавы наслаждаются общением с Кришной – шутят с Ним, обнимают Его, пускаются с Ним в различные приключения. Царицы Двараки во главе с Рохини и Сатьябхамой – Его верные жены и близкие подруги, делящие с Кришной все (духовные) «горести» и «радости». Уддхава служит Кришне как верный друг, зная о Его сокровенных переживаниях и стараясь исполнить все Его желания.
В Матхуре Васудева и Деваки испытывают близкие родительские чувства к Кришне. Помните – после того как Кришна расправился со злобным Камсой, оправившись от первоначального потрясения, Деваки посадила Кришну к себе на колени и накрыла Его голову платком сари, чтобы накормить Его молоком из своей груди. А Васудева начал обнимать Кришну и вдыхать аромат Его волос.
Но если в Двараке и Матхуре мадхурья лишь слегка присутствует, то во Вриндаване сладость и близость взаимоотношений с Кришной наводняет все и затмевает осознание Его величия и великолепия. Преданные Вриндавана просто любят Кришну.
Здесь тоже есть дружба, но эта дружба не такая, как с Ядавами. Там – это «взрослая» дружба с присущей ей дистанцией. Во Вриндаване мальчики-пастушки отчитывают Кришну: «Кришна! Так не честно! Ты програл, так что теперь неси Шридама на плечах во-он до того дерева! А то мы с Тобой водиться не будем!» – и, в страхе, что они действительно с Ним водиться не будут, Кришна покорно исполняет их желания.
Нанда и Яшода тоже испытывают к Кришне родительскую нежность. Но эти чувства никогда не оттеняются трепетом перед величием Абсолюта, который испытывают Васудева и Деваки. Иногда к ним закрадываются подозрения, что, может быть, Кришна – какой-нибудь полубог. Но так или иначе, для них Кришна – вечно маленький малыш, поэтому они стараются всячески заботиться о Нем и защищать Его от возможных опасностей.
Точно также супружеская любовь к Кришне в Двараке пронизана взаимным уважением и дистанцией, каким и должен быть ведический брак. Во Вриндаване же гопи питают к Кришне настолько пылкие и чистые романтические чувства, что аналога им нет ни в духовном мире, ни тем более в материальном – они лишены и тени эгоизма и вожделения.
Все обитатели Двараки и Матхуры прославляют любовь бриджабаси (жителей Вриндавана), а обитателям Вайкунтхи их слава просто не известна. Лакшмиджи в течение многих тысяч лет совершала суровые аскезы, чтобы родиться как гопи во Вриндаване. Но, поскольку ее привлекает роскшь и великолепие Вайкунтхе, Ей так и не удалось этого добиться. По милости Кришны Она присутствует во Вриндаване лишь как золотая линия знака Шриватса на Его груди.
Попасть в эту верховную обитель – редчайшая удача, которой невозможно достичь даже в течение многих жизней неукоснительного следования принципам преданного служения. Попасть туда можно лишь по особой милости Кришны и Его вечных спутников. И нам необычайно повезло, потому что пятьсот лет назад Кришна специально явился в облике Шри Чайтаньи Махапрабху, чтобы явить эту особую милость. И вместе с Ним явились Его близкие спутники – шесть Госвами, другие ачарьи, Бхактивинода Тхакур, Шрила Бхактисиддхантаджи, и, наконец, Шрила Прабхупада. По их милости, а также по милости их верных последователей, тысячи и миллионы душ на протяжении десяти тысяч лет получат этот удивительный дар – любовь к Кришне, подобную той, что испытывают Его спутники во Вриндаване. А вместе с ней – возможность вернуться на эту самую возвышенную планету духовного мира.
Слушая описания Вриндавана, мы должны соблюдать почтительную дистанцию. Настоящий преданнй никогда не считает себя достойным постичь трансцендентную природу этих возвышенных отношений с Кришной. Он лишь надеется на возможность хоть как-то служить слугам слуг слуг Кришны и Шримати Радхарани – даже если это означает чистить картошку или мыть пол в храме здесь, в материальном мире. Он и это в совершенстве делать не умеет – что уж говорить о служении в духовном мире.
Но чистые преданные – они понимают Кришну. Поэтому слушая из их уст описания Голоки Вриндавана и осознавая, что все, что они говорят, для них является реальностью, мы сможем издалека краешком глаза также подсмотреть за этой чудесной реальностью, и почувствовать каплю того, что испытывают эти преданные. И этой капли будет достаточно, чтобы утонуть в ней, безвременно оставив все наслаждение материального мира, Брахмаджьоти и даже Вайкунтха-локи. Однако здесь не мы выбираем Кришну – здесь Кришна выбирает нас.
