Архитектура философского града
Философия в своей исторической ретроспективе не представляет из себя поток, двигающийся в направлении совершенствования философского знания. Философия - вещь в истории статичная. Но это не значит, что она представляет из себя «болото», в которое неизбежно и безнадежно завязают все, кто имеет неосторожность туда залезть. Вернее всего, если применять терминологию Августина и арабских мыслителей средних веков, философия представляет из себя «Философский Град», «Град» философских систем, блуждающий как мираж между вечным «Божьим Градом» и изменчивым «Градом Земным». Если «Град Божий» и «Град Земной» четко оформлены в структуре ментальности человеческой культуры, как «сакральный» и «профанный» порядки, то «град Философов» – это «виртуальный» порядок ментальности, не имеющий места, это «утопия», иногда входящая в мир иной, мир «Зазеркалья», мир «Великих Миражей».
В ситуации когда «Бог умер», функции «Божьего Града» переходят к «Философскому Граду», хотя с этой новой ролью сама философия до сих пор не может справиться. В этом огромная вина философии перед человеческой культурой.
«Философский Град» обладает некоторыми характеристиками вечного «Божьего Града», ибо в философии плохо действует историческое время, она представляет из себя творчество в двух координатах времени: в «дантовых» координатах вечности и в «бальзаковых» координатах истории. А потому Ясперс прав, считая, что в философии отсутствует развитие, и она недалеко ушла от Платона. И это верно, ибо философия размышляет о вечном, а потому в своих лучших образцах переходит в координаты вечности.
Странен этот «Град Великих Миражей». В этом «Философском Граде» постройки разного характера - есть изумительные по совершенству здания-творения, охраняемые сообществом философов как памятники, но есть заброшенные и забытые, есть лачуги и шалаши, есть новые постройки. Но все они составляют единую топологию этого «Града», единый Ландшафт, - где каждое строение составляет неотъемлемую часть колорита и «души» этого «Града Философов». Основу этого «Града» составляют фанатики мысли - Философы, которые в тиши создают новые конфигурации Ландшафта этого «Града» или же с шумом и эпатажным видом бегают средь бела дня с фонарем, ища «Человека». Есть фундамент «Философского Града» – Классические Философы, проблематика философствования которых – это вечная проблематика философии, - таковы Платон и Аристотель, Локк и Кант… Но есть менее талантливые, которые создают свои постройки в рамках больше бальзаковых координат истории, чем в «дантовых» координатах вечности – это Исторические Философы. Их философствование обусловлено определенным историческим моментом, актуально в определенный исторический период, и к ним обращаются иногда для прояснения некоторых вопросов, всегда с учетом исторического периода, в котором они творили. Но граница между Классическими и Историческими Философами условна.
Странна и абсурдна структура этого города «Зазеркалья»: нищие и голодные истинные творцы этого «Града» не живут в центре и в фешенебельных квартирах, - они живут на периферии, в трущобах, вылезая из своих «Бочек», греются у костра, подставляя поочередно то один, то другой подмерзший бок, греются теплом души друг друга, но спорят и ругаются до безумства друг с другом, задирают друг друга. Они живут вечно, и все вместе у этого костра «Логоса»
Там греет опухшие от водянки свои ноги дерзкий Гераклит; иронизирует чудаковатый Сократ; декламирует «божественный» Платон; прогуливается со своими учениками Аристотель, краснеет от дерзких шуток застенчивый стоик Зенон. Там исповедуется Августин; пишет очередное письмо своей возлюбленной кастрат Абеляр; молчит, «набычившись», Фома.
Там, стараясь быть незаметным, возлежит под одеялом Декарт; молится уродливый Мальбранш; подозрительно смотрит на всех заносчивый Руссо, - его задирает саркастичный Вольтер; о чем-то думает педантичный Кант; проповедует параноик Конт, лежит, положив голову на стопку книг, истощенный Спенсер. Там раздает автографы Диониса Ницше, очаровывает всех красноречием Бергсон. Там сидят вдалеке Маркс и Энгельс; там читает книгу подслеповатый Лавров; пишет стихи Вл. Соловьев; лохматит волосы Бердяев; ворочает глыбами знаний Кареев, сидит в лагерной телогрейке библиофил Лосев..
