Представления о ценностях эллинистическо-римского периода
Эллинистическо-римский период длился примерно три столетия: со времени победы Александра Македонского (356—323 до н. э.) над Персией и до завоевания римлянами Египта и объединения Средиземноморья. Доминирующим направлением в эту эпоху был индивидуализм и стремление к спокойствию духа. Падение города-государства (полиса) сделало теории ценностей, сосредоточенные на государстве, бесполезными, и в условиях все более нестабильной социальной обстановки греки стали делать упор на индивидуальный образ жизни. Одновременно возросло влияние космополитизма, перешагнувшего национальные границы. Философскую мысль эпохи представляли школы стоицизма, эпикуреизма и скептицизма.
Индивидуалистические тенденции вызвали у людей ощущение бессилия, поэтому для римского периода характерен поиск путей возвышения человека над существующими условиями, что со временем привело к развитию религиозных устремлений. Плодом такой тенденции стал неоплатонизм.
Школа стоицизма
Логос (закон, разум) присутствует во всех элементах Вселенной, а движение Вселенной упорядочено и подчинено законам. Точно так же Логос живет и в людях. Следовательно, они не могут постичь закон Вселенной своим разумом и должны следовать “законам природы”. Именно это положение составляло основу учения школы стоицизма.
Согласно учению школы стоицизма, человек испытывает страдания из-за своих страстей. Чтобы покончить со страданиями, он должен избавиться от страстей и достичь состояния апатии (бесстрастности), то есть полной свободы духа, который неподвластен каким бы то ни было соблазнам. Таким образом, стоики проповедовали аскетизм, в котором бесстрастие считалось высшей добродетелью.
Все люди, будь то греки или жители Востока, должны следовать закону Вселенной. Для школы стоицизма Бог есть Логос, а все люди, будучи детьми Божьими, являются братьями и сестрами. Так появился космополитизм. Основателем школы стоицизма был Зенон из Китиона (ок. 336—ок. 264 до н.э.).
Школа эпикуреизма
В противоположность стоицизму, проповедовавшему аскетизм, школа эпикуреизма, основанная Эпикуром (341—270 до н.э.), пропагандировала удовольствия как высшее олицетворение добра. Эпикур считал, что удовольствие находится в полном согласии с добродетелью. При этом он подразумевал не физическое удовольствие, а отсутствие страданий тела и состояние безмятежности души. Безмятежное состояние духа Эпикур называл атараксией, или состоянием освобождения от страданий, и считал его высшим состоянием бытия.
Школа скептицизма
Люди испытывают страдания потому, что так или иначе пытаются выносить суждения о вещах. Пиррон (ок. 356—ок. 275 до н.э.) призывал людей к отказу от каких-либо суждений как способу обретения безмятежности духа. Это называется “эпохе”, или “воздержанием от суждения”. Согласно учению скептицизма, воздерживаться от вынесения каких-либо суждений следует потому, что человек все равно не может постичь истину.
Таким образом, в учениях стоицизма об избавлении от страстей (апатии), эпикуреизма — о радостном состоянии духа (атараксии) и скептицизма — о воздержании от вынесения суждений (эпохе) выразились попытки открыть каждому путь к достижению безмятежности духа. Следовательно, все вышеперечисленные школы рассматривали вопрос об абсолютности ценности, который пытались разрешить Сократ и Платон.
Неоплатонизм
Кульминацией философии эллинистическо-римского периода стал неоплатонизм, философские позиции которого наиболее ярко выразил Плотин (205—270 н.э.).
Плотин проповедовал “теорию эманации”, согласно которой все субстанции бытия проистекают из Бога. Он, в частности, утверждал, что от Бога поэтапно проистекают нус (разум), являющийся субстанцией, наиболее близкой к Божьему совершенству, затем дух и, наконец, несовершенная материя. Прежде греческая философия придерживалась дуализма, рассматривая Бога и материю как противоречащие друг другу субстанции. В противоположность этому, Плотин отстаивал монизм, утверждая, что Бог есть все.
Человеческая душа вливается в чувственный материальный мир и одновременно стремится вернуться от разума к Богу. Следовательно, люди не должны находиться в плену физических вещей, а их души должны возвыситься до уровня постижения Бога, тем самым соединяясь с Ним. Достижение этого уровня считается высшей добродетелью. Плотин утверждал, что полное слияние человека с Богом происходит в “экстазе”, который есть высшее состояние духа.
При Плотине эллинистическая философия достигла наивысшего расцвета, а неоплатонизм оказал большое влияние на христианскую философию, которую мы будем рассматривать ниже.
Представление о ценностях в период средневековья
Блаженный Августин
Блаженный Августин (354—430) заложил философскую основу Западного христианства. В его учении Бог предстает как вечная, неизменная, всеведущая, всемогущая субстанция, Существо, обладающее высшим добром, высшей любовью, высшей красотой, Творец Вселенной. В противоположность Платону, считавшему мир Идей по своей сущности независимым, Августин полагал, что Идеи служили прототипами всех предметов творения. В отличие от неоплатонистов с их учением о эманации мира из Бога, Августин отстаивал теорию сотворения, утверждая, что Бог по Своей воле сотворил мир из ничего, не пользуясь никаким материалом. Почему же тогда человек грешен? Согласно Августину, греховность человека происходит оттого, что прародитель Адам злоупотребил свободой и предал Бога. Падшие люди могут быть спасены только милостью Божьей. Августин утверждал, что путь к истинному счастью заключается в вере в Бога, надежде на спасение души и любви к Богу и ближнему, и проповедовал три добродетели: веру, надежду и любовь.
Фома Аквинский
Фома Аквинский (1225—1274), заложивший прочное основание христианской теологии, разделял добродетели на религиозные и этические. К религиозным добродетелям он относил основные добродетели христианства: веру, надежду и любовь, а к этическим — четыре основные добродетели греческой философии: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Религиозные добродетели, высшей из которых считалась любовь, должны вести к благодати, и люди подготавливаются к принятию благодати через любовь к Богу и ближнему. Этические добродетели находятся в гармонии с велением разума. Этические добродетели рассматриваются как средство обретения религиозных добродетелей.