Вриндавана Дхама
«Вриндаван – такое чудесное место. Там всегда цветут цветы, и даже можно встретить несколько видов пестрых оленей. Чирикают птицы, воркуют и танцуют павлины, и жужжат пчелы. Кукушки поют там на пять голосов. Озера Вриндавана окруженны густой зеленой травой. Там цветет множество разновидностей лотосов, и ветерок разносит повсюду их благоухающую пыльцу. Когда брызги с Ямуны, озер и водопадов доносятся до обитателей Вриндавана, они автоматически чувствуют прохладу. Поэтому их практически не беспокоит летняя жара. Там множество непересыхающих водопадов, звук которых столь чудесен, что затмевает стрекотание кузнечиков. И поскольку повсюду в изобилии вода, леса там всегда выглядят зелеными и прекрасными».
На Голоке все служат Кришне. Даже деревья. Кто-то может спросить, как неподвижные деревья могут служить Кришне. Но это так. Они распростирают свои кроны, чтобы в их тени Кришна со своими спутниками мог проводить время. Они дают чудесные плоды и цветы. На самом деле они дают все что угодно, ибо каждое дерево там – это дерево желаний. Предположим, вы хотите приготовить Кришне.... м-м-м... скажем, салат из огурцов. Вы подходите к ближайшей кокосовой пальме, почтительно приносите поклоны и говорите: «Уважаемая Кокосовая пальма, не будете ли Вы так любезны дать мне пару килограмов огурцов для Кришны». И только вы успеваете отскочить, как сверху обрушивается целая гора первоклассных огурцов, и вдобавок еще трехлитровая банка с трансцендентной 108%-ной сметаной.
Когда деревья видят Кришну, то молодые побеги на их ветвях встают дыбом от экстаза, и потоки меда, подобно слезам, начинают течь по стволам. Они начинают, неумокая, прославлять Его шелестом своих кронам и почтительно склоняют ветви.
Пыль Вриндавана – совершенно особенная, потому что ее касаются лотосные стопы Кришны и Его вечных спутников во Вриндаване. Где-то она состоит из камфоры, где-то – из шафрана, а где-то из мускуса. Великие полубоги, и даже преданные Двараки, такие как Уддхава, стремятся посыпать ей свои головы. И Сам Господь Чаитанья, раскрывая для нас сокровенные мысли чистого преданного, молится:
«О сын Махраджи Нанды, Кришна! Я Твой вечный слуга, но так уж случилось, что я пал в этот ужасный океан рождения и смерти. Пожалуйста, вызволи меня из этого океана смерти, и сделай меня пылинкой у Твоих лотосных стоп!»
Подобно синему поясу, ожерелью из сапфиров или гирлянде из синих лотосов, богиню Вриндавана украшает река Ямуна. Кришна бесконечно дорог Ямуне. Когда Кришна с Его близкими спутниками играют в Ямуне – купаются, ныряют, устраивают «водяные бои», – Ямуна довольно улыбается им своей пеной и брызгает на них прекрасными руками своих волн. Когда Ямуна слышит, как прославляют имена Кришны, она иногда превращается в молоко, и удивленные гопи начинают его взбивать.
На Голока-Вриндаване множество животных. Это миллионы разноцветных коров-сурабхи, обезьяны, павлины, попугаи, лебеди, утки, журавли, пчелы, белочки, олени, собаки и милионы других. Между ними нет зависти. Зависть порождается чувственными наслаждениями, но на Голоке нет чувственных наслаждений, ибо единственная цель – это доставить удовольствие Кришне. Все животные здесь тоже любят Кришне и у каждого есть свое служение. Коровы стараются удовлетворить Его, давая молоко. Павлины гордо вытанцовывают. Птицы поют, услаждая Его слух. Белочки проделывают сальто в воздухе и другие головокружительные трюки, забавляя Кришну и Его друзей. Телята смешно прыгают и бодаются. Обезьяны – верные и надежные спутники в различных авантюрах. Попугаи выступают в роли крылатых «шпионов», а пчелы жужжат, добавляя неповторимый колорит к чудесной рапсодии звуков Вриндавана.
Вечные спутники Кришны на Голоке-Вриндаване – Шримати Радхарани, Господь Баларама, Нанда и Яшода, девушки-пастушки (гопи) и мальчики-пастушки – экспансии Его внутренней энергии. Самые удачливые из душ получают возможность служить Кришне в роли их спутников – сокровенных слуг, друзей, старших и возлюбленных.
Обитатели Голоки «не знают» верховного положения Кришны. Они играют роль «деревенских жителей», но они не любят никого больше чем Кришну. Этим они отличаются ото всех. Они даже не знают Нараяну. Однажды Кришна спрятался от гопи, и те, как безумные, начали искать его повсюду. Кришна принял четырехрукую форму Нараяны, и в своих поисках гопи наткнтулись на Него. Увидев Его, они сказали: «О, вот Господь Нараяна. Намаскар. Ты не видел, здесь Кришна не проходил?» Их не интересует даже Нараяна. Им нужен только Кришна, хотя они и «не знают», что Кришна – Верховная Личность Бога.