Там с удовольствием греется Пирс; где-то вдалеке, «за кустиками» проводит очередной сеанс психоанализа с женщинами Фрейд, - на него с иронией смотрит Юнг; говорит много и непонятно Гуссерль; молчит и все поглядывает на свою «лесную тропу» Истины отягощенный своей «виной» Хайдеггер; лечит всех философский «фельдшер» Витгенштейн.
Там переводит очередную книгу несчастный Петров; забавляет «раблезианской» шуткой Бахтин; скучает по «тропической печали» Леви-Стросс, рисует диаграммы ментальности Фуко, блещет оригинальностью преследуемый манией суицида Делёз, поглядывая на Маркса, обдумывая план своей последней работы «Величие Маркса»; к ним безуспешно пробует пристроится «инородец» - профессор Мамардашвили.
Внешний же и броский фасад этого «Града» создает самая многочисленная часть населения «Философского Града» - огромная армия философствующих интеллигентов или, как писал Ф. Ницше в «По ту сторону добра и зла. Пролегомены к философии будущего» (аф.211) – «научных работников» в философии, являющихся слугами Философов (хотя таковыми себя не считающих, вернее, наоборот): напыщенных сытых (и туповатых) «генералов от философии», «бизнесменов от философии» - чиновников и администраторов, шкодливых «борзописцев», «шарящих» по чужим карманам «воришек», подбирающих «объедки» бесталанных бродяг и случайных туристов.
В этом отношении интересно неоднократно повторяемое в вариантах высказывание А. Эйнштейна сказанное в отношении науки, где ситуация не на много лучше, и это высказывание можно отнести и к философии: «Храм науки – строение многосложное. Различны прибывающие в нем люди и приведшие их туда духовные силы. Некоторые занимаются наукой с гордым чувством своего интеллектуального превосходства, для них наука является тем подходящим спортом, который должен им дать полноту жизни и удовлетворение честолюбия. Можно найти в храме и других: плоды своих мыслей они приносят здесь в жертву только в утилитарных целях. Если бы посланный богом ангел пришел в храм и изгнал из них тех, кто принадлежит к этим двум категориям, то храм катастрофически опустел бы» (Эйнштейн А. Собрание научных трудов в 4-х томах. Т.IV. м. 1967. С.39).
Но, надо быть справедливым, есть самая благородная и часто почти нищая часть философствующих интеллигентов, из которых часто и рекрутируются Философы - это преподаватели, просветители и переводчики, - которые являются носителями философской мысли этих Философов; хотя, часто и её извратителями, уничтожающими своими интерпретациями живую мысль Философов. Иногда они часто до такой степени засоряют своими «мыслями» «Философский Град», что Философам хочется его покинуть.
Философ – это идиот в многочисленной толпе этих философствующих интеллигентов, он обычно бывает в их среде одинок. Даже те, кто из Философов был в сфере академической философии, то он не долго там задерживался, - ибо он слишком свободен в своем философствовании; а если он задерживался, то был на маргинальных позициях, - ибо им некогда делать карьеру и заниматься кафедральными склоками – он мыслит. Вспомним И. Канта, который оплачиваемую должность профессора получил только в 46 лет, а до этого, будучи приват-доцентом, которые не получали жалованья, был вынужден просить должность помощника библиотекаря, которая ему было предоставлена лишь в 42 года.
Но смысловую основу и реальное бытие этого «Философского Града» составляют именно часто несчастные, конфликтные и неудачливые в продвижении по рангам иерархии служебной лестницы «временщиков», нищие в материальном отношении Философы.
ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ
1. ГЕГЕЛЬ О ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ
2. ИСТОРИКИ ФИЛОСОФИИ О ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ
3. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