Принцип Объединения — основа теории искусства
В центре теории искусства, основывающейся на Принципе Объединения, лежат три понятия: 1) цель творения Бога и творчество; 2) радость и творение по подобию; 3) действие отдавания-и-принятия.
7.1.1. Цель творения Бога и творчество.
Бог сотворил Вселенную с тем, чтобы получить радость через любовь. Это значит, что Бог создал Вселенную как объект своей любви. Следовательно, можно считать Бога великим художником, а Вселенную рассматривать как произведение искусства Бога. Бог сотворил Вселенную Себе на радость и в то же время, чтобы доставить радость человеку. Бог стремился получить радость, доставляя радость людям. Цель человека, как части Божьего творения, состоит из всеобщей цели и индивидуальной цели. Всеобщая цель заключается в том, чтобы доставлять радость целому (а именно: человечеству, нации, народу, Богу и т.п.), тогда как индивидуальная цель состоит в том, чтобы самому получать радость. Поэтому человек получает личную радость, радуя Бога и человечество.
Художественное творчество человека имеет исток в Божьем творчестве. Творческая деятельность начинается со всеобщей цели, то есть с цели доставить удовольствие другим. С другой стороны, восприятие произведения начинается с индивидуальной цели, то есть с цели получить личную радость.
Творческая способность Бога — это способность формировать двухуровневую структуру, состоящую из внутреннего и внешнего четырехпозиционных оснований (см. Раздел “Теория Первоначального образа”, глава 3, § 2). Формирование внутреннего четырехпозиционного основания означает формирование Логоса (или плана), а формирование внешнего четырехпозиционного основания означает творение с использованием хён-сан (материала) на основе Логоса. Это проявляется в виде двухуровневой структуры творения в художественной деятельности человека. Можно сказать, что, во-первых, имеется уровень составления плана и, во-вторых, уровень воплощения с использованием материалов. Различия между отдельными методами и стилями творчества определяются на основе различных характеристик двухуровневой структуры творения.
Радость и творение по подобию.
В надежде получить радость Бог сотворил человечество и все сущее как объекты Своей радости. Субъект получает радость от объекта, когда сон-сан и хён-сан, соответственно, субъекта и объекта подобны 1. Поэтому Бог сотворил человека подобным Своим дуальным свойствам 2 и сотворил все сущее подобным Себе символически. Аналогичный подход к теории искусства приводит к выводу о том, что художник создает произведение искусства в соответствии со своими сон-сан и хён-сан, тогда как реципиент ощущает радость, воспринимая собственные сон-сан и хён-сан через произведение искусства.
Действие отдавания-и-принятия.
В Боге сон-сан и хён-сан участвуют в действии отдавания-и-принятия, чтобы либо образовать единство, либо создать мультиплицированное тело 3. В данном случае создание мультиплицированного тела означает сотворение всего сущего. Применив понятие действия отдавания-и-принятия к теории искусства, можно рассматривать творчество художника как действие отдавания-и-принятия между субъектом (художником) и объектом (материалом), а оценку достоинств художественного произведения как действие отдавания-и-принятия между субъектом (реципиентом) и объектом (произведением искусства). Следовательно, для участия как в процессе художественного творчества, так и в процессе восприятия произведения субъект и объект должны обязательно обладать определенными свойствами.
Искусство и красота
Что такое искусство?
Искусство — это деятельность, направленная на создание или восприятие красоты. Человеческая душа обладает тремя видами способностей: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми, которым соответствуют три различные области культурной деятельности. В интеллектуальную деятельность входят философия, наука и т.п.; волевую деятельность составляют нравственное поведение, этические представления и т.п.; эмоциональная деятельность включает искусство. Таким образом, искусство можно определить как эмоциональную деятельность по созданию, восприятию и оценке красоты.
Какова же цель искусства? Цель, для которой Бог сотворил человека и Вселенную, заключалась в том, чтобы получить радость от любви к объекту. Аналогично человек создает и оценивает красоту как свой объект для радости. Поэтому искусство также можно определить как деятельность, направленную на создание радости путем творения и оценки красоты.
Британский искусствовед Херберт Рид (1893—1968) говорил: “Все художники... хотят вызвать удовольствие, а искусство — это... попытка создавать формы, доставляющие радость” 4. Такое определение согласуется с представлениями об искусстве в философии Объединения.
Что такое красота?