Любовь и преданность обитателей Голоки-Вриндавана беспрецендентна. Даже у Самого Кришны, владыке всех духовных и материальных миров, нет ничего, чем бы Он мог отплатить за нее. Обращаясь к гопи, Кришна говорит: «Я не смогу вернуть вам долг за ваше безукоризненное служение даже в течение жизни Брахмы. Ваша любовь ко мне кристально чиста... Поэтому пусть же ваши собственные возвышенные деяния будут вам наградой.»
Шримати Радхарани
Cамой высочайшей из всех преданных в творении является Шримати Радхарани. Вот уже на протяжении вечности Ананта-шеша Своими тысячами уст пытается прославить Ее трансцендентные качества. И безуспешно! Господь Чаитанья в наставлениях Санатане Госвами выделяет двадцать пять основных качеств Шримати Радхарани:
1. Мадхура – Ее облик – олицетворение непревзойденной сладости
2. Нава-вайа – Она вечно юна
3. Чала-апанга – Ее глаза неугомонны, как у оленихи
4. Удджвала-смита – Ее лицо украшает ослепительная улыбка
5. Чару-саубхагйа-рекхадхйа – Ее стопы и ладони украшены прекрасными благоприятными линиями
6. Гандха-унмадита-мадхава – Аромат, исходящий от Ее трансцендентного тела, буквально сводит Кришну с ума
7. Сангита-прасара-абхигья – Она непревзойденно поет и играет на вине
8. Рамйа-вак – Ее речь очаровательна
9. Нарма-пандита – Она обладает удивительным чувством юмора
10. Винита – Она очень смиренна
11. Каруна-пурна – Она исполнена милости и сострадания
12. Вигадха – Она чрезвычайно умна
13. Патава-анвита – Она искусна в исполнении Своего долга
14. Ладжджа-шила – Застенчивость – венец короны Ее трансцендетных качеств
15. Су-марйада – Она всегда почтительна
16. Дхаирйа – Она всегда спокойна
17. Гамбхирйа-шалини – Она всегда очень серьезна
18. Су-виласа – Она любит игры и наслаждения
19. Махабхава-парамотткарша-таршини – Она олицетворяет самые возвышенные эмоции любви
20. Гокула-према-васати – Она наполняет любовью всю Гокулу
21. Джагад-шрени-ласат-йаша – Она самая знаменитая из всех преданных
22. Гуру-арпита-гуру-снеха – Она очень любит и уважает Своих старших
23. Сакхи-пранайита-ваша – Она покорна любви Своих старших подруг
24. Кришна-прийа-авали-мукхйа – Она главная среди гопи
25. Сантата-ашрама-кешава – Она всегда держит Кришну под Своим контролем
Всеми этими качествами Шримати Радхарани безраздельно и исключительно служит Кришне. И все возвышенные и привлекательные качества в женщинах, которые можно наблюдать в материальном мире – это лишь бледное отражение трансцендентных качеств Шримати Радхарани, к тому же, как правило, оскверненное эгоизмом – нашим неотъемлимым материальным спутником.
Господь Шри Кришна
В добавление ко всем своим бесчисленным качествам, которые Верховный Господь проявляет в других формах, во Вриндаване Кришна являет четыре уникальных аспекта красоты и сладости (мадхурьи) – сладость Его лилы (игр), премы (любви), вену (флейты) и рупы (облика).
Только чистые преданные Кришны, и отчасти Сам Кришна могут по-настоящему понять эти качества. Шрила Прабхупада милостиво оставил для нас приоткрытой дверь к их сердцам. Поэтому давайте же воспользуемся этим, и заглянем вовнутрь.
Лила-мадхурья – Чудесные игры Кришны
Сам Кришна как-то поделился: «Хотя у Меня множество замечательных развлечений, все же, когда Я вспоминаю о раса-лиле с гопи Меня тотчас охватывает желание вновь погрузиться в нее».
Один преданный сказал: «Я наслышан о Нараяне, супруге богини процеветания, и многих других воплощениях Господа. Конечно же меня восхищают игры этих воплощений. Но все же игры раса-лилы Самого Господа Кришны..., они волшебным образом усиливают мое трансцендентное блаженство».
Према-мадхурья – Любящие преданные
Брошенные Кришной во время танца раса, гопи сокрушались: «Дорогой Кришна, днем, когда Ты уходишь в лес Врендавана со Своими коровами, каждое мгновение тянется для нас, как двенадцать лет, Нам невыносимо трудно пережить это время. А когда в конце дня Ты возвращаешься, то при взгляде на Твое прекрасное лицо нас охватывает такое влечение, что мы не всилах оторвать от Тебя глаз. И если в это время мы случайно моргаем, то обрушиваем свои проклятия на создавшего нас Господа Брахму, называя его тупицей за то, что он не умеет создавать совершенные глаза!»
