Мыслители о русской идее

К мыслителям, в разное время разрабатывавшим концепцию русской идеи следует отнести: Ф. Достоевского, В. Соловьева, И. Ильина, М. Булгаков, Н. Бердяева и других.

Слова В. Соловьева подтверждают религиозную направленность «русской идеи»: «Что русская идея «не имеет в себе ничего исключительного и партикуляристического, что она представляет собой лишь новый аспект самой христианской идеи, что для осуществления этого национального призвания нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них». Как и смысл книги Н. Бердяева «Русская идея», которую в своей работе приводит А. Гулыга: «Братство народов, искание всеобщего спасения», есть у Бердяева еще более лапидарная формула русской идеи: «все ответственны за всех».

Вот как видит предназначение русского народа русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения Ильин И.А.: «Мы должны надеяться, далее, на духовные силы национальной России. Тот, кто сомневается в них, пусть изучает русскую историю и пусть увидит, какие природные, пространственные и исторические бремена поднял русский народ, создавая на протяжении тысячелетия свое единство, строя свое государство, отстаивая свою веру и творя свою культуру. Пусть припадет он душою к тем источникам, из которых русский народ черпал свои силы: к его молитве, к его совестным исканиям, к его патриотическому и национальному чувству, к его художественному созерцанию, к его государственной воле, к самобытности его на всех путях жизни. Надо утвердить свой дух в духе национальной России; надо слить свой инстинкт с русским национальным инстинктом самосохранения. И тогда нам откроется, что русский народ искони обретал свою силу через молитву, верность и жертвенное служение».

Многие века русский народ жил для кого-то: для ига, для помещиков, для национальных окраин советского союза, самодержавия российской империи. На сегодня наши предки построили то, что у нас есть – великое государство, которое вполне может существовать автономно. И теперь у русского народа появилась цель – жить для себя. Для собственного развития. Не становиться ступенькой для других, которые наступая на нее, становятся выше. Не кормить весь мир, не жить ради всех, а прокормить в первую очередь себя, научиться жить для себя. Но для себя не на подобии западного либерализма, а на основе древнерусской общинности, когда в обществе царит добродетель. Добродетель же не может существовать в разрозненном обществе. Русскому народу стоит объединяться, чтобы сотворить свои идеалы и следовать им, а не поддаваться уловкам, прививая себе либеральные псевдо ценности. Вот путь русского народа, который для него.

Продолжать те же традиции, которые развивают данные мыслители не стоит. Русская идея должна основываться на развитии Русского народа, а не на его самопожертвовании, нить которого тянется через всю историю страны с момента принятия христианства.

«Мы должны надеяться на Бога, на духовные силы национальной России и на самих себя, верных Богу и родине. И только; этого довольно, и больше надеяться нам не на кого. И прежде всего, и больше всего - мы должны надеяться на Божию помощь, молитвенно призывать ее и укреплять свои души в Божиих веяниях и зовах»…

...«Первое: на чужие силы надеется лишь безвольный человек, а безвольный человек не победит никогда. Победа безвольного есть пустая видимость. Для него самая победа есть разновидность поражения, которая вот-вот обнаружит всю его немощь. И если он случайно «победит», то он не сумеет взять свою победу, а если он случайно возьмет ее, тоне удержит… Второе правило: затруднение и неудача ослабляют силу безвольного человека и укрепляют силу волевого. Волевой человек живет и рассуждает так: «Не удалось, - значит мало сил собрал, значит соберу их вдвое»…

... «Непреодолимо - значит, боролся не так, как надо, значит найду верный способ, может быть - недооценивал силы врага, переоценивал свои силы, плохо готовился, мало углублялся, неумело организовывал»… Затруднение заставляет волевого человека извлечь из самого себя еще больше силы, чем он извлекал доселе, но отнюдь не отнимает у него решимости и мужества. И, наконец, третье правило: из двух людей - к победе ближе тот, в ком сильнее любовь к делу, кому лично нечего терять и кто ничего не боится. Такой человек борется не «постольку - поскольку», а - без оговорок; не по принуждению, а добровольно; не по должности, а всей душой, не напоказ, а честно и грозно. Он отдает все, чтобы взять все, т. е., чтобы осуществить всю свою цель и удержать ее. Трудно представить себе, что могут сделать два волевых человека, которые укоренились в Боге и в патриотической верности, которые безусловно верят друг другу и сговорились друг с другом на жизнь и на смерть… А три таких человека? А десять? А тысячи?…Что же нам нужно? Глубокая вера в то, что наше дело - правое перед лицом Божиим и что молитвенное очищение души даст нам нужные силы. Сосредоточенная подготовка своей воли и своего умения. Не ошибающийся отбор волевых и, безусловно доверяющих друг другу людей. Выдержанный, трезвый расчет в борьбе. И неколеблющееся подчинение единому вождю и единому плану. Вот на что и на кого нам надо надеяться».

Наши рекомендации