Философия средних веков. Августин, Аквинский
Основные проблемы
проблема бытия-
это проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в чем не нуждается, но, в чем нуждается мир и человек. Поэтому категория «бытие» есть категория онтологическая. Онтология - философское учение о бытие как таковом, а не о бытие тех или иных вещей и явлений
проблемапознания- Это и отношения, в которые вступает человек в своей предметной, практической деятельности, осваивая и преобразуя природную и социальную действительность, и нравственное отношение к природе, обществу другим людям; эстетические, аксиологические (оценочные) и другие отношения. Все они являются предметом философского осмысления, и важное место среди них занимает познавательное отношение, илииными словами
проблема диалектики- Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. В античной философии ответ на этот вопрос разделил философов на «неподвижных» и «текучих». Впоследствии первый из этих взглядов получил название метафизического: он давал статичную картину мира, за вторым, дающим динамическую картину, закрепилось название диалектического.
проблема ценностей- Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезинтификацией личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей, таких как добро, истина, красота, польза, гуманизм, нравственность, эстетическое достоинство, свобода и т.д.
3. Философия и мировоззрение. Основные формы мировоззрения.
Философский тип мировоззрения.
Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира – те силы, которые правят миром.
В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация.
Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями.
Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение.
А так же:
Мифологический тип мировоззрения
Религиозный тип мировоззрения.
Философия древнего мира. Сократ, Аристотель, Платон.
1. Учение о брахме и атмане.
2. Концепция кармы и самсары.
Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης; 470/0%B3._%D0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D."469 г. до н. э., 0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%90%D1%84%D0%B8%D0%BD%D1%8B"Афины — 0%B3._%D0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D."399 г. до н. э., там же) — древнегреческий 0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84"философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, 0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0"диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.
Плато́н (др.-греч. Πλάτων, 0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D."428 или 0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D."427 до н. э., 0%90%D1%84%D0%B8%D0%BD%D1%8B"Афины — 0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D."348 или 0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D."347 до н. э., там же) — древнегреческий0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84"философ, ученик 0%A1%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82"Сократа, учитель 0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C"Аристотеля.
Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD"[1].
Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D."384 до н. э., Стагира, 0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%8F"Фракия — 0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D."322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) —0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F"древнегреческий 0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84"философ. Ученик 0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD"Платона. С 0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D."343 до н. э. — воспитатель 0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9"Александра МакедонскогоHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C"[1]. В 0%B3%D0%BE%D0%B4_%D0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D."335/0%B3%D0%BE%D0%B4_%D0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D."4г. до н. э.0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C"[2] основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или 0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8"перипатетическую школу). 0%9D%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82"Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник 0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0"формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на 0%9E%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F"онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято 0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9"Фомой Аквинским и развито 0%A1%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0"схоластическим методом.
Философия средних веков. Августин, Аквинский
Средневековая философия основывалась на нескольких принципах: креационизм, теоцентризм, монотеизм и провиденциализм.
Августи́н Блаже́нный Аврелий (0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA"лат. Aurelius Augustinus Hipponensis, Блаже́нный Августи́н; 13 ноября 354 года,0%A2%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%81%D1%82&action=edit&redlink=1"Тагаст, Нумидия, Северная Африка — 28 августа 430 года, Гиппон, близ 0%9A%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)"Карфагена, Северная Африка) —0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE"христианский 0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5"теолог и 0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84"философ, влиятельнейший 0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C"проповедник, 0%95%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF"епископ Гиппонский (с 395 года). Один из0%9E%D1%82%D1%86%D1%8B_%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8"ОтцовHYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D1%86%D1%8B_%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8" христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской 0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8"философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в 0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F"западноевропейской философии и 0%9A%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F&action=edit&redlink=1"католической теологии до XIII века, когда его в целом сменил христианский аристотелизм 0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9"Альберта Великого и 0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9"Фомы Аквинского. Но августинизм остался доминирующей философией ордена 0%90%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD"августинцев, оказал огромное влияние на августинца Мартина Лютера. Учение Августина о предопределении, вырванное из контекста догматов православной и католической церкви, стало основой 0%9A%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC"кальвинизма и теологии отделившихся от него групп — 0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B"индепендентов.
Фома́ Акви́нский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат, 0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA"лат. Thomas Aquinas, итал. Tommaso d'Aquino; родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7_%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0"7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около0%A0%D0%B8%D0%BC"Рима) — итальянский0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9"[1]HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9"[2] 0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84"философ и 0%A2%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3"теолог, систематизатор ортодоксальной 0%A1%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0"схоластики, 0%A3%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8"учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель 0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC"томизма, член0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD"ордена 0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%8B"доминиканцев; с 0%B3%D0%BE%D0%B4"1879 года признан наиболее авторитетным 0%9A%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC"католическим религиозным 0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84"философом, который связал 0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE"христианское вероучение (в частности, идеи 0%90%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9"Августина Блаженного) с философией0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C"Аристотеля. Сформулировал 0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9"пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.