Подобным образом, одна гопи, описывая свои чувства Кришне, говорила: «Когда мы встречаемся с Тобой ночью, эта ночь кажется нам очень короткой. Да что говорить о земной ночи – ночь Брахмы (более четырех миллиардов лет) и та показалась бы нам слишком короткой!»
Учитывая, что одно из качеств преданных – это сатья, правдивость, можно только поражаться необыкновенной любви преданных, которая побуждает их действительно испытывать подобные чувства.
Вену-мадхурья – Привлекательная флейта Кришны
Однажды гопи сказали маме Яшоде: «Когда твой сын играет на Своей флейте, ее звуки приводят в смятение Господа Шиву, Господа Брахму и Индру, хотя в этой вседленной нет никого мудрее и ученее, чем они. Стоит им услышать звуки флейты Кришны, как они, забыв о своем высоком положении, в смирении склоняются перед Ним и, внимая этим звукам, становятся серьезными».
А вот как описывает звуки флейты Кришны Шрила Рупа Госвами: «Звук флейты Кришны чудом заставил Господа Шиву прекратить стучать в свой барабан диндим. Та же флейта прервала медитацию великих мудрецов, четырех Кумар. Она повергла в измуление Господа Брахму, восседавшего на лотосе и готового приступить к сотворению вселенной. А Анантадева, до эхтого спокойно державший все планеты на Своих клобуках, стал раскачиваться из стороны в сторону в такт трансцендентным звукам флейты Кришны, которые проникли сквозь оболочки этой вселенной и достигли духовного неба».
Чего стоят все вселенские катаклизмы вместе взятые по сравнению с силой любви, которую пробуждают в сердцах преданных звуки флейты Кришны!
Рупа-мадхурья – Необыкновенная красота Кришны
Близкий друг Кришны, Уддахва, раскрывает свои мысли Видуре: «Мой господин, когда Кришна пришел на эту планету и проявил возможности Своей внутренней энергии, самым чудесным из всего был Его облик. Все время, пока длились Его игры на этой планете, мы имели возможность созерцать Его красоту, перед которой никто не мог устоять. С помощью Своей внутренней энергии Он явил такое великолепие, которое повергло в изумление всех. Он был так прекрасен, что не нуждался ни в каких украшениях. На самом деле не украшения придавали красоту Кришне, а Его красота, отражаясь в них, делала их прекрасными».
Рупа Госвами рассказывает нам, что однажды Кришна случайно увидел отражение Своего прекрасного облика в драгоценных камнях на полу. Увидев это отражение, Он подумал: «Мне никогда не доводилось видеть ничего прекраснее! Хотя это Я Сам, все же, вслед за Радхарани, Я пытаюсь обнять Свое отражение, чтобы насладиться небесным блаженством».
Ачарьи говорят, что именно для того, чтобы до конца понять Свою необычайную сладость, Кришна и принял трансцендентный облик Господа Чаитаньи Махапрабху, облик Своего преданного. Таким образом говорится, что Голока разделена на две части: Кришна-питха или Вриндаван и Гаура-питха или Навадвипа. Разницы между ними нет, лишь только во Вриндаване Радха и Кришна проявяют Себя порознь, а в Навадвипе Они сливаются в единый чудесный золотой облик Господа Гауранги. И другое отличие состоит в том, что во Вриндаване преобладает вкус мадхурьи или сладости, а в Навадвипе – аударьи или великодушия, с которым Господь Чаитанья и Его вечные спутники раздают всем эту мадхурьюили сладость святого имени Радхи и Кришны.
Вриндаван замечатльно описан Шрилой Прабхупадой в «Источнике Вечного Наслаждения». Чтобы получить какое-то представление о Навадвипе духовного мира, давайте почтительно прикоснемся к лотосным стопам Навадвипа-бхава-таранги, «Волнам экстаза Навадвипы» – удивительному произведению, написанному Шрилой Бхактивинодом Тхакуром в глубокой медитации чистой любви к Богу. Кстати, Вриндаван и Навадвипа здесь на Земле неотличны от изначальной Голоки Вриндавана. Просто для того, чтобы это увидеть нужно чуточку очиститься. Итак...
«Волны экстаза Навадвипы»
Пусть же мои глаза увидят Шри Навадвипу дхаму (священую обитель) , периметром в 16 крош (около 140 км), – венец короны всех святых мест, обитель всех полубогов, риши (великих мудрецов), Вед – главное проявление энергии Господа сандхини, вечного бытия, на которой покоятся Его энергии чит (знания) и ананда (блаженства).