Согласно Божественному Принципу, любовь — это “эмоциональная сила, которую субъект дает объекту”, а красота — это “эмоциональная сила, которую объект возвращает субъекту” 5. Если объектом является вещество или растение, стимул, исходящий от объекта, является материальным, но в восприятии субъекта (человека) он может получить силу эмоционального стимула. Однако иногда бывает, что объект дает стимул субъекту, но последний не воспринимает его эмоционально. Тогда стимул не возбуждает эмоции. Следовательно, вопрос заключается в эмоциональном восприятии субъектом стимула, исходящего от объекта. Если субъект воспринимает стимул эмоционально, то последний возбуждает эмоции. Поэтому красоту можно определить как эмоциональное стимулирование, которое объект создает в субъекте. Поскольку красота является одной из ценностей, наряду с истиной и добром, ее можно также определить как “ценность объекта, ощущаемую как эмоциональное стимулирование”.
Выше описывались две разновидности эмоциональной силы — сила, отдаваемая субъектом объекту в виде любви, и сила, исходящая от объекта и направленная к субъекту в виде красоты. Однако в действительности, когда речь идет об отношениях между людьми, и субъект, и объект взаимно дают и принимают любовь и красоту. То есть объект дает любовь субъекту, а субъект дает красоту объекту. Это объясняется тем, что “когда субъект и объект становятся едины, возникает любовь, которая пребывает скрытой в красоте, а красота пребывает скрытой в любви” 6. Эмоциональная сила посылается от субъекта к объекту или от объекта к субъекту в форме любви, а принимается в виде эмоциональной стимуляции — красоты.
Выше мы привели определение красоты в философии Объединения. Философы прошлого определяли красоту по-разному. Платон, например, описывал сущность красоты в терминах самой красоты, а именно в виде Идеи красоты, существующей в объекте, и говорил: “Красота — это звуковое и визуальное удовольствие” 7. Кант описывал красоту как “субъективную целесообразность объекта” 8 или “форму целесообразности объекта”. Здесь субъективная целесообразность означает целесообразность без какой-либо цели. Это значит, что, даже если объект не имеет преднамеренной цели (объективной или субъективной), форму объекта считают целесообразной, если получают от нее ощущение единства и гармонии, и эту целесообразность считают красотой.
Определение красоты
Что такое красота? Божественный Принцип дает на этот вопрос следующий ответ: “Изначальная ценность индивидуального тела не скрыта сама в себе как абсолют. Она детерминирована взаимоотношением между целью существования индивидуального тела (как особой разновидности объекта, основанного на Божьем идеале творения) и желанием человека (как субъекта) определить изначальную ценность объекта. Например, как определяется красота цветка? Его изначальная красота определяется, когда цель Бога при сотворении цветка и спонтанное желание человека обнаружить красоту цветка находятся во взаимном согласии, то есть когда основанное на Боге желание человека увидеть красоту удовлетворено эмоциональным стимулированием, которое он получает от цветка. Это приносит ему совершенную радость, и этим моментом и определяется изначальная красота цветка” 9.
Красота не существует объективно, а выявляется путем действия отдавания-и-принятия между субъектом, у которого есть желание обрести ценность, и объектом. Иначе говоря, красота открывается, когда субъект ощущает радость от стимула, исходящего от объекта, и осознает их связь эмоционально.
Элементы красоты
Красота — не нечто объективное, а нечто, что можно ощутить.
Какой-то элемент, присутствующий в объекте, создает для субъекта эмоциональный стимул, воспринимаемый субъектом как красота. Что же представляет собой этот элемент, эмоционально стимулирующий субъект, иначе говоря, что такое элемент красоты? Это сочетание цели, с которой объект был сотворен (цели творения), и гармонии физических элементов, входящих в объект. Когда физические элементы, например линии, формы, звуки, цвета, пространства и т.п., хорошо гармонизированы на основе цели творения, они создают эмоциональный стимул для субъекта, у которого создается ощущение красоты. Когда красота признается таковой субъектом, объект становится актуальным носителем красоты.
Гармония относится и к пространственным, и к временным аспектам. Пространственная гармония — к размещению в пространстве, а временная гармония — к ощущению, возникающему в течение времени. К художественным формам, для которых характерна пространственная гармония, относятся живопись, архитектура, скульптура, художественные ремесла и т.п. К художественным формам с временной гармонией относятся литература, музыка и др. Искусство можно подразделить на два вида — пространственный и временной. Драма, балет и подобные им виды искусства являются одновременно и пространственными, и временными, но в любом случае именно гармония является тем элементом, который порождает ощущение красоты.
В своей “Метафизике” Аристотель писал: “Основными формами красоты являются порядок, симметрия и определенность” 10. Х. Рид отмечает: “Произведение искусства имеет воображаемую точку отсчета (аналог центра тяжести), вокруг которой линии, поверхности и массы распределены таким образом, что они находятся в совершенном равновесии. Структурная цель всех этих вариантов — гармония, а гармония удовлетворяет наше ощущение красоты” 11. Оба приведенных взгляда совпадают в том, что элемент красоты заложен в гармонии.