Пусть мои глаза увидят как 16 крош Вриндавана в Матхура-мандале неотличны от Навадвипы в Гаура-мандале. Эти дхамы являются лишь двумя проявлениями одного источника, бесконечного и чисто духовного, который принял форму двух обителей лишь для того чтобы разделить игры Господа. Благодаря Своей уникальной непостижимой энергии (ачинтйа-шакти), бесконечной и духовной, Господь принес эти две дхамы в материальный мир, чтобы освободить обитающие здесь живые существа. Такова милость Шри Кришны. Пусть же все те, кто связан майей, увидят этот Вриндаван и Навадвипу-дхаму.
Только должным образом подготовленные, чувства живых существ смогут вкушать духовный нектар этих дхам. Вместо того, чтобы вкушать сладостный нектар, неподготовленные люди с материальными чувствами презрительно надсмехаются над этими местами как никчемными объектами безжизненной материи. Поскольку обрести необходимую квалификацию можно лишь по милости Самого Кришны, нисходящей через милость преданных, живым существам нужно искать общения с чистыми преданными Господа. Невозможно обрести квалификацию, следуя путями гьяны и кармы. Только с помощью шраддхи (веры) и общения с преданными Господа можно одолеть темницу материального мира. В то самое мгновение, как чувства живого существа оставят материальную иллюзию, его глаза увидят великолепие духовной дхамы.
О, когда же я достигну этого уровня? Когда смогу я увидеть Шри Навадвипу-дхаму, выйдя за границы материального существования? Когда же эта дхама, освежающая более чем свет десяти миллионов лун, явится перед моим взором?
Девять островов Гаура-мандалы подобны гигантскому лотосу. Посредине, между восемью островами – восемью лепестками этого лотоса – находится главный остров, Антардвипа, а в центре этого лотоса покоится Майапур, место явления Господа на Земле. Увидев его, я преисполнюсь блаженства. Веды поют о трансцендентном месте, именуемом Брахмапура. Когда мои глаза освободятся от иллюзии, я увижу, как это место неотлично от Майапура. Именно здесь, в непревзайденной Гокуле или Махаване Враджа, сын Шачи совершает Свои вечные игры.
То, что было обителью пастухов и гопи (вайшьев) во Врадже, стало обителью семейств брахманов в Навадвипа-дхаме. В центре Майапура вечно присутствует место, где живет брахмана Джаганнатха Мишра, место, способное очистить каждого. Хотя глаза, страдающие от материальной иллюзии, увидят там лишь небольшой домик, участок земли, воды и другие обыкновенные вещи, если Майадеви милостиво приподнимет свои покровы, мы сможем увидеть просторную духовную обитель, где, постоянно сходя с ума от любви к Шри Гауранге, служат Ему Его вечные отец, мать и бесчисленные слуги. Там Лакшмиприя и Вишнуприя вечно служат лотосным стопам Господа. Здесь в своей удивительном облике живет Шри Гауранга, олицетворение всей Панча-таттвы. Шри Нитйананда и Шри Адваита, Гададхара, Шриваса и бесчисленные преданные живут здесь, каждый у себя, в Майапуре. Повсюду лежат дома Вайшнавов. О Майапур, пожалуйста, будь милостив ко мне.
С юго-востока, извиваясь, подобно змее, ради собственного же блага к Майапуру подходит Ганга или Ямуна, чтобы служить Шри Гауранге, бриллианту среди дваждырожденных. На ее берегах можно найти множество гхатов (мест для омовения), храмов, рощ, а также божества Праудхамайи и Вриддха Шивы, стражей святой дхамы. По всему Майапуру рассыпаны бесчисленные дома брахманов, широкие дороги, дворы, леса и храмы. На юго-востоке, на берегу реки Сарасвати, расположено вечное место Ишодйана, сад Господа.
Почему негодяи Кали-йуги, прочно скованные материальной иллюзией, должны иметь привелегию видеть эти сокровища духовного царства? Поэтому Майадеви, воспользовавшись меняющимся течением Ганги, спрятала дхаму. Так глаза материалиста смогут уловить только тень настоящего Майапура. Пусть же по милости Шри Нитйананды, владыки всех духовных энергий, этот Майапур явится моему взору, и пусть мои глаза наполнятся должным трепетом. О Нитйананда Прабху, пожалуйста, благослови этого никчемного глупца, дав ему возможность увидеть проходившие на этой земле игры Господа в роли домохозяина,. О Майапур, центр лотоса с восемью лепестками, блестящего как золото, лучезарного и чистого, засияй же перед моим взором!
Здесь и там разбростаны рощи, вот озеро Притху и множество пастбищ. Как прекрасны они! Кругом множество каналов, полей и широких дорог, осаженных деревьями кадамба, бакула и другими. К западу отсюда, на берегу Ганги лежит Ганганагара, куда в дом Гангадасы со своими друзьями-брахманами Господь приходил учиться. Здесь также можно увидеть Брахадваджа-Тилу, где великий муни Бхарадваджа, поклоняясь Гауранге, достиг премы, и затем написал сутры, чтобы поднять материалистичных людей до уровня преданного служения.
К северу от Притха Кунды лежит деревня Чханда Кази (Матхура Кришн-лиле). Здесь также Шаштхи Тиртха и прелестный Мадхуван, обширная и густонаселенная область. О глаза, пожалуйста, смотрите на это зрелище и очищайтесь. Еще к северу лежит привлекательная Сараданга, гда вместе с Господом Джаганнатхой втайне живет племя Шабаров, в страхе перед демоном Бахурактой. Пусть я навсегда смогу сохранить вид этого места.
К северо-западу от Матхуры я увижу великолепие Шимантадвипы, граничащей с берегом Ганги. Здесь, совершая огромные аскезы, Шри Парвати посыпала свою голову пылью со стоп Гауранги. Поодаль я увижу лес Билвапакша, где четверо братьев Кумаров сидят, погруженные в глубокую медитацию на Гаурангу. А еще дальше я увижу место, называемое Санкаршана Кшетра, где Нитйананда Прабху совершал Свои возвышенные игры.
В южной части Майапура, на берегу Ганги, недалеко от места ее слияния с Сарасвати, находится роща Ишодйана. Пусть этот лес станет вечным прибежищем моей преданности. В этом месте Господь Шри Шачинандана вмести со Своими спутниками проводил Свои полуденные игры.
При виде великолепия этой рощи я вспомню Радха Кунду. Среди огромных деревьев и густых сплетений лиан разнообразные птицы воспевают славу Гауранге. Там лежит большое озеро и золотой храм, увенчанный бриллиантами и синими и желтыми сапфирами. Однако материалисты, глаза которых погрязли в материальных чувственных наслаждениях, не видят этих рощей. Они видят лишь небольшой участок земли, усеянный колючим кустарником, который периодически приводят в хаос разливающиеся воды Ганги.
Посреди Мадхувана находится Вишрама Стхана, место, где находится хижина Кхолавечи Шридхара и опрятный пруд. Освободив Кази, Шри Гауранга пришел сюда отдохнуть вместе со своими спутниками. Когда же срывающимся голосом я заплачу в этом месте: “Гауранга!” Когда же я буду проливать здесь слезы в уединении? Когда же, охваченный эмоциями божественной любви, я увижу как Шри Гаурасундара пьет воду из старого жестяного стакана Шридхары? И когда же мне выпадет великая удача увидеть юного сына Шачи посреди киртана в доме Шридхары в окружении Нитйананды, Адвайты, Гададхары и Шривасы, танцующего и молящего о любви к Богу?
Затем я увижу Суварнабихар, место нахождения несравненного замка Царя Суварны Сена, где Господь в Своей самой привлекательной золотой форме Гауранги танцевал со своей свитой. Когда же, один или в окружении преданных, я буду бродить по Суварна Бихару со слезами любви на глазах, и мой голос будет трепетать в экстазе? Там у лотосных стоп Гауранги я буду молить о крупице служения Их светлостям Радхе и Кришне, и вручу свою жизнь прибежищу лотосных стоп Шримати Радхарани.
К юго-востоку отсюда лежит Нрисимха Пури. Когда же я увижу его красоту, и когда меня охватит экстаз чистой Кришна-премы? Поскольку мое сердце – обитель вожделения, лицемерия, стремления к славе, неискренности и других пороков, я буду молиться Шри Нрисимхадеве, чтобы Он очистил мое сеерце и дал мне желание служить Кришне. О когда же я, плача, буду молиться у лотосных стоп Шри Нрисимхи о возможности беспрепятственно поклоняться Радхе и Кришне в Навадвипе. Когда же Господь, наводящий ужас на силы зла, но исключительно милостивый к Прахладе и преданным, довольный мной, даст мне немного милости? Когда же, довольный мной, Он заговорит с этим никчемным глупцом и избавит меня от всех страхов?
«Мой дорогой мальчик, живи счастливо здесь в Гаура-дхаме, поклоняйся Радхе и Кришне, и культивируй привязанность к Святому Имени. По милости Моих преданных, ты поднимешься надо всеми материальными препятствиями. С чистым сердцем просто поклоняйся играм Радхи и Кришны, которые подобны потоку сладостного нектара». Когда же, к моему ликованию, Господь произнесет эти слова и поставит Свои лотосные стопы мне на голову? В это самое мгновение я упаду на землю, по милости Шри Нрисимхи, проявляя признаки экстаза и испытывая любовь к Радхе и Кришне.
К западу отсюда, неподалеку от реки Алакананда и Каши Кшетры, протекает река Гандака. Там в Годруме, я увижу место, где сурабхи Индры поклонялась Господу. Это место уникально во всех трех мирах. Подобно тому как Ишодйана и Радха Кунда лежат на берегах Ганги, Годрума расположена на берегу Сарасвати. О ум, пожалуйста, поклоняйся рощам Годрумы, ибо благодаря этому очень скоро ты получишь всю сокровищницу игр Гауранги. Видя эти игры, ты с легкостью достигнешь игр Радхи и Кришны, и все твои желания исполнятся.
Годрума это Нандаграм, город Нанды, и место жительство пастухов, где Господь Гауранга явил множество игр. Днем, прихватив на обед молочных яств в доме одного из пастухов, Нимай частенько отправлялся пасти коров со своими друзьями-пастушками. Пастушки говорили Ему, «О брат, на самом деле Ты гопал. Это тело брахмана совершенно Тебе совершенно не подходит. Пойдем, мы понесем Тебя на плечах, и затем вместе будем пасти коров. Мы отправимся к в Майапур к Твоей маме».
Некоторые с нежностью угощали его творогом со сгущеным молоком, а некоторые просто теряли самообладание при виде удивительного облика Господа. Другой пастушок подарил Ему фруктов и цветов со словами: «Приходи ко мне каждый день. Тебе поклоняются брахманы, но ты также являешься Господом для нас, пастухов. Мы не в силах расстаться с Тобой. Ты объект нашего познания и медитации. Гляди, даже коровы, просто видя тебя, начинают мычать и забывают про своих телят и траву. Сейчас уже поздно, и Твой папа ждет Тебя. Поэтому иди, а завтра мы с Тобой встретимся опять на этом же месте. Я припасу для тебя йогурта, творога и сгущеного молока, но если Ты опоздаешь, то я очень огорчусь.”
Так каждый день Нимай и Нитай играли с пастушками в лесу Годрумы. Если было еще не слишком поздно, перед тем как вернуться домой Нимай обычно купался в Ганге. Наступит ли для меня тот день, когда я увижу эти чистые, пропитаные любовью игры Гауранги? Стремясь служить Господу вместе с пастушками, и разделяя их чувства, я поселюсь в хижине в Годруме, безраздельно посвятив этому все свои мысли.
К югу от Годрумы лежит привлекательная Мадхйадвипа, усеяная цепочками прекрасных лесов. Однажды в полдень Гауранга вместе со Своими преданными пришли сюда, чтобы дать свой даршан семи великим риши. Здесь же, на берегу Гомати в лесу Наимишаранйа мудрецы с восторженным вниманием слушали Чаитанйа-бхагавату. Господь Шива и полубоги взобрались на лебедя Брахмы и поспешили сюда чтобы услышать это повествование о Гауранге. Когда же, блуждая по этому лесу, увижу я это собрание, слушающее Гаура Пурану? Когда же на берегу Гомати, в экадаши, во время святого месяца Картика я смогу услышать истории о Шри Чаитанйе? Когда же собрание Шаунаки и риши дадут мне свою милость и посыпят мою голову пылью со своих лотосных стоп? Я воздену к небу руки и воскликну: «О жители Навадвипы, пейте же нектар Гаура лилы в этом лесу с восторженным вниманием!»
К югу отсюда лежит Брахмана Пушкара, неотличнаяа от Пушкары, где брахмана Дживана даса поклонялся Гауранги и обрел утешение, увидев Его золотистый облик. Еще южнее лежит Уччахатта, неотличная от Курукшетры из Брахмаварты. Это обитель всех полубогов, где они совершают Гаура-киртана, и иногда эту музыку слышат местные жители. В полдень, охваченные трансцендентной любовью, в этих лесах прогуливается Гауранга со Своими спутниками. Иногда преданным было достаточно лишь намекнуть об играх Кришны, и Гауранга, вкушая эмоции Радхи, начинал петь и танцевать. Когда же – один или вместе с преданными – я утану в волнах океана любви к Шри Чаитанйе? Когда же, понимая эмоциональное состояние Господа, я буду бродить в полдень по лесу Мадхйадвипы? Когда же обитатели Мадхйадвипы явят мне свою милость и откроют этому всеми брошенному несчастному его настоящую цель: “Гляди, вот Он Гауранга, наш Господь, - танцует вместе со Своими преданными в огромном киртане в Брахманагаре на берегу Брахма Кунды.”
Когда же я увижу этот изумительный золотой облик Гауранги: у Него длинные руки, на Его шее гирлянда из лесных цветов, Он Громко восклицает: “Все и каждый, воспевайте Святое Имя!” В этот момент Шриваса вместе со всеми преданными, крича: “Хари! Хари!” – начнет санкиртану, и кто-то закричит: “О брат, воспевай имя Гаурахари, ибо без Него мы не сможем достичь служения Радхе и Кришне!”
Неподалеку от Уччахатты находится Панчавени, святое место, где отдыхают все полубоги. В этом месте, желая служить Гауранге, сходятся три потока Ганги (Бхагаратхи, Бхагавати и Алакананда), Ямуна и Сарасвати. Омывшись здесь, Гауранга со Своими спутниками, очистили эту тиртху ото всех грехов обитателей Кали-юги. Сам Вйасадева и риши признают, что во всех четырнадцати мирах нет ничего сравнимого с Панчавени. Когда же, омывшись в водах Панчавени, я смогу обрести постоянное памятование лотосных стоп Шри Гауранги? Я пригоршнями буду пить воду, омывавшую эти стопы, утоляя жажду и пьянея от общения с Гаурангой – когда я испытаю такое блаженство?
По другую сторону Ганги от Панчавени лежит Коладвипа, где Господь явился перед Своим преданным в форме вепря. В писаниях это место называется Вараха Кшетра. Это духовное церство, редко достижимое дяже для полубогов. Под названием Кулия Пахара оно является самым знаменитым местом в Гаура-лиле. После принятия санньясы Шри Чаитанйа попытался отправиться во Вриндаван, но, обманутый, вместо этого Он пришел в этот город. Здесь также находится школа Видйавачаспати, брата Сарвабхаумы Бхаттачарйи. Силой своей чистой преданности он привлек Господа, приняв омовение в Ганге. Когда я смогу стоять на этом берегу Ганги и по милости Видйавачаспати узреть великолепие духовного царства?
Когда Господь, царь всех санньяси, появится на крыше Своего дворца? Увидев сияние, исходящее от этого санньяси, я упаду на землю, испытывая острую разлуку с Ним. Как гопи, увидев Кришну в Двараке в царских одеждах, начали плакать, вспоминая Его игры на берегу Ямуны, также и я страстно желаю вернуть Господа назад в Майапур, где бы Он вновь светился, в облике юноши с длинными и кудрявыми волосами, в дхоти, сложенном втрое, и совершающий свои разнообразные очаровательные игры со своими юными друзьями в Ишодйане. Этот санньяси также мой Господь, а я Его слуга, и эти различные формы, которые принимает Господь – лишь некоторые из Его безграничных развлечений. Но мое сердце желает вернуть Господа назад на берег Притху-кунды, в Шривасангам!
Немного поодаль лежит Самудрагири, способная очистить всю вселенную, где раннее Царь Самудра Сен сражался с Бхимой и получил даршан Господа, принимающего Своих чистых преданных. Сюда также, охваченный божественной любовью и приняв прибежище у Ганги пришел океан, чтобы увидеть игры Навадвипа-дхамы. Так, видимая и для людей и для демонов, Гангасагара пребывает в Навадвипе.
Удачливые живые существа могут увидеть в Коладвипе Бахулаван. Много раз, поглощенный киртаном приходил сюда танцевать Гауранга со Своими спутниками. О Коладвипа, будь милостива к этой никчемной душе, дай мне право жить в Навадвипе среди преданных и дай мне доступ к сокровищнице игр Гауранги, моего Господа и в жизни и в смерти.
В северной части Коладвипы находится Чампакахатта, великая тиртха, где Джаядева поклонялся Гауранге, и где находился дом Ванинатхи. В этом доме Господь устроил огромный фестиваль нама-санкиртаны, и показал высочайшую степень Своей премы. В этой деревне находится также лес, в котором растет чампака, где гопи Чампакалата собирает цветы для гирлянд Радхе и Кришне. Он неотличен от Кхадираваны во Врадже, где отдыхают Кришна и Баларама.
В Ритудвипе, обители трансцендентного блаженства, усеянной привлекательными лесами, времена года совершают свое вечное служение Господу. В одном из уголков здесь находится Радха Кунда Враджа. Иногда Гауранга, воспевая славу Кришне, и вспоминая пастушеские игры Кришны, начинал вновь и вновь звать по именам коров: “Шйамали! Дхубали!” Плача, Он также часто звал Субала и Шридаму. Когда я смогу видеть красоту лесов Ритудвипы и бродить, ошеломленный зрелищем игр Радха-кунды, проходящих прямо на моих глазах?
Здесь на берегу Манаса Ганги, недалеко от Радха Кунды, Кришна и Баларама, вместе с Дамой, Балой и Махабалой, отправлялись в отдаленные глухие леса, с бесчисленными коровами и телятами, по дороге обмениваясь шутками, распевая песни и болтая друг с другом. Иногда, теряя телят из поля зрения они начинали тревожится, но при звуке флейты Кришны, все телята бегом возвращались назад. Лишь на одно мгновение мои глаза охватывают это зрелище, и затем все исчезает, а я падаю на землю без сознания. Но прийдя в себя, я встану и продолжу медленно блуждать по лесам.
«О Гауранга, О Кришначандра, океан Милости! Ты богатство бедных и несчастных, а я худший из негодяев!» Постоянно плача